Файл: Церазов, А. Л. Электрическая часть тепловых электростанций учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
Для генераторов большой мощности применякИ'Сй А Ш с дугогасительной решеткой воздушного автомата (рис. 2-16,о). При отключении АГП в этой конструкции сначала размыкаются рабочие контакты 2, затем допол нительные контакты 1, при разрыве которых возникает дуга. Дуга магнитным полем от постоянных магнитов втяги вается в дугогасящую решетку из медных пластин, разбиваясь
на п коротких дуг.
|
|
|
|
|
Падение напряжения на ко |
|||||||
|
|
|
|
роткой |
дуге |
Uк.д практически |
||||||
|
|
|
|
не |
зависит |
от величины |
тока |
|||||
|
|
|
|
в дуге |
и |
определяется в |
ос |
|||||
|
|
|
|
новном |
падением |
напряжения |
||||||
|
|
|
|
около пластин, а поэтому |
яв |
|||||||
|
|
|
|
ляется |
величиной |
постоянной |
||||||
|
|
|
|
и равной 25—30 В. Суммар |
||||||||
|
|
|
|
ное |
падение |
напряжения |
на |
|||||
|
|
|
|
дуге, равное |
б/д= лб/к.д, остает |
|||||||
|
|
|
|
ся |
постоянным во |
время |
про |
|||||
|
|
|
|
цесса горения дуги. Если при |
||||||||
Рис. 2-15. Кривые измене |
нять достаточно |
большое |
чис |
|||||||||
ния тока ротора и напряже |
ло |
п, |
при |
котором |
падение |
|||||||
ния |
на |
кольцах |
ротора |
напряжения |
на дуге б/д оказа |
|||||||
в |
процессе гашения |
поля |
лось больше |
напряжения |
воз |
|||||||
при помощи АГП с гаси |
||||||||||||
тельным |
сопротивлением. |
будителя |
б/в, то |
для |
обмотки |
|||||||
|
|
|
|
возбуждения |
это |
будет |
равно |
сильно подключению к нему напряжения противополож ного знака на время гашения поля. Уравнение, описы
вающее переходный процесс гашения поля, будет сле дующим:
|
|
Up— б/в—б/д |
|
|
или |
|
|
|
|
Li |
dif |
■ifrf = |
UB— б/д. |
|
|
dt |
|
|
|
Отсюда |
|
|
|
1L |
|
|
|
|
|
ч=-Свп-Сд , |
ив~ и я |
" т |
||
|
где Tr=Ljfrj.
50
При t = |
0 |
if = |
UJrf (рис. |
2-16, б), |
при f —- оо |
ток |
||
в роторе |
будет |
стремиться |
к величине |
i/ — |
ri |
. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При принятом |
выше условии |
| |
| < | t/д | |
ток в обмотке |
Рис. 2-16. АГП с дугогасительной решеткой воздушного автомата.
а— принципиальная схема включения АГП; б — изменение тока ротора и напряжения на кольцах ротора при гашении поля.
возбуждения должен перейти через ноль и изменить направление. Однако, как только ток станет равен ну лю, дуга в узких щелях погаснет и приложенного на пряжения UB будет недостаточно для того, чтобы про бить воздушные промежутки между пластинами АГП. Процесс гашения поля закончится.
В этом АГП ток в обмотке возбуждения изменяется по экспоненциальной кривой, начальная часть которой весьма близка к прямой. Весь процесс гашения тока продолжается 0,7—1 с. При этом чем больше будет принято число коротких дуг п, тем быстрее будет проходить гашение тока. Но вместе с тем растет абсо лютное значение перенапряжения на кольцах ротора Up — nUu.x—UB (рис. 2-16,6). Поэтому п выбирается так, чтобы напряжение на кольцах ротора не превосходило 75% испытательного напряжения изоляции ротора
^Нк.д—Нв^ 0 ,7 5 Нисп,
откуда
„0,75£/иоп + 1!и
и..*
4 |
51 |
2-9. ВКЛЮЧЕНИЕ ГЕНЕРАТОРОВ НА ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ РАБОТУ
Из векторных диаграмм режимов работы синхронных машин следует, что для того, чтобы обеспечить вклю чение генератора без толчков вращающих моментов на вал агрегата и без толчков тока в статоре генератора, нужно включение генератора в сеть проводить при усло виях, когда частота генератора совпадает с частотой сети, напряжение генератора равняется напряжению сети, векторы одноименных фаз генератора совпадают по углу с векторами одноименных фаз сети.
Включение синхронных генераторов на параллель ную работу с другимигенераторами или с системой при соблюдении названных выше условий получило назва ние точной синхронизации.
Для контроля за соблюдением условий точной син хронизации на щитах управления станции (или блоч ных щитах) предусматриваются специальные колонки синхронизации. На них устанавливается два вольтметра (один показывает напряжение синхронизируемого гене ратора, другой напряжение того участка схемы, куда включается генератор), два частотомера, включаемых по тому же принципу, и один синхроноскоп (прибор, позволяющий контролировать фазовый сдвиг напряже ния генератора по отношению к напряжению участка, куда включается генератор).
Все управление по синхронизации генератора сво дится к управлению скоростью агрегата (подгонка ча стоты и фазы) и током возбуждения генератора (под гонка напряжения).
Точная синхронизация является основным способом синхронизации и может проводиться как вручную, так
ис помощью автоматических устройств.
Ваварийных условиях, когда требуется быстрое включение резервных источников мощности, при коле баниях величины напряжения и качаниях взаимных фазовых углов способ точной синхронизации может по требовать длительного времени. При наличии автомати ческих блокировок от неправильного включения он мо жет оказаться неосуществимым. В таких случаях весьма быстрое включение синхронного генератора в сеть по зволяет сделать способ самосинхронизации.
С а м о с и н х р о н и з а ц и я проводится следующим образом. Невозбужденный генератор с помощью пер-
52
вичного двигателя доводят до подсинхронной частоты вращения, грубо контролируя ее по тахометру турбины. Затем включают выключателем в сеть, а вслед за этим включают АГП (т. е. подают возбуждение).
При наличии разности в частотах вращения возни кает асинхронный момент. Если частота вращения ро тора выше синхронной (рис. 2-10), то асинхронный мо мент оказывается тормозящим (генераторный режим), если частота вращения ротора ниже синхронной, то асинхронный момент становится вращающим (двига тельный режим). Поэтому в любом случае асинхронный момент способствует сближению с синхронной частотой вращения и самосинхронизации. Ток возбуждения по дают сразу после включения машины в сеть, затем, чтобы генератор не втянулся в синхронизм при непра вильной полярности (это возможно за счет момента явнополюсности, который имеет место у машин по при чине магнитной несимметрии ротора). Это нежелатель но потому, что при появлении возбуждения и синхрон ного момента ротор резко меняет свое положение, проворачиваясь на 180 эл. град.
Включение генератора в сеть способом самосинхро низации вызывает скачок тока статора и снижение на пряжения на шинах.
Начальное значение периодической составляющей то ка статора при самосинхронизации определяется напря жением на шинах, куда включается генератор, и величи
ной |
его |
переходного сопротивления по |
продольной оси |
(§ |
4-4). |
Для генератора, включаемого |
на шины ТЭЦ, |
///с,с= Цш/Ул 3х"а в именованных единицах. Для генера тора, работающего в блоке с трансформатором:
|
г// |
_______ Ещ |
|
|
|
С.С— У$-(Х„Л+ Хт) ’ |
|
где Uш — линейное |
напряжение |
на шинах высшего на |
|
пряжения |
трансформатора, кВ; |
Xd, %т— сопротивления |
|
генератора |
и трансформатора, приведенные к 1)ш, Ом. |
||
В общем |
случае наибольшие |
значения тока статора |
генератора при самосинхронизации не выходят за пре делы 3,5—5 его номинального тока. Толчки моментов на вал генератора не превышают 2—4 номинального момента на валу. Эти отрицательные явления способа самосинхронизации не препятствуют использованию его
53
главного преимущества — быстроты. Операция само синхронизации может проводиться вручную и автомати чески, причем автоматизировать операцию самосинхро низации значительно легче, чем операцию точной син хронизации.
Гла ва тре тья
СИЛОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ И АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ
3-1. ТИПЫ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ
В соответствии с ГОСТ 9680-61 электропромышленность выпускает силовые трансформаторы и автотрансформа торы следующих номинальных мощностей, кВ-А
10 |
100 |
1 000 |
10 000 |
100 000 |
|
|
|
|
125 000 |
16 |
160 |
1 600 |
16 000 |
160 000 |
|
|
|
|
200 000 |
25 |
250 |
2 500 |
25 000 |
250 000 |
|
|
|
32 000 |
320 000 |
40 |
400 |
4 000 |
40 000 |
400 000 |
|
630 |
6 300 |
|
500 000 |
63 |
63 000 |
630 000 |
||
|
|
|
80 000 |
800 000 |
Силовые трансформаторы и автотрансформаторы выпускаются как в трехфазном, так и в однофазном исполнениях.
Экономически во всех случаях выгоднее изготовлять и применять трансформаторы трехфазного исполнения. Однако трехфазные трансформаторы изготовляются лишь до тех величин мощностей, которые укладываются в габариты железнодорожных перевозок. При повыше нии мощности приходится переходить на изготовление однофазных трансформаторов.
Силовые трансформаторы (однофазные и трехфаз ные) различаются еще числом обмоток различного на пряжения. Трансформаторы с обмотками двух напряже ний (высшего и низшего) называют двухобмоточными, трансформаторы с обмотками трех напряжений (высше го, среднего, низшего) называют трехобмоточными.
54
Кроме того, у силовых трансформаторов обмотки низшего напряжения могут выполняться расщепленны ми на две или три самостоятельные обмотки. Такое расщепление выполняется для снижения мощности са мостоятельных обмоток и, следовательно, снижения токов короткого замыкания в цепях, питающихся от этих обмоток.
Расщепление обмоток низшего напряжения выпол няется как у двухобмоточных, так и трехобмоточных трансформаторов.
Перечисленные выше конструктивные особенности находят отражение в буквенном обозначении типа транс форматора. Первая буква указывает количество фаз: Т — трехфазный; О — однофазный. Вторая буква Р ука зывает на расщепление обмоток низшего напряжения. Если расщепления нет, буква опускается. Третье место занимает одна буква или две буквы, указывающие спо соб охлаждения трансформатора. На четвертом месте стоит буква, указывающая количество обмоток транс форматора: Т —трехобмоточный; двухобмоточные не обозначаются буквой. Если трансформатор имеет регу лирование напряжения под нагрузкой, то на пятом месте ставится буква Н.
После букв, обозначающих тип трансформатора, ставится дробь: в числителе мощность, кВ • А, в знаме нателе— класс напряжения обмотки высшего напряже ния, кВ. Для трехобмоточных трансформаторов знаме натель записывается дробью с указанием среднего напряжения. Последней двухзначной цифрой указыва ется год начала выпуска трансформаторов данной кон струкции (если даже выпуск таких трансформаторов начат на других заводах).
Для автотрансформаторов указанные обозначения сохраняются, но всем буквам предшествует буква А. Так, например, тип ТМН-630/10-63 расшифровывается следующим образом: трехфазный, двухобмоточный трансформатор с естественным масляным охлаждением,
регулирование |
напряжения под нагрузкой, номиналь |
||
ная |
мощность |
630 кВ-А, класс |
10 кВ, конструкция |
1963 |
г. |
|
автотрансформатор |
Тип АОДЦТН-250000/500/220-64: |
однофазный, трехобмоточный, способ охлаждения ДЦ, регулирование напряжения под нагрузкой, номиналь ная мощность 250 МВ-А, обмотка высшего напряжения
55