Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
из них такие, которые позволили осуществить облет Луны и возвратиться на Землю. Однако к этому мы вернемся несколь ко позже.
Специальные орбиты полета к Луне
В зависимости от поставленных целей полета к Луне все орбиты можно условно разделить на следующие основные классы:
—попадание в Луну;
—облет Луны;
—выход на орбиту спутника Луны;
—возвращение с Луны на Землю.
Такое разделение произведено совсем не -случайно. Каждо му из названных классов орбит присущи «персональные» осо бенности и характеристики. Например, по скоростям отлета с Земли, по необходимой точности выведения на орбиту и др. Там, где не будет специально оговорено, будем предполагать, что старт космического аппарата к Луне производится с орби ты спутника Земли высотой 200 км, причем плоскость ее совпа дает с плоскостью орбиты Луны.
П о п а д а н и е в Луну . Задача попадания в Луну являет ся наиболее простой из всех задач, связанных с полетами к Лу не. Достаточно упомянуть хотя бы то обстоятельство, что для приближенного расчета орбиты полета к Луне можно прене бречь влиянием притяжения ее. Результаты расчетов показы
вают, что при старте с минимальной на
|
|
|
чальной скоростью за счет |
пренебреже |
|
|
|
|
ния притяжением Луны получается про |
||
|
|
|
мах в несколько десятков километров от |
||
|
|
|
носительно центра Луны. По мере увели |
||
|
|
|
чения начальной скорости величина про |
||
|
|
|
маха уменьшается и с приближением ско |
||
|
|
|
рости отлета к параболической становит |
||
|
|
|
ся менее одного километра. |
|
|
|
|
|
При эллиптических начальных -скоро |
||
|
|
|
стях сближение космического аппарата с |
||
|
|
|
Луной возможно по двум типам траекто |
||
|
|
|
рий ■— на восходящей ветви и на нисходя |
||
|
|
|
щей ветви (рис. 82). |
При |
гиперболиче |
Р и с. |
82. |
Два типа |
ских начальных скоростях, очевидно, до |
||
стижение Луны возможно только на вос |
|||||
траекторий |
попадания |
ходящей ветви. |
|
|
|
|
в Луну: |
с увеличением на- |
|||
/ — |
Земля; |
2 — Луна. |
Естественно, что |
Рис . 83. Время полета до орбиты Луны.
чальной скорости отлета от Земли время полета к Луне сокра щается. Это наглядно иллюстрируется графиком, данным на рис. 83. На нем по горизонтальной оси отложена величина АѴ, показывающая превышение скорости отлета над параболиче ской (напомним, что параболическая скорость отлета равна 10,99967 км/сек, минимальная скорость— 10,90525 км/сек). Когда ДК имеет положительный знак, то фактическая ско рость отлета равна параболической плюс АУ. Наоборот, если АѴ отрицательна, то скорость отлета равна параболической минус ДИ. В практически осуществимых полетах время полета может изменяться в пределах от 4,5 до 1,5 суток.
Но стартуя с Земли со скоростью, близкой ко второй кос мической, мы еще не гарантированы, что можно уверенно до стичь Луны. В нее надо попасть, а для этого необходимо очень точно прицелиться. Вот несколько цифр, которые наглядно ха рактеризуют необходимую точность попадания в Луну. При скоростях старта с орбиты спутника Земли, меньших чем пара болические на 50—60 м/сек, т. е. при полете по эллиптическим орбитам, предельные ошибки по скорости составляют 10 м/сек, а по углу наклона ее ■— 0,4°. И это при скорости отлета раке ты около 11 км/сек! При превышении ошибок выведения по сравнению с указанными ракета не попадет в Луну. А ведь нужно попасть не просто в Луну, а в некоторую ограниченную,
261
видимую с Земли область, т. е. стартовать необходимо еще с большей точностью! При скоростях отлета, превышающих па раболические, т. е. при полете к Луне по гиперболическим ор битам, требования к точности выведения несколько ослабля ются и предельные ошибки по скорости возрастают до 20— 40 м/сек, а по углу, наоборот, уменьшаются до 0,3°. Однако от клонения орбиты определяются совместным влиянием погреш ностей по скорости и углу. Учитывая также влияние других по грешностей, например, неточное значение массы Земли, приво дящих к отклонению орбиты, можно считать, что для полетов по попадающим траекториям к Луне с начальными гиперболи ческими скоростями погрешности выведения не должны пре вышать по скорости 10—20 м/сек, по углу 0,15—0,20°.
В случае старта со средних широт, т. е. с территории Совет ского Союза, когда плоскость орбиты полета не совпадает с плоскостью орбиты Луны, требования к попадающим орбитам становятся еще более жесткими. Например, для второй совет ской космической ракеты («Луна-2»), которая совершала по лет к Луне по гиперболической орбите, погрешность в скорости выведения, равная 1 м/сек, приводит к отклонению точки встречи с Луной на 250 км. Иначе говоря, при старте с ошиб кой в скорости более 7 м/сек ракета пройдет мимо Луны. От клонение вектора скорости от его расчетного направления на одну угловую минуту вызывает смещение точки встречи на 200 км, т. е. допустимая ошибка не должна превышать 8 угл. минут. На отклонение точки встречи с Луной существенное влияние оказывают также и другие факторы, в частности, ошибки во времени старта. Расчеты показывают, что при отличии времени старта от расчетного на 10 секунд имеет ме сто отклонение точки встречи на поверхности Луны до
200 км.
Таким образом, можно считать, что для попадания в Луну при пуске ракеты с территории Советского Союза погрешность в скорости в конце участка выведения не должна превышать нескольких метров в секунду, а отклонение вектора скорости от его расчетного направления не должно быть более 0,1 гра дуса. Вот теперь можно наглядно представить, сколь велика должна быть точность работы системы управления, чтобы мно готонную громаду мощностью в миллионы лошадиных сил точ но направить к Луне.
В качестве примера рассмотрим траекторию первого поле та на Луну. Старт второй советской космической ракеты к Лу не был осуществлен 12 сентября 1959 года. Запуск произво дился с помощью многоступенчатой ракеты. Вначале ракета
262
поднималась вертикально вверх от поверхности Земли. Затем,
•подчиняясь действию программного механизма автоматиче ской системы, управляющей ракетой, ее траектория стала по степенно отклоняться от вертикали. Одновременно с этим бы стро нарастала ее скорость. В конце участка разгона послед няя ступень ракеты набрала скорость 11,2 км/сек, превысив вторую космическую скорость; выйдя на гиперболическую ор биту полета к Луне. На последующее движение ракеты вплоть до вхождения ее в сферу действия Луны основное влияние ока зывает Земля. По этой причине в первом приближении траек торию движения ракеты относительно Земли можно предста вить в виде гиперболы, в фокусе которой находится Земля. Наибольшее искривление орбиты будет у Земли, и с удалени ем от Земли она будет распрямляться.
По мере удаления от Земли в соответствии с законами не бесной механики скорость полета будет постепенно убывать. Так, на высоте 1500 км скорость ракеты относительно центра Земли была немного больше 10 км/сек, и на высоте 100 тыс. км она равнялась уже примерно 3,5 км/сек. В последующем поле те она уменьшилась до 2 км/сек. В дальнейшем за счет все воз растающего влияния Луны уменьшение скорости прекрати лось и она снова стала возрастать, достигнув на сфере дейст вия Луны 2,3 км/сек. В 0 час 2 мин 20 сек по московскому вре мени 14 сентября 1959 года, т. е. спустя полтора суток полета, ракета достигла поверхности Луны, имея при этом скорость около 3,3 км/сек. Точка встречи с Луной располагалась в райо
не моря Ясности в 800 км от |
центра |
видимого диска |
Луны. |
В момент встречи траектория |
ракеты |
была наклонена |
к по |
верхности Луны под углом 60°. Последняя ступень ракеты-но сителя также достигла поверхности Луны.
Полет станции «Луна-2» происходил по так называемой жесткой траектории, характеризующейся сравнительно малым полетным временем (примерно 1,5 суток), вследствие чего представилась возможность занизить требования к точности выведения ракеты на орбиту полета. Однако недостатком пря мого старта к Луне, как об этом уже говорилось ранее, являет ся то, что, с одной стороны, увеличиваются энергетические затраты на разгон ракеты, и, с другой, полет к Луне произво дится при отрицательных склонениях ее, что невыгодно для работы средств обеспечения и наблюдения за станцией, рас положенных на территории Советского Союза. Чтобы исклю чить эти недостатки, в последующих пусках применялась иная схема полета к Луне, использующая старт с промежуточной орбиты спутника Земли с увеличением времени полета. По та
263
|
|
кому |
маршруту совер |
||
|
|
шила полет к Луне ав |
|||
|
|
томатическая |
станция |
||
|
|
«Луна-9». |
|
|
|
|
|
Схема |
полета авто |
||
|
|
матической |
станции |
||
Р и с. 84. Схема полета |
к Луне станции |
«Луна-9» изображена |
|||
«Луна-9»: |
|
на рис. 84. Эта схема |
|||
1 — промежуточная орбита; 2 — разгон к Лу |
имеет |
следующие ос |
|||
не; 3 — коррекция |
траектории. |
новные |
особенности,, |
||
|
|
разделенные по отдель ным этапам полета.
1. На первом этапе полета ракета-носитель вывела на ор биту спутника Земли автоматическую станцию «Луна-9» с ра кетным блоком, предназначенным для последующего разгона с орбиты спутника Земли. Орбита спутника Земли характери зуется следующими параметрами:
—высота перигея — 173 км;
—высота апогея — 224 км;
—■наклонение орбиты к плоскости экватора — около 52°. Старт с поверхности Земли был произведен 31 января 1966 года. Выбор такой даты был приурочен к наступлению лунного утра в районе Океана Бурь. В этот период создаются наиболее благоприятные условия для функционирования стан ции на Луне и обзора ее поверхности. В момент посадки стан ции Солнце находилось над местным горизонтом под углом около 3°. Одновременно с обеспечением посадки в лунное утро выбиралось такое положение Луны, когда она находилась от носительно высоко над плоскостью экватора Земли. Выпол нение последнего условия позволило расширить интервалы прямой радиовидимости Луны с территории Советского Союза. 2. На втором этапе полета осуществлен запуск разгонного ракетного блока и автоматическая станция выводится на тра екторию полета к Луне. Включение разгонного блока произ водилось автоматической системой управления спустя пример
но три четверти витка орбиты спутника Земли.
Понятно, что суммарный расход топлива, а следовательно,, и вес научной аппаратуры станции существенным образом за висит от энергетических затрат на разгон с орбиты спутника Земли, на коррекцию движения и торможение перед посадкой на Луну. При сокращении продолжительности полета увеличи ваются затраты топлива на разгон у Земли и на торможение у Луны, но из-за более слабого влияния ошибок выведения уменьшается расход топлива на коррекцию. Например, если
264 |
I |