Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 0
и ошибками исполнения первой коррекции, в |
9 час 40 |
мин |
16 ноября была проведена вторая коррекция |
траектории |
на |
расстоянии 236 тысяч километров от Земли. Для более точного попадания спускаемого аппарата в коридор входа в атмосфере Земли 17 ноября в 8 час 36 мин была проведена коррекция траектории на расстоянии 120 тысяч километров от Земли.
Проведение коррекции обеспечило выполнение поставлен ной задачи. Спускаемый аппарат вошел в заданный коридор.
Таким образом, траектория полета станции «Зонд-6» отно сится к классу близких облетных траекторий. Она сложным образом изгибается в пространстве и изобразить ее на плоско сти нельзя. Поэтому рис. 87 отражает просто схему полета, но не вид траектории в пространстве.
На третьем этапе осуществлен вход в атмосферу, управляе мое движение в ней с одновременным гашением скорости и по садка на территории Советского Союза.
В ы х о д на о р б и т у с п у т н и к а Л у н ы . Траектория полета космического аппарата к Луне с целью последующего перехода на орбиту спутника Луны принципиально ничем не отличается от траекторий попадания или облетных траекторий. В сообщении ТАСС читаем:
«В соответствии с программой исследования космического пространства 13 июля 1969 года в 5 час 55 мин по московско му времени в Советском Союзе осуществлен старт ракеты-но сителя с автоматической станцией «Луна-15». Запуск станции к Луне произведен с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли. Цель полета — отработка бортовых систем автоматической станции и дальнейшее проведение научных ис следований Луны и окололунного пространства».
«С целью обеспечения подлета станции к Луне на заданном расстоянии 14 июля была проведена коррекция траектории ее движения. При подлете к Луне автоматическая станция была сориентирована в космическом пространстве и в 13 час (17 ию ля) по московскому времени была включена ее двигательная установка. В этот момент станция находилась над невидимой с Земли стороной Луны. После торможения станция «Луна-15» вышла на орбиту искусственного спутника Луны».
Таким образом, на участке полета к Луне здесь имеют ме сто уже рассмотренные этапы: выход на орбиту спутника Зем ли, старт с этой орбиты, пассивный полет к Луне и коррекция траектории. Общая продолжительность полета к Луне состав ляла 102 часа, т. е. 4 суток 6 часов, что как раз отвечает хоро шим условиям видимости станции на начальном периоде вре мени полета по селеноцентрической орбите. Добавился лишь
271
один новый этап — торможение с целью перехода на орбиту спут ника Луны. О необходимости тор можения мы уже говорили ранее: Луна сама не в состоянии затор мозить станцию.
Для перехода на орбиту спут ника Луны станция могла быть заторможена в различных точках подлетной траектории. Однако при переходе от одной точки тра ектории к другой скорость полета станции и расстояние ее от по верхности Луны будут беспре рывно изменяться. Следователь но, для создания спутника Луны при торможении в различных
точках подлетной траектории потребуются различные скорости торможения. Отсюда возникает вопрос: а в какой точке траек тории выгодней всего тормозиться, чтобы расход энергии был минимален? Тщательный анализ этого вопроса дает следую щий ответ: торможение необходимо производить в вершине подлетной гиперболы (рис. 88). Пусть R есть радиус орбиты спутника Луны, которую необходимо получить после торможе ния. Тогда подлетная ветвь гиперболической траектории в ре зультате коррекции должна быть так подведена к Луне, чтобы вершина гиперболы находилась на конечной круговой орби те, а плоскости обеих орбит совпадали. Для перехода на ор биту спутника торможение должно производиться в вершине гиперболы. Если переход на заданную круговую орбиту про изводить с какой-либо иной подлетной траектории (например, с траектории 4, изображенной на рис. 88), то импульс необхо димо прикладывать в точке а. При этом потребуется значи тельно больший расход энергии, чем в случае торможения в вершине гиперболы. Если, далее, мы обратимся к рис. 88, то видим, что вершина подлетной гиперболы расположена за Лу ной, если смотреть на нее с Земли. Вот теперь становится по" нятной фраза из сообщения ТАСС: «В этот момент (т. е. в мо мент включения двигательной установки) станция находилась над невидимой с Земли стороной Луны».
Точно так же протекал полет станции «Луна-10». Эта стан ция стартовала с орбиты спутника Земли со скоростью около 11 км/сек и на подходе к сфере действия Луны имела скорость около 1 км/сек относительно Луны. Это значительно превыша
272
ет вторую космическую скорость для Луны на границе сферы ее действия, составляющую 0,383 км/сек. Поэтому в дальней шем станция двигалась по гиперболической пролетной траек тории, продолжая разгоняться силами лунного притяжения. В момент прохождения вершины гиперболы скорость ее попрежнему превышала вторую космическую.
При полете станции «Луна-10» вершина гиперболы была удалена почти на 1000 км от поверхности. Скорость станции в
момент прохождения |
этой точки |
составляла примерно |
2,1 км/сек, а вторая |
космическая |
для этой точки равна |
1,59 км/сек. Вот поэтому Луна не могла захватить аппарат и превратить его в спутник: слишком велика была скорость стан ции. Поэтому перевести ее на орбиту спутника можно было только с помощью тормозного двигателя. В результате воздей ствия тяги двигателя, направленной навстречу скорости дви
жения |
станции, |
скорость станции |
была |
уменьшена до |
|
1,25 км/сек и она перешла на орбиту спутника Луны. |
|||||
В о з в р а щ е н и е с Л у н ы |
на З е м л ю . |
Автоматическая |
|||
станция |
«Зонд-5» |
совершила |
посадку |
в Индийском океане. |
Американские «Аполлоны» приводнялись северо-восточнее Австралии в районе экватора. Станция «Зѳнд-6», чтобы при землиться на территории Советского Союза, совершила гро мадный, исчисляемый несколькими тысячами километров, ска чок в атмосфере. Почему побывавшие у Луны космические ап параты вынуждены садиться в районе экватора Земли, а что бы сесть в северные широты, — выполнять сложные управ ляемые маневры в атмосфере Земли? Неужели нельзя подо брать траектории, начинающиеся у Луны и оканчивающиеся в заданных точках на поверхности Земли?
Чтобы разобраться в поставленных вопросах, необходимо обратиться к динамике полета космического аппарата от Лу ны к Земле.
Траектория полета космического аппарата к Земле может начинаться либо прямо с поверхности Луны (прямой старт), либо с промежуточной орбиты спутника Луны (по схеме поле та американских кораблей «Аполлон»), либо после облета ее. Иначе говоря, все эти траектории будут выходить к Земле из сферы с радиусом примерно 2000 км. Радиус этой сферы виден с Земли под углом около 20 угловых минут.
Чтобы преодолеть притяжение Луны и вернуться на Землю, космический аппарат на границе сферы действия должен иметь скорость около 400 м/сек. Ввиду этого траектории воз вращения и, следовательно, скорости подлета к Земле будут близки к параболическим. Космический аппарат будет входить
38 Ю. Ф. Авдеев |
273 |
в атмосферу Земли почти со второй космической скоростью. При отлете от Луны космическому аппарату можно придать различное направление скорости и в зависимости от этого бу дет меняться вид траектории полета к Земле и угол входа в. атмосферу Земли. Траектории типа 1 (рис. 89) входят в ат мосферу под прямым углом. Подлетая к Земле со скоростью примерно 11 км/сек, космический аппарат не успеет погасить
скорость в верхних слоях ат
|
мосферы и основное тормо |
||
|
жение его происходит в низ |
||
|
ких, |
достаточно |
плотных |
|
слоях, на относительно не |
||
|
большой длине пути. Ввиду |
||
Рис . 89. Траектория возвращения |
этого |
возникают |
чревычай- |
от Луны к Земле. |
но высокие перегрузки, до |
стигающие 300—400 единиц. (Напомним, что хорошо тренированный человек в состоянии перенести кратковременную перегрузку всего 15—20 единиц.) Действие таких перегрузок эквивалентно, например, удару о твердую преграду и человеческий организм перенести ее не сможет. Вот поэтому и выбирают такие траектории, которые входят в атмосферу Земли полого, при движении по которым происходит плавное, постепенное торможение космического ап парата, начинающееся в верхних слоях атмосферы. Этим усло виям отвечают траектории, перигей которых лежит в атмосфе ре Земли (траектория типа 3 на рис. 89). Конечно, когда кос мический аппарат начнет тормозиться в атмосфере Земли, то атмосфера изменит траекторию движения и он не достигнет точки перигея. Значит, понятие перигей имеет здесь некоторое условное значение, так как космический аппарат пройдет че рез перигей, если Землю лишить атмосферы. По этой причине баллистики ввели понятие высоты условного перигея, подчер кивая тем самым условность этой величины. Для обеспечения нормальной посадки станций «Зонд-5» и «Зонд-6» высота ус ловного перигея составляла 45 км. При полете по траектории с высотой условного перигея 45 км происходит плавное тормо жение и даже в случае неуправляемого (баллистического) спуска перегрузка не превышает 10—12 единиц, т. е. такие перегрузки уже может перенести человеческий организм. Од нако посадка в этом случае будет производиться где-то в районе расположения точки условного перигея над поверх ностью Земли.
Обратимся к рис. 90. Из него видно, что широта точки условного перигея непосредственно зависит от положения
274