ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №1
по учебному курсу «Психологические основы организации самостоятельной работы студентов»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Мусорина Ольга Николаевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-2102а | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Задание 1.
Конспект статьи
Автора: А.Н. Леонтьев
Наименование: Потребности, мотивы и эмоции
Потребность.
Любая деятельность обладает потребностями. Наличие у субъекта потребностей - такое же фундаментальное условие его существования. Потребность
- состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.
Главная характеристика потребностей - их предметность. потребность, это потребность- в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом.
Функциональная потребность отвечают условиями складывающимся в, так сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов. Произвольная потребность возникает в процессе реализации предметных потребностей (потребность в завершении акта).
Мотивы.
Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность.
То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане-мы называем мотивом деятельности.
Психологический анализ потребностей необходимо преобразуется в анализ мотивов. Переживания такие как желания, хотения, стремления не являются мотивами в силу тех же оснований, по каким ими не являются ощущения голода или жажды: сами по себе они не способны вызвать направленной деятельности.
Гедонистические концепции, согласно которым деятельность человека подчиняется принципу «максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций», направлена на достижение переживаний, удовольствия, наслаждения и на избегание переживаний страдания. Для этих концепций эмоции и являются мотивами деятельности
Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами они не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.
Функция эмоции может быть характеризована как индикация плюс-минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности.
Важная особенность эмоций заключается в том, что они релевантны именно деятельности, а не входящим в ее состав процессам, например отдельным актам, действиям.
Мотивы имеют еще и вторую функцию-функцию смыслообразования. мотивы деятельности актуально не сознаются. Действуя под влиянием побуждения, человек сознает цели своих действий: в тот момент, когда он действует, цель необходимо «присутствует в его сознании» и как закон определяет его действия.
Мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу: задачу осознания мотива.
Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступени развития личности, когда формируется подлинное самосознание.
На этапе формирования сознания своего «я», работа по выявлению смыслообразующих мотивов выполняется самим субъектом.
Эмоциональные процессы
Эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом транс- формации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций — с другой.
Эмоции: и эмоциональные выразительные движения человека -представляют собой не рудиментарные явления его психики
Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания.
Эмоции- выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят отчетливо выраженный идеаторныи характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях.
Чувства- отчетливо выраженный предметный характер. возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлечённом например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.
Задание 2.
Тема 6. Научно-исследовательская работа студента. Виды и требования
Формулировка задания 2.
Разработать план научного исследования
Рекомендации для выполнения задания 2.
-
Выбрать тему для планирования исследования. Можно воспользоваться конспектом научной статьи из предыдущего задания и спланировать исследование по изученной в статье теме. Либо можно выбрать для задания тему своей курсовой работы. -
Разработать план научного исследования по интересующей проблеме и составить содержание: введение, теоретический обзор, эмпирическое исследование на выборке испытуемых, заключение. -
Сформулировать цель, объект, предмет, предварительную гипотезу исследования и его задачи. -
Проанализировать проблему исследования, составить список литературы для изучения по выбранной теме -
Подобрать ориентировочные методы эмпирического исследования и обосновать их. -
Составить отчет по проделанной работе
Тема: Проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста
1.Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития
1.1Эмоциональная сфера как психологическое явление
1.2 Психические особенности развития ребенка дошкольного возраста
1.3Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
2.Практический аспект развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
2.1Исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
2.2Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
2.3Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
Заключение
Проблема заключается в том, что в условиях ДОУ недостаточно времени уделяется особенностям развития эмоциональной сферы детей. Актуальность и проблема исследования определили тему дипломной работы: "Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста".
Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Цель состоит в исследованиисредств развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста и составлении системы упражнений.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть эмоциональную сферу как психологическое явление;
2.Определить психические особенности развития ребенка дошкольного возраста;
3.Рассмотреть средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;
4. Исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;
5. Разработать и апробировать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будет эффективным, если:
- исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;
- разработать и реализовать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;
-проводить психопрофилактические меры систематически и комплексно.
Практическая значимость. Результаты проведенных исследований могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста для развития эмоциональной сферы ребенка. Могут быть использованы воспитателями, педагогами - психологами и родителями этих детей.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы - теоретические методы, методы психодиагностики (опросный метод, анкетирование), педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов – эмпирические методы.
Психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э.Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др.
Первый этап- теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определение цели и зада исследования, подбор комплекса психодиагностических методик для выявления уровня эмоционального развития детей в ДОУ.
Проведение констатирующего эксперимента,, проведение диагностирования по определению уровня эмоционального развития.
Третий этап- обработка результатов, полученных в ходе исследовнаия, формирование выводов и рекомендаций.
Список литературы
1. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:Знание,2002.
3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..
4. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006
6. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. - М., 2002
7. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.:Пресиздат,2003
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001
9. Валлон А. От действия к мысли.- М., 2003
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М., 2004
11. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1.- М., 2001
12. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005
13. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 10. – с. 61-64.
14. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М. : Политиздат, 2001. - 272 с
15. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12
16. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.
17. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.
18. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005