Файл: Церазов, А. Л. Электрическая часть тепловых электростанций учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
часов совмещается с вектором фазы А высшего напря жения, а малая часовая стрелка — с вектором фазы а обмотки низшего напряжения, такой группе присвоено название Y/Y—0 (звезда — звезда — ноль).
На рис. 3-3,6 в соответствии с полярностью обмоток вектор напряжения фазы а низшего напряжения ока зался направленным (от выводов) от начала обмотки к концу. Это приводит к сдвигу фазовых углов напря жений первичных и вторичных обмоток на 180°. Такая группа соединения получила название Y/Y—6 (звезда —
звезда — шесть). |
Более |
сложная |
картина |
получается |
||||||
при соединении вторичной обмотки в треугольник. |
||||||||||
При этом ] междуфазное |
напряжение ОаЪ оказывается |
|||||||||
в фазе или противофазе |
с напряжением |
соответствую |
||||||||
щей фазы |
первичной |
обмотки |
(UA или |
U ), |
вектор Ua |
|||||
всегда в трехфазной |
звезде |
отстает |
на |
30° |
от вектора |
|||||
ОаЬ. В соответствии |
с этим возможны |
группы Y/ Д — 1; |
||||||||
Y/A — 7 |
(когда |
и аЪ = -±: 1 ф ^ |
и |
Y/Д — 5; |
Y/Д — 11 |
|||||
(когда ОаЪ= z t kJJв) (рис. |
3-3, в — е). |
|
|
|
3-5. СИЛОВЫЕ АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ
Автотрансформаторы отличаются от трансформаторов тем, что обмотки имеют не только электромагнитные связи, но и электрические. Силовые автотрансформато ры применяются только трехобмоточные. Определяется это необходимостью иметь в мощном трансформаторе хотя бы одну из обмоток (иногда несколько обмоток: А/А/А—0, 0, 0), соединенной в треугольник для улучше ния формы кривой напряжения [Л. 15]. Это не преду сматривается только у трансформаторов 6—35/0,4 кВ. Наличие третьей обмотки, соединенной в треугольник, приводит к компенсации э. д. с. третьей гармоники и улучшению формы кривой напряжения. В автотранс форматоре связанные электрически обмотки высшего и среднего напряжения не могут быть соединены в тре угольник, они должны быть соединены в звезду для заземления нейтрали. В треугольник у автотрансформа тора может быть соединена только обмотка низшего напряжения.
Силовые автотрансформаторы не применяются там, где сети высшего и среднего напряжения работают
62
с изолированной нейтралью, так как при замыкании на землю одной из фаз сети высшего напряжения в двух фазах среднего напряжения (вектора U'Bc и U'Ac, рис. 3-4) возникают большие перенапряжения. Если
допустить |
работу |
|
авто |
|
|
||||
трансформатора |
с |
изоли |
|
|
|||||
рованной |
нейтралью, |
то |
|
|
|||||
придется |
изоляцию |
|
его |
|
|
||||
обмотки среднего |
напря |
|
|
||||||
жения |
и |
изоляцию |
сети |
|
|
||||
среднего напряжения при |
|
|
|||||||
нимать |
такие |
же, |
|
как |
|
|
|||
для обмоток высшего на |
|
|
|||||||
пряжения. |
Последнее |
не |
|
|
|||||
целесообразно по |
эконо |
|
|
||||||
мическим |
мотивам. |
|
По |
Рис. 3-4. Векторная диаграмма на |
|||||
этому |
автотрансформато |
пряжений в автотрансформаторе |
|||||||
ры |
могут работать |
|
толь |
с изолированной |
нейтралью при |
||||
ко |
в сетях |
с заземленной |
замыкании фазы высшего напря |
||||||
жения на |
землю. |
||||||||
нейтралью, |
где |
замыка |
|
|
ние фазы на землю не может быть длительным, так как поврежденный участок отключается защитой. Фазы об моток трехфазного трехобмоточного автотрансформа тора соединяются по схеме, приведенной на рис. 3-5,а.
Рис. 3-5. Трехфазный трехобмоточный автотрансформатор.
а — соединение обмоток; б — схема одной фазы.
Рассмотрим работу автотрансформатора в режиме передачи мощности со стороны высшего напряжения на среднее. Номинальные токи автотрансформатора на высшем, среднем и низшем напряжении (рис. 3-5,6)
обозначим / н.в, In.с, /п.н (они определяются номинальной мощностью и номинальным напряжением)
Г |
___ _ |
о |
|
|
J |
____ |
9 |
|
|
° Н О М |
|
° н о м |
|
|
|||||
11 в ~ |
/ r t / , . ; |
|
н с~ у г ( / н.с • |
|
|||||
Согласно рис. 3-5,6 по последовательной части об |
|||||||||
мотки передается мощность |
|
|
|
|
|
||||
Sa= К з ]/,,в |
|
.t/c)Z= /З 7 н . .f/в (1 - |
u Bf u , ) = |
||||||
|
==SH0M(1 |
|
|
== ®^н°м* |
|
|
|||
Одновременно |
по |
общей |
|
части |
обмотки протекает |
||||
мощность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
So = |
|
/о^с = |
/ 3 |
|
(/,,0 - |
|
[/н.о = |
||
= V 3 I a.cUH.c (1 |
- |
^ ) = |
5 И0М(1 - |
^ ) = a S B0M. |
|||||
Величина |
а = 1 —1/&в-с, |
определяющая |
уменьшение |
||||||
мощностей обмотки |
автотрансформатора по |
сравнению |
с их номинальной мощностью, называется коэффициен том выгодности автотрансформатора. Он тем меньше, чем ближе к единице коэффициент трансформации &в-е (чем ближе среднее напряжение к высшему). В отли чие от номинальной (проходной) мощности SHOm мощ ность S0 = 5 n = aSII0Mназывается расчетной или типовой. Поскольку для автотрансформаторов типовая мощность, определяющая расход активных материалов (железа, меди), значительно меньше номинальной, то это опре деляет экономическую выгодность использования сило вых автотрансформаторов.
Обмотка низшего напряжения с двумя другими об мотками имеет трансформаторную связь. Поэтому, что бы реализовать выведенные выше преимущества авто трансформатора, обмотке низшего напряжения задается меньшая номинальная мощность, соответствующая ти повой мощности автотрансформатора
Sh.H—hShoM-
Отсюда номинальный ток обмотки низшего напряже ния оказывается равным
s„.„ _*rs
Последнее показывает, что при работе в режимах передачи мощности с низшего напряжения на среднее и высшее выгодность автотрансформатора пропадает, ибо приходится выбирать автотрансформатор завышен ной номинальной мощности.
3-6. НАГРУЗОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРАНСФОРМАТОРОВ
Режимные условия, которые положены в основу выбора мощности трансформаторов на ТЭС, разбираются в § 6-5. Здесь дается представление о допустимых пере грузках трансформаторов.
В условиях эксплуатации графики нагрузок потреби телей бывают весьма неравномерными в течение суток (§ 1-3). Сохраняя расчетный срок службы трансформа тора, его можно перегружать в часы максимума нагруз ки настолько, чтобы повышенный износ изоляции за вре мя перегрузки уравнове шивался недоиспользова нием запланированного старения изоляции в ча сы минимума нагрузки.
Рис. 3-6. Преобразование реально- |
Рис. 3-7. Определение допусти- |
||
го графика нагрузки в двухсту- |
мой |
перегрузки |
трансформато- |
пенчатый. |
ра |
по кривым |
перегрузочной |
|
|
способности. |
Такая перегрузка получила название нормальной систе матической перегрузки. Ее величина определяется не равномерностью графика нагрузки, способом охлаждения трансформатора, постоянной времени нагрева трансфор
матора.
ГОСТ 14209-69 задаются для разных типов транс форматоров кривые перегрузочных способностей кг —
5—551 |
65 |
~ f ( k i, |
ta, t, Ф, способ |
охлаждения), |
подобные |
кривым |
на рис. 3-7. |
этих кривых |
реальный |
график |
|
Для |
использования |
нагрузки трансформаторов преобразуется к двухступен чатому графику нагрузки (рис. 3-6). При этом длитель ность пиковой нагрузки ta подбирается с таким расче том, чтобы 5 П>0,93 Диакс Для каждой ступени нахо дится эквивалентное с точки зрения нагрева трансфор матора значение равномерных мощностей Si и Sn по закону
(3-7)
Зная относительную нагрузку трансформатора на первой ступени графика &i= Si/SH.Tp и продолжитель ность пиковой нагрузки tn, по кривым, аналогичным кривым на рис. 3-7, находится допустимая перегрузка
трансформатора |
&2= S i i / S h.tP в |
период |
максимума на |
грузки (показано пунктиром). |
18] для |
трансформатора |
|
Кроме того, |
правилами [Л. |
допускается аварийная перегрузка на 40% сверх номи нальной в случае аварийного отключения другого па раллельно работавшего трансформатора. Такая пере грузка допускается в течение не более пяти суток на время максимумов нагрузки продолжительностью не бо лее 6 ч в сутки (при этом должны быть включены вен тиляторы дутья, резервные радиаторы, охладители и т. д.). При соблюдении указанных условий номиналь ная мощность каждого из двух выбираемых для пита ния ответственных потребителей трансформаторов дол жен удовлетворять условию
Гла в а ч е т в е р т а я
КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
41. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Короткие замыкания (к. з.) подразделяются на симмет ричные и несимметричные. В табл. 4-1 показаны воз можные виды коротких замыканий и их условные обо значения.
66
Симметричным к. з. является трехфазное к. з. /С(3), при котором три фазы замыкаются одновременно на одинаковой удаленности от источника тока.
Кнесимметричным к. з. относятся: двухфазное к. з. К(2), когда замыкаются между собой две фазы установ
ки; однофазное к. з. на |
землю ЙД1* имеет |
место лишь |
||
в сетях с заземленной |
нейтралью (в сетях |
с |
изолиро- |
|
|
|
Т а б л и ц а 4-1 |
||
|
Виды коротких замыканий |
|
|
|
Вид замыкания |
Принципиальная схема |
Буквенное |
||
обозначе |
||||
|
|
|
|
ние |
Симметричное |
Трехфазное |
|
К (3) |
|
|
|
Несимметрич |
Двухфазное |
|
|
Д-(2) |
ные |
|
|
|
|
|
|
* |
/ |
•• |
|
Однофазное на |
|
|
ДО) |
|
землю |
> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W'вяряфЧЯФТ*?г |
||
|
Двухфазное на |
|
|
д(М ) |
|
землю |
5 |
в—------ --------- ~~ |
|
|
|
>гу
ванной нейтралью происходит простое замыкание фазы на землю, рассматриваемое в § 11-2 ); двухфазное к. з. на землю представляет собой одновременное за мыкание двух фаз на землю в сетях с заземленной ней тралью.
Все замыкания происходят вследствие нарушения изоляции фаз относительно земли или нарушения междуфазной изоляции. Нарушение изоляции может быть вызвано естественным ее старением; механическими повреждениями (повреждение изоляции проводов при многократных перегибах, повреждением изоляции кабе-
5* |
67 |