Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Без двадцати минут двенадцати прямо по курсу был замечен айсберг. Распознав его, вперёдсмотрящий предупредил: «перед нами - лёд», и три раза ударил в колокол, что означало опасность, преграду прямо по курсу. После он бросился к телефону, соединявшему «воронье гнездо» с мостиком. Находившийся на мостике шестой помощник ответил мгновенно и услышал выкрик «лёд прямо по носу!». Тут же помощник обратился к вахтенному офицеру и повторил услышанное предупреждение. Тот бросился к телеграфу, поставил его ручку на «стоп» и крикнул: «право на борт», одновременно передав в машинное отделение приказ: «полный назад».
К сожалению, айсберг увидели только на расстоянии около 650м. Для такого огромного и маломаневренного корабля этого оказалось неимоверно мало. Предпринятые действия дали избежать лобового столкновения, но, к несчастью, правым бортом «Титаник» задел подводную часть айсберга. В итоге были повреждены пять из шестнадцати водонепроницаемых отсеков. Общая длина повреждений составила около девяноста метров.
Пассажиры верхних палуб практически не почувствовали столкновения, в отличие от людей на нижних палубах. Паники на тот момент пока что еще не было.
Спустя двадцать минут капитан приказал начать срочную эвакуацию, передавать сигналы SOS и запускать сигнальные ракет, дабы их заметили близпроходящие корабли. Команда титана абсолютно не была подготовлена к таким ситуациям, поэтому процесс эвакуации был организован чересчур плохо. Помимо этого, шлюпок было совсем недостаточно. Имеющиеся могли вместить только тысячи ста семидесяти восьми человек, то есть ненамного больше половины всех пассажиров. Но даже так, шлюпки спускались на воду полупустыми, что было крайне странно. В первую очередь спасали женщин и детей, но и некоторым мужчинам удавалось обманом пробираться на шлюпки.
Сигналы бедствия приняли несколько суден, но почти все они были слишком далеко от нашего титана. В двадцать пять минут первого сообщение о трагедии на крупнейшем лайнере получило судно «Карпатия», которое находилось на расстоянии девяносто трёх километров от места крушения. Капитан «Карпатии» направил своё судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, сумела развить в ту ночь рекордную для себя скорость в семнадцать с половиной узлов — ради этого на судне были выключены абсолютно все приборы, работающие на электричестве, и отопление.
Было ещё одно судно, находившееся ближе к нашему лайнеру, чем «Карпатия» — всего в восемнадцати с половиной километров. Речь идёт о лайнере «Калифорниэн». Теоретически, он мог бы оказать помощь. Но «Калифорниэн» был окружён льдами, и поэтому его капитан решил остановить судно и продолжить путь только утром.
Вдобавок ко всему на «Титанике» не было красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была такой высокой, что никто даже не удосужился взять красные ракеты. И тогда было решено давать залпы простыми белыми. Расчёт был на то, что экипаж корабля, находящегося поблизости, догадается, что с «Титаником» случилась беда.
Паника началась в час двадцать минут, когда вода затопила половину передней части палубы. Безумное множество технических и человеческих ошибок, которые сопровождали эвакуацию пассажиров с борта лайнера, привело к такому огромному количеству жертв. Случайно выпавшие или спрыгнувшие за борт люди попадали в ужасно ледяную воду, из которой их даже не пытались спасти.
Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С. Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках.
К двум часам ночи почти все шлюпки были спущены на воду. Все каюты были затоплены. Некоторые люди осознавали неминуемость смерти и не суетились, а большинство пассажиров подверглись панике, так как крен «Титаника» был критическим. В результате того, что кормовая часть судна возвышалась над водой, а его передняя часть стремительно уходила под воду, центр лайнера испытывал предельную нагрузку.
После двух часов пяти минут была спущена последняя шлюпка, и у тех, кто остался на корабле (а это полторы тысячи человек), не было никаких шансов выбраться. Пытаясь спастись, все люди ринулись в сторону кормы. В два часа пятнадцать минут обрушилась первая дымовая труба, в два часа шестнадцать минут отключилась электроэнергия. В два часа восемнадцать минут корпус судна разломился пополам. Нос быстро пошел ко дну, а кормовая часть сначала приняла горизонтальное, а затем вертикальное положение и стала погружаться под воду. Ровно в два часа двадцать минут «Титаник», крупнейший лайнер, затонул окончательно.
Примерно в четыре часа ночи в районе тонущего титана появилась «Карпатия». Этот корабль поднял на борт семьсот двенадцать человек, после чего взял курс на Нью-Йорк. Среди спасённых: 394 человека — женщины и дети, 129 человек — мужчины, и ещё 189 человек — члены корабельного экипажа.
Число погибших в этой катастрофе составило, по разным сведениям, от тысячи четырехсот до тысячи пятисот семнадцати человек. Таким образом, сумели спастись шестьдесят процентов пассажиров из кают первого класса, сорок четыре процента — из кают второго класса, двадцать пять процентов — третьего класса.
Мир был очень шокирован данной новостью. Гибель столь шикарного «Титаника» оставалась самой крупной по количеству погибших катастрофой на море в то время.
Сказка, которая превратилась в боль и ужас, – так можно охарактеризовать первый и последний рейс крупнейшего корабля 20 века «Титаник». Подлинная история катастрофы даже через сто лет является объектом споров, расследований. Гибель почти полутора тысяч людей при незаполненных спасательных шлюпках до сих пор остается необъяснимой загадкой. С каждым годом называются все новые причины катастрофы, но ни одна из них уже не способна вернуть потерянных человеческих жизней.
-
ВЕРСИИ И ПРИЧИНЫ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ
Причина гибели крупнейшего лайнера двадцатого века известна всем - столкновение с большим айсбергом. Катастрофа стала результатом допущения целого ряда обстоятельств и ошибок:
-
Погодные условия. Отсутствие в ночь на пятнадцатое апреля на небе луны не позволило экипажу обнаружить айсберг раньше. Море было спокойным, это привело к отсутствию белой пены от айсберга. -
Полученные повреждения. Огромная протяженность повреждений и затопление большого количества отсеков не оставило судну ни единого шанса на спасение. -
Невнимательное отношение к предупреждениям с других кораблей. Последнее критическое предупреждение было и вовсе прервано радистом, который занимался отправкой телеграмм людей (им спешилось похвастаться и передать свои эмоции, что они плывут на самом «Титанике»). -
Предельная скорость судна. Несмотря на предупреждения о районе с на удивление большим количеством айсбергов, наш корабль по команде капитана продолжал плыть на высокой скорости, что, собственно, и лишило его времени на совершение спасительного маневра. -
Неверные поступки по предотвращению столкновения. Отданный приказ «полный назад» привел к остановке центрального винта, значительно снизив маневренность «Титаника». -
Несоответствие количества шлюпок количеству пассажиров.
Первая версия гибели
— подмена крупнейшего лайнера. Как было сказано, у него был брат-близнец «Олимпик». Есть предположение, что компания «White Star Line» решила устроить грандиозную махинацию. Починить «Олимпик», пострадавший от плавания, и выдать его за новый «Титаник». Технически, это было бы вовсе не сложно, как может показаться. Нужно было просто поменять местами таблички с названиями, и плюс ко всему предметы интерьера. А затем «Олимпик», под видом нового, престижного «Титаника» отправится в путешествие, в котором «совершенно случайно» столкнется с айсбергом. Конечно же, топить судно никто не собирался - да никто и не верил, что айсберг способен отправить на дно самое «надёжное» судно в мире. Планировалось устроить маленькое шоу-столкновение, после которого судно медленно доберется до Нью-Йорка, а его владельцы получат кругленькую страховую сумму.
В пользу этой версии говорит странное поведение капитана корабля, Эдварда Смита. Почему-то такой бывалый, опытный морской волк столь небрежно отнесся к безопасности своего судна. Почему-то он игнорировал поступающие от других кораблей сообщения о дрейфующих айсбергах. Для чего же он делал это, если не для того, чтобы осуществить план «White Star Line»?
Опровергнуть данную теорию заговора оказалось совсем уж нелегко. Убедительные и весомые аргументы удалось найти лишь после того, как был обнаружен сам корабль, который был найден лишь спустя семьдесят три года. Участниками одной из экспедиций, спускавшимися к погибшему судну, были сделаны фотографии гребного винта, на котором отчетливо виден отчеканенный серийный номер «Титаника» - 401, который был и на других деталях судна. А у его старшего брата номер был ровно 400.
Вторая версия гибели. Из-за угрозы столкновения с айсбергами предписанный маршрут нашего титана пролегал не по прямой, а делал небольшой крюк, огибая опасные участки. Этот маневр сильно продлевает дорогу, поэтому может показаться, что капитан вёл свой корабль прямо в сборище айсбергов - ему надо было сократить путь и получить «Голубую ленту». Именно поэтому судно шло на скорости 21 узлов и не снизил её даже после того, как получил несколько(!) предупреждений о ледовой опасности. Если столкновение произойдет, это значит только то, что рекорд будет установлен в иной раз. Опасности для корабля айсберги не представляют – ведь всем известно, что «Титаник» непотопляем. Его трюм разделен на шестнадцать водонепроницаемых отсеков, так что, если вдруг он и получит пробоину, то водой заполнится лишь один из отсеков, и лайнер мирно продолжит свой путь.
А как же лед смог пробить сталь корабельной обшивки? В середине девяностых кусок обшивки «Титаника» был поднят на поверхность. Его подвергли тесту на хрупкость: лист металла должен был вытерпеть удар 30-ти килограммового маятника. Для этого теста также был использован кусок стали, который используется в судостроении на сегодняшний день. Перед экспериментом оба образца были впихнуты в спиртовую ванну с температурой чуть больше градуса - именно такой была океанская вода в ту самую ночь. Современный металл вышел из испытания с почётом: под ударом молота он прогнулся, но остался цел. Поднятый же со дна раскололся на две части. Может, он стал хрупким из-за того, что пролежал 80 лет на дне океана? Исследователям удалось найти на судоверфи, где создавался тот самый крупнейший лайнер, образец стали тех давних лет. Тест на прочность он вынес не лучше. Так звучало заключение экспертов: «Сталь, использованная в конструкции лайнера, была очень низкого качества, что делало ее хрупкой при низких температурах». Увы, в начале двадцатого века уровень развития металлургии был очень далек от сегодняшнего.
Как ни прискорбно, но, изучая историю самого знаменитого кораблекрушения, приходится признать, что своей гибелью наш титан обязан длинной цепи таких случайностей.
Почему же капитан не сбавил ход судна? Погоня за «Голубой лентой», конечно, дело чести, но зачем и почему он рисковал жизнью пассажиров? Не так уж и рисковал. В те годы капитаны океанских судов частенько проходили опасные льдом участки, не снижая скорости. Почти всегда(!). К чести капитана надо сказать, что он остался верен морским традициям и остался на гибнущем судне до самого конца.
Итак, столкновение случилось. Айсберг (см. приложение 9) повредил хрупкую обшивку корабля вдоль шести отсеков правого борта.
На «Титанике» совершал путешествие Томас Эндрю-с, конструктор, который и построил данное судно. Безусловно, после трагедии нашлись люди, которые обвинили его в неудачной конструкции. Упрёки были лишены всякого основания. Томас и в самом деле построил самый безупречный лайнер своего времени.
После аварии капитан разбудил конструктора и пригласил его осмотреть трюм, чтобы получить точное заключение о судьбе «Титаника». Вердикт конструктора был, к сожалению, неутешителен: спасти «Титаник» невозможно.