Файл: Церазов, А. Л. Электрическая часть тепловых электростанций учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для генераторов большой мощности применякИ'Сй А Ш с дугогасительной решеткой воздушного автомата (рис. 2-16,о). При отключении АГП в этой конструкции сначала размыкаются рабочие контакты 2, затем допол­ нительные контакты 1, при разрыве которых возникает дуга. Дуга магнитным полем от постоянных магнитов втяги­ вается в дугогасящую решетку из медных пластин, разбиваясь

на п коротких дуг.

 

 

 

 

 

Падение напряжения на ко­

 

 

 

 

роткой

дуге

Uк.д практически

 

 

 

 

не

зависит

от величины

тока

 

 

 

 

в дуге

и

определяется в

ос­

 

 

 

 

новном

падением

напряжения

 

 

 

 

около пластин, а поэтому

яв­

 

 

 

 

ляется

величиной

постоянной

 

 

 

 

и равной 25—30 В. Суммар­

 

 

 

 

ное

падение

напряжения

на

 

 

 

 

дуге, равное

б/д= лб/к.д, остает­

 

 

 

 

ся

постоянным во

время

про­

 

 

 

 

цесса горения дуги. Если при­

Рис. 2-15. Кривые измене­

нять достаточно

большое

чис­

ния тока ротора и напряже­

ло

п,

при

котором

падение

ния

на

кольцах

ротора

напряжения

на дуге б/д оказа­

в

процессе гашения

поля

лось больше

напряжения

воз­

при помощи АГП с гаси­

тельным

сопротивлением.

будителя

б/в, то

для

обмотки

 

 

 

 

возбуждения

это

будет

равно­

сильно подключению к нему напряжения противополож­ ного знака на время гашения поля. Уравнение, описы­

вающее переходный процесс гашения поля, будет сле­ дующим:

 

 

Up— б/в—б/д

 

или

 

 

 

 

Li

dif

■ifrf =

UB— б/д.

 

 

dt

 

 

 

Отсюда

 

 

 

1L

 

 

 

 

ч=-Свп-Сд ,

ив~ и я

" т

 

где Tr=Ljfrj.

50


При t =

0

if =

UJrf (рис.

2-16, б),

при f —- оо

ток

в роторе

будет

стремиться

к величине

i/ —

ri

.

 

 

 

 

 

 

 

 

При принятом

выше условии

|

| < | t/д |

ток в обмотке

Рис. 2-16. АГП с дугогасительной решеткой воздушного автомата.

а— принципиальная схема включения АГП; б — изменение тока ротора и напряжения на кольцах ротора при гашении поля.

возбуждения должен перейти через ноль и изменить направление. Однако, как только ток станет равен ну­ лю, дуга в узких щелях погаснет и приложенного на­ пряжения UB будет недостаточно для того, чтобы про­ бить воздушные промежутки между пластинами АГП. Процесс гашения поля закончится.

В этом АГП ток в обмотке возбуждения изменяется по экспоненциальной кривой, начальная часть которой весьма близка к прямой. Весь процесс гашения тока продолжается 0,7—1 с. При этом чем больше будет принято число коротких дуг п, тем быстрее будет проходить гашение тока. Но вместе с тем растет абсо­ лютное значение перенапряжения на кольцах ротора Up — nUu.xUB (рис. 2-16,6). Поэтому п выбирается так, чтобы напряжение на кольцах ротора не превосходило 75% испытательного напряжения изоляции ротора

^Нк.д—Нв^ 0 ,7 5 Нисп,

откуда

0,75£/иоп + 1!и

и..*

4

51


2-9. ВКЛЮЧЕНИЕ ГЕНЕРАТОРОВ НА ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Из векторных диаграмм режимов работы синхронных машин следует, что для того, чтобы обеспечить вклю­ чение генератора без толчков вращающих моментов на вал агрегата и без толчков тока в статоре генератора, нужно включение генератора в сеть проводить при усло­ виях, когда частота генератора совпадает с частотой сети, напряжение генератора равняется напряжению сети, векторы одноименных фаз генератора совпадают по углу с векторами одноименных фаз сети.

Включение синхронных генераторов на параллель­ ную работу с другимигенераторами или с системой при соблюдении названных выше условий получило назва­ ние точной синхронизации.

Для контроля за соблюдением условий точной син­ хронизации на щитах управления станции (или блоч­ ных щитах) предусматриваются специальные колонки синхронизации. На них устанавливается два вольтметра (один показывает напряжение синхронизируемого гене­ ратора, другой напряжение того участка схемы, куда включается генератор), два частотомера, включаемых по тому же принципу, и один синхроноскоп (прибор, позволяющий контролировать фазовый сдвиг напряже­ ния генератора по отношению к напряжению участка, куда включается генератор).

Все управление по синхронизации генератора сво­ дится к управлению скоростью агрегата (подгонка ча­ стоты и фазы) и током возбуждения генератора (под­ гонка напряжения).

Точная синхронизация является основным способом синхронизации и может проводиться как вручную, так

ис помощью автоматических устройств.

Ваварийных условиях, когда требуется быстрое включение резервных источников мощности, при коле­ баниях величины напряжения и качаниях взаимных фазовых углов способ точной синхронизации может по­ требовать длительного времени. При наличии автомати­ ческих блокировок от неправильного включения он мо­ жет оказаться неосуществимым. В таких случаях весьма быстрое включение синхронного генератора в сеть по­ зволяет сделать способ самосинхронизации.

С а м о с и н х р о н и з а ц и я проводится следующим образом. Невозбужденный генератор с помощью пер-

52

вичного двигателя доводят до подсинхронной частоты вращения, грубо контролируя ее по тахометру турбины. Затем включают выключателем в сеть, а вслед за этим включают АГП (т. е. подают возбуждение).

При наличии разности в частотах вращения возни­ кает асинхронный момент. Если частота вращения ро­ тора выше синхронной (рис. 2-10), то асинхронный мо­ мент оказывается тормозящим (генераторный режим), если частота вращения ротора ниже синхронной, то асинхронный момент становится вращающим (двига­ тельный режим). Поэтому в любом случае асинхронный момент способствует сближению с синхронной частотой вращения и самосинхронизации. Ток возбуждения по­ дают сразу после включения машины в сеть, затем, чтобы генератор не втянулся в синхронизм при непра­ вильной полярности (это возможно за счет момента явнополюсности, который имеет место у машин по при­ чине магнитной несимметрии ротора). Это нежелатель­ но потому, что при появлении возбуждения и синхрон­ ного момента ротор резко меняет свое положение, проворачиваясь на 180 эл. град.

Включение генератора в сеть способом самосинхро­ низации вызывает скачок тока статора и снижение на­ пряжения на шинах.

Начальное значение периодической составляющей то­ ка статора при самосинхронизации определяется напря­ жением на шинах, куда включается генератор, и величи­

ной

его

переходного сопротивления по

продольной оси

4-4).

Для генератора, включаемого

на шины ТЭЦ,

///с,с= Цш/Ул 3х"а в именованных единицах. Для генера­ тора, работающего в блоке с трансформатором:

 

г//

_______ Ещ

 

 

С.С— У$-(Х„Л+ Хт)

где Uш — линейное

напряжение

на шинах высшего на­

пряжения

трансформатора, кВ;

Xd, %т— сопротивления

генератора

и трансформатора, приведенные к 1)ш, Ом.

В общем

случае наибольшие

значения тока статора

генератора при самосинхронизации не выходят за пре­ делы 3,5—5 его номинального тока. Толчки моментов на вал генератора не превышают 2—4 номинального момента на валу. Эти отрицательные явления способа самосинхронизации не препятствуют использованию его

53


главного преимущества — быстроты. Операция само­ синхронизации может проводиться вручную и автомати­ чески, причем автоматизировать операцию самосинхро­ низации значительно легче, чем операцию точной син­ хронизации.

Гла ва тре тья

СИЛОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ И АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ

3-1. ТИПЫ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ

В соответствии с ГОСТ 9680-61 электропромышленность выпускает силовые трансформаторы и автотрансформа­ торы следующих номинальных мощностей, кВ-А

10

100

1 000

10 000

100 000

 

 

 

 

125 000

16

160

1 600

16 000

160 000

 

 

 

 

200 000

25

250

2 500

25 000

250 000

 

 

 

32 000

320 000

40

400

4 000

40 000

400 000

 

630

6 300

 

500 000

63

63 000

630 000

 

 

 

80 000

800 000

Силовые трансформаторы и автотрансформаторы выпускаются как в трехфазном, так и в однофазном исполнениях.

Экономически во всех случаях выгоднее изготовлять и применять трансформаторы трехфазного исполнения. Однако трехфазные трансформаторы изготовляются лишь до тех величин мощностей, которые укладываются в габариты железнодорожных перевозок. При повыше­ нии мощности приходится переходить на изготовление однофазных трансформаторов.

Силовые трансформаторы (однофазные и трехфаз­ ные) различаются еще числом обмоток различного на­ пряжения. Трансформаторы с обмотками двух напряже­ ний (высшего и низшего) называют двухобмоточными, трансформаторы с обмотками трех напряжений (высше­ го, среднего, низшего) называют трехобмоточными.

54


Кроме того, у силовых трансформаторов обмотки низшего напряжения могут выполняться расщепленны­ ми на две или три самостоятельные обмотки. Такое расщепление выполняется для снижения мощности са­ мостоятельных обмоток и, следовательно, снижения токов короткого замыкания в цепях, питающихся от этих обмоток.

Расщепление обмоток низшего напряжения выпол­ няется как у двухобмоточных, так и трехобмоточных трансформаторов.

Перечисленные выше конструктивные особенности находят отражение в буквенном обозначении типа транс­ форматора. Первая буква указывает количество фаз: Т — трехфазный; О — однофазный. Вторая буква Р ука­ зывает на расщепление обмоток низшего напряжения. Если расщепления нет, буква опускается. Третье место занимает одна буква или две буквы, указывающие спо­ соб охлаждения трансформатора. На четвертом месте стоит буква, указывающая количество обмоток транс­ форматора: Т —трехобмоточный; двухобмоточные не обозначаются буквой. Если трансформатор имеет регу­ лирование напряжения под нагрузкой, то на пятом месте ставится буква Н.

После букв, обозначающих тип трансформатора, ставится дробь: в числителе мощность, кВ • А, в знаме­ нателе— класс напряжения обмотки высшего напряже­ ния, кВ. Для трехобмоточных трансформаторов знаме­ натель записывается дробью с указанием среднего напряжения. Последней двухзначной цифрой указыва­ ется год начала выпуска трансформаторов данной кон­ струкции (если даже выпуск таких трансформаторов начат на других заводах).

Для автотрансформаторов указанные обозначения сохраняются, но всем буквам предшествует буква А. Так, например, тип ТМН-630/10-63 расшифровывается следующим образом: трехфазный, двухобмоточный трансформатор с естественным масляным охлаждением,

регулирование

напряжения под нагрузкой, номиналь­

ная

мощность

630 кВ-А, класс

10 кВ, конструкция

1963

г.

 

автотрансформатор

Тип АОДЦТН-250000/500/220-64:

однофазный, трехобмоточный, способ охлаждения ДЦ, регулирование напряжения под нагрузкой, номиналь­ ная мощность 250 МВ-А, обмотка высшего напряжения

55