Файл: Практических заданий по дисциплине методика преподавания иностранных языков и культур.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ситуативные упражнения:

  • дополняемые ситуации (учащимся предлагается дополнить, завершить описание ситуации, сделать из предъявленной ее части заключение, вывод)

  • проблемные ситуации (экспозиция содержит внеречевую задачу; анализируя проблему, учащиеся подробно описывают ее, умозрительно разрешая)

Репродуктивные упражнения:

  • пересказ (передача чьего-либо рассказа, краткий пересказ кинофильма, телепрограммы, лекции и т.д.)

  • сокращенно-выборочное усложнение

  • пересказ-перевод

  • драматизация (импровизированный пересказ диалогического или монологического текста двумя-тремя учащимися)

Описательные упражнения:

  • описание элементарных изображений

  • описание фабульных сюжетов

  • описание статистических сюжетов

  • описание реальных объектов

Дискутивные упражнения:

  • учебная дискуссия

  • комментирование

Композиционные упражнения:

  • рассказ по готовому сюжету

  • рассказ по предложенной теме

  • рассказ по предложенным пословицам и крылатым выражениям

  • рассказ по собственной теме учащегося

Инициативные упражнения:

  • вопросы учащихся

  • пресс-конференция

  • композиция диалогов с упором на инициативные реплики

Репродуктивные упражнения:

  • имитативные (закладывают в память обучаемого языковые формы, которые предъявляет учитель)

  • диалоги-шаблоны (совершенствование речи на основе заранее усвоенных образцов)

  • драматизация (усвоение речевых структур на основе установления прямых связей с конкретной ситуацией)

  • подстановочные (основаны на подстановке лексических единиц в структуру какой-либо грамматической формы)

  • трансформация (видоизменение лексико-грамматических форм)

  • репродукция (воспроизведение в репликах учащихся тех форм, которые усвоены в предыдущих упражнениях)

Продуктивные упражнения:

  • задания, требующие анализа, вывода

  • задания на отгадывание

  • задания, требующие определения причины и следствия

  • задания, требующие сравнений

  • задания, требующие воображения

  • задания с установкой на оценку фактов содержания

  • задания с опущенными смысловыми звеньями

  • проблемно-ролевые игры

8. Что такое речевые и условно-речевые упражнения? Чем они отличаются?
Приведите примеры речевых и условно-речевых упражнений. В чем их отличие?

Речевые упражнения нацелены на развитие и совершенствование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. При их выполнении внимание сосредоточено не на форме, а на содержании высказывания. Такие упражнения всегда ситуативны и контекстны. Развернутая классификация речевых упражнений включает следующие виды упражнений: вопросно-ответные, репликовые, условная беседа, пересказ текста, драматизация текста или ситуации общения, описание, дискутивные упражнения, устный рассказ.

Условно-речевые упражнения занимают промежуточное место между языковыми и речевыми упражнениями. Они предназначаются для развития речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. Их выполнение предусматривает использование менее сложных ситуаций и решение менее сложных речемыслительных задач. Основной признак этих упражнений – грамматические действия в них совершается под управлением учащихся, с помощью подсказок (план, вопрос). К таким упражнениям относятся:

  • имитативные – многократное прослушивание и проговаривание предъявленных грамматических образцов (например, краткие ответы на вопрос, согласие, подтверждение).

  • подстановочные – предполагают другое лексическое наполнение предложенной грамматической конструкции (возразить, помочь вспомнить).

  • трансформационные – учащиеся должны вспомнить и использовать названные в исходной

  • грамматической структуре лексические единицы в нужной форме (высказывание по аналогии, расспрос).

  • репродуктивные – ученики сами выбирают, какую лексическую единицу употребить (свободный ответ на вопрос).

Основные виды чтения, обучение разным видам чтения

1. Назовите цель обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности.

Чтение является самостоятельным видом речевой деятельности, когда мы читаем, чтобы получить необходимую информацию из текста. Цель обучения чтению - научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

2. Может ли использоваться чтение как средство обучения другим видам речевой деятельности? Обоснуйте свой ответ.

Чтение можно использовать, как средство обучения письменной и устной речи, а также восприятию устной речи – то есть аудированию.



Чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно самым тесным образом связано с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка.

Чтение также связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий - написанную. При чтении, так же как и при аудировании, имеет большое значение вероятное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.

Чтение связано с говорением. Чтение вслух представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно Взаимосвязь устной речи и чтения обуславливается также формированием однородной внутренней речи.

4. В чем особенности обучения разным видам чтения? Какие факторы косвенного воздействия на вид чтения вы можете привести?

Обучение чтению реализуется через развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в нем информации:

  • пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

  • полным пониманием содержания (изучающее чтение);

  • извлечением значимой информации (поисково-просмотровое чтение).

Изучающее чтение состоит в глубинном понимании смысла текста и
анализе содержания. Оно отрабатывается на небольших по объему текстах,
так как ключевая задача – полнота и точность понимания.

Цель ознакомительного чтения состоит в извлечении основной информации, непонятый смысл текста восполняется читателем, вовлекается воображение. Оно отрабатывается на больших по объему текстах с использованием принципа избыточности.

Целью просмотрового чтения является получение общего представления о содержательно-смысловом плане текста. К просмотровому чтению прибегают, когда из большой массы печатной информации необходимо выбрать именно ту, которая нужна и исключить необязательное и второстепенное.

Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение. Изучающее и просмотровое чтение занимают подчиненное место в системе обучения чтению.

5. Назовите этапы работы с текстом для чтения. Приведите примеры.


Существуют три этапа работы: дотекстовый, текстoвый и послетекстовый. Целью дотекстового этапа является сформулировать речевую задачу для первого прочтения, создать определенный уровень мотивации у учащихся, сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Примеры упражнений и заданий дотекстового этапа при работе с заголовком:

  • по заголовку определить тематику текста, проблемы, освещаемые в нем

  • в соответствии с темой текста выделить ключевые слова и выражения

  • обсудить ассоциации, связанные с именем автора и жанром текста

  • сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций

  • обсудить новую лексику и определить проблематику текста на основе языковой догадки

  • посмотреть первый абзац и определить, о чем этот текст

  • прочесть вопросы по тексту и ответить на них до чтения текста

Целью текстового этапа является контроль сформированности

различных языковых навыков и речевых умений. Приведем возможные

задания текстового этапа:

  • найти ответы на предложенные вопросы

  • прочесть подтверждение правильности/ложности утверждений

  • выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев

  • придумать подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте

  • найти описание внешности, места, события в тексте

  • догадаться о значении слова по контексту

  • выбрать из предложенных переводов, какая дефиниция слова отражает его значение в данном контексте

  • спрогнозировать, как будут развиваться события в следующей части текста.

Цель послетекстового этапа - использовать ситуацию текста в качестве

речевой содержательной опоры для развития умений устной и письменной

речи. Приведем упражнения и задания реализации поставленной цели:

  • опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

  • доказать, что...

  • охарактеризовать...

  • сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.

  • сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.

  • составить план текста, выделив его основные мысли

  • взять за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре

8. В какой последовательности следует организовать действия учащихся VII класса с целью обучения чтению про себя и проверке понимания прочитанного? Аргументируйте свой ответ.


1. В) Учитель дает предтекстовое задание. – ознакомление с предстоящей работой

2. Г) Ученики подчеркивают ключевые слова. – предтекстовый этап, ознакомление с темой текста, сокращение языковых трудностей

3. Д) Ученики подбирают соответствующие отрывкам текста иллюстрации. – ознакомление с темой текста, сокращение языковых трудностей

4. А) Ученики читают текст про себя. – ознакомление со смыслом текста

5. Б) Учитель задает вопросы к тексту. – контроль понимания текста, текстовый этап

Обучение письму и письменной речи

1. Что такое письмо и письменная речь? Что понимается под письмом в лингвистике и в методике преподавания иностранного языка. Приведите примеры письма и ПР.

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Письмо относится к продуктивным видам речевой деятельности.

Письменная речь служит одним из способов передачи мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична.

В лингвистике присутствует разделение на письмо и письменную речь. Письмом называется графическая система как одна из форм плана выражения. Письменная речь – это книжный стиль речи.

В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и

речевого материала. Основой письменной речи является устная речь. Связь письма и чтения реализуется через грaфическую систему языка. При письме,

как и при чтении, формируются графемно-фонемные соответствия. При чтении соответствия образуются от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифрoвка, во втором – кодирование, зашифровка сообщения.

Письмо включает:

  • графику – систему знаков-графем,

  • орфографию – правописание, систему правил использования знаков,

  • запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности

  • письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

3. В чем различие записи и письменной речи?

Запись – это письменная фиксация языковых единиц разной протяженности, а письменная речь – это письменная фиксация устного высказывания для

решения определенной коммуникативной задачи.