Файл: Церазов, А. Л. Электрическая часть тепловых электростанций учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
отстройка от тока небаланса при внешнем к. з., где &н1~&и2~1,3; I'нб — ток небаланса, обусловленный по грешностью трансформаторов тока (см. § 9-8) при &одн=1 и &ап=1; /"нб — ток небаланса, обусловленный невозможностью точного выравнивания намагничиваю щих сил от токов h и /ц; /'"нб — ток небаланса, обуслов ленный регулированием напряжения силового трансфор матора под нагрузкой.
Благодаря запирающему действию БИТ защита сра батывает при к. з. в защищаемой зоне с некоторым за медлением.
Наиболее простой и грубой является д и ф ф е р е н ц и а л ь н а я т о к о в а я о т с е ч к а , в которой токовое реле включают без промежуточного трансформатора. Для по вышения чувствительности защиты ее снабжают проме жуточным реле с собственным временем срабатывания 0,03--н0,06 с. За это время величина броска тока намаг ничивания заметно снижается. Ток срабатывания диф ференциальной токовой отсечки выбирается также по
(9-19) и (9-20), но при этом /гИ1= Зч-5; /" нб¥=0, так как отсутствует выравнивание; &ап = 2-э-3, так как отсутст вует БИТ.
Д и ф ф е р е н ц и а л ь н а я з а щ и т а с м а г н и т н ы м т о р м о ж е н и е м самая сложная защита. Она обеспечи вает лучшую отстройку от токов небаланса при внешних к. з., когда трансформатор подключают к РУ одного напряжения через два-три выключателя, отчего значи тельно возрастают токи сквозного к. з.
Выбор того или другого типа дифференциальной за щиты определяется ее чувствительностью, которая дол жна удовлетворять условию k4^ 2 . У трехобмоточных трансформаторов (автотрансформаторов), трансформа торов с расщепленными обмотками трансформаторы то ка для дифференциальной защиты устанавливаются со стороны всех обмоток. При подключении обмотки к РУ через два или три выключателя число трансформаторов тока на этом напряжении соответственно удваивается или утраивается.
Защита от витковых замыканий. Витковые замыка ния— один из опасных видов повреждения в трансфор маторе. Дифференциальная защита к ним нечувствитель на и для защиты от них используют газовую защиту, которая реагирует на повышенное газовыделение внутри масляного объема трансформатора, т. е. на все виды
239
повреждения в обмотках: витковые и междуфазовые замыкания, сильный перегрев.
На рис. 9-14,а показано устройство газового реле по плавкового типа с ртутными контактами 5. Реле уста навливается в патрубке между баком трансформатора и расширителем. При слабом газообразовании образо вавшиеся внутри бака газы и пары масла скапливаются в верхней части резервуара реле и вытесняют из него масло. Вместе с уровнем масла опускается верхний по плавок реле и ртуть замыкает его контакты, действую щие на сигнал (рис. 9-14,6). Такое действие реле имеет место при перегревах обмоток, при снижении уровня масла. При внутренних повреждениях происходит силь-
отнл 1В
от кл гз
Рис. 9-14. Газовая защита трансформатора.
а —устройство газового реле: |
/ — поплавки, 2 — стойка, |
3 — сборка |
контактов, |
4 — кран для выпуска газов; |
б — принципиальная схема |
защиты, |
/ — газовое |
реле; |
2 — промежуточное реле. |
|
|
ное газообразование, в результате которого масло и газы вытесняются из бака в расширитель и своей струей опро кидывают нижний поплавок, контакты которого действу ют на отключение трансформатора. Так как замыкание контактов газового реле может быть кратковременным, промежуточное реле 2 имеет две последовательных об мотки, включенные последовательно с его контактами и обеспечивающие самоудерживание реле в течение времени, необходимого для отключения выключателей.
Защита от перегрузки и токов внешних к. з. Защита от перегрузки (реле 1 я 2 на рис. 9-15) выполняется
240
с действием на сигнал и отстраивается током срабаты вания от номинального тока трансформатора
k /т.н о м
(9-21)
где kH= 1,05.
По времени действия защита отстраивается от вре мени действия защит от токов внешних к. з.
£з(от I I ) — ^з(от в.к.з) + At. |
(9-22) |
Защита от токов внешних к. з. является одновремен но резервной защитой трансформатора. Для защиты от однофазных к. з. ее дополняют специальной токовой
Рис. 9-15. Принципиальная схема защиты повышающего трансфор матора от токов внешних коротких замыканий и перегрузки.
защитой нулевой последовательности. Защита от токов внешних к. з. устанавливается у повышающих двухобмо точных трансформаторов на стороне низшего напряже ния, у понижающих двухобмоточных трансформаторов— на стороне высшего напряжения. Защита выполнена аналогично подобной защите генератора и состоит из
6 -5 5 1 |
241 |
Двух комплектов: максимальной токовой защиты с йуском минимального напряжения (реле 3, 4), токовой защиты обратной последовательности (реле 5, 6) от не симметричных к. з. Ток срабатывания защиты от симме тричных к. з. выбирается по (9-21), где kH= 1,1 -г-1,5.
Напряжение срабатывания принимается равным (0,5 ч-0,6) t/ном, ток срабатывания защиты от несимме тричных к. з.
/с.з=(0,5-ь0,7)/т.„ом. (9-23)
Время срабатывания защиты выбирается по (9-9). Защита от токов однофазных к. з. (реле 7, 8) уста навливается на стороне ПО кВ (с большим током за мыкания на землю). Токовое реле защиты может быть включено на трансформатор тока, установленный в ней трали трансформатора (ЗТТ) или на фильтр тока нуле вой последовательности (2ТТ). Первый вариант являет ся предпочтительным. По первому варианту защита отстраивается от тока 3/0 в трансформаторе, при кото ром защита смежного элемента находится на грани
срабатывания
7с.з= |
&нЗ/о расч- |
(9 -24) |
Время срабатывания |
защиты определяется по |
(9-9) |
~ ^пр.макс + Аt.
Для защиты блоков генератор-трансформатор уста навливаются все перечисленные для генераторов и трансформаторов защиты, при этом защита от внешних токов к. з. и перегрузки устанавливается в одном ком плекте на генераторе. Кроме того, защиты имеют ряд особенностей.
9-10. ЗАЩИТА СБОРНЫХ ШИН
Для быстрого отключения сборных шин предусматрива ют дифференциальную защиту. Для защиты шин РУ напряжением 35 кВ и выше дифференциальная защита выполняется полной, для защиты шин напряжением меньше 35 кВ — неполной.
На рис. 9-16 показана схема дифференциальной за щиты секции шин для одной фазы. В полной дифферен циальной защите трансформаторы тока устанавливаются на всех присоединениях к шинам, токовое реле включа-
242
ется дифференциально. Защита отстраивается от мак-
симального тока небаланса |
при внешних к. з |
|
|
|
|
ИЗ) |
(9-25) |
С.З |
■ k j \ |
||
п |
нб.расч |
|
Для того чтобы защита не срабатывала при обрыве соединительных проводов, ее отстраивают от тока наи более нагруженного присоединения
I с .з — ^ Д р а б .1 |
(9-26) |
где кц= 1,2-т-1,25. |
|
|
откл 1В |
|
гв |
|
•зв |
|
4В |
|
5В |
Рис. 9-16. Принципиальная схема полной дифференциальной защиты шин.
Защита действует без выдержки времени на отклю чение всех присоединений. Чувствительность защиты при металлическом к. з. на шинах должна быть не ниже k4~^2.
На рис. 9-17 показана схема неполной дифферен циальной защиты секции сборных шин генераторного напряжения (показано для одной фазы). В неполной дифференциальной защите трансформаторы тока уста навливаются только в питающих присоединениях. Это уменьшает число трансформаторов тока и протяжен ность соединительных проводов и, следовательно, повы-
16* |
243 |
шает надежность защиты и снижает ее стоимость. Ха рактерной особенностью последней защиты является то, что реактированные линии нагрузки оказываются в зоне действия дифференциальной защиты. При этом в нор мальном режиме через реле проходит суммарный ток этих линий. Для того чтобы обеспечить быстрое отклю-
Ри.с. 9-17. Принципиальная схема неполной дифференциальной защи ты шин.
чение повреждений шин, а также резервировать отказы защит и выключателей отходящих линий, неполная диф ференциальная защита имеет два комплекта: грубый (без выдержки времени) и чувствительный (с выдерж кой времени). Грубый комплект (реле 1) отстраивается током срабатывания от максимального тока к. з. за ре акторами и максимального суммарного тока нагрузки остальных линий
(9-27)
к.з.макс
Защита действует при к. з. на шинах и в части обмотки реактора. Чувствительность защиты при к. з. на шинах &ч>1,5.
Чувствительный комплект (реле 2) отстраивается от максимального суммарного тока нагрузки
(9-28)
244
Выдержка времени защиты (реле 3) выбирается на
ступень больше наибольшего времени срабатывания за щиты линий нагрузки (9-9)
~ ^пр.макс + Л/.
Чувствительность защиты при металлическом к. з. за реактором должна быть k4^ l ,2 .
Дифференциальная защита шин напряжением 35 кВ и ниже выполняется в двух фазах, дифференциальная защита шин напряжением ПО кВ и выше — в трех фазах.
9-11. УСТРОЙСТВА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ОТКАЗА ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ И ПРОТИВОАВАРИЙНОЙ АВТОМАТИКИ
В сетях напряжения ПО кВ и выше в связи с условиями сохранения устойчивости электрических систем предъ являются повышенные требования к быстродействию за щиты. Вместе с тем (это относится прежде всего к воз душным линиям, где относительно часто происходят однофазные к. з.) в таких условиях возможны отказы выключателя.
В общем случае отказы защит и выключателей ре зервируются защитами смежных элементов (такой спо соб называют дальним резервированием). Однако даль нее резервирование, с одной стороны, бывает недостаточ но быстродействующим, с другой — приводит к отключе нию большого числа присоединений. Поэтому в сетях ПО кВ и выше в соответствующих условиях нашло при менение устройство резервирования отказа выключателя (УРОВ). Действие этого устройства состоит в том, что основная защита выключателя в случае его отказа пов торно посылает сигнал на приведение в работу защиты смежных элементов (например, защиты шин, которая отключает секцию с поврежденными выключателями).
Для обеспечения надежной работы электростанции при повреждениях в электрической сети и аппаратах широко применяются следующие средства противоаварийной автоматики.
Автоматическое повторное включение (АПВ). Значи тельное число к. з. в кабельных и особенно в воздушных
линиях имеет неустойчивый характер и самоликвиди
руется при снятии напряжения на время, достаточное для деионизации дугового промежутка и восстановления
245
его электрической прочности. Наиболее частым видом проходящего повреждения является однофазное к. з. в воздушных линиях, возникающих в результате атмос ферных перенапряжений. В связи с этим автоматическое повторное включение в работу аварийно отключившихся линий в значительном числе случаев приводит к восста новлению работы линий.
Автоматическая частотная разгрузка (АЧР) состоит
в отключении части неответственных нагрузок, |
если в ре |
||
зультате |
аварии уменьшается |
генерирующая |
мощность |
в системе |
и частота начинает |
уменьшаться (в |
силу не |
баланса активных мощностей). Отключение части на грузки позволяет восстановить баланс мощностей и тем самым предотвратить останов электрической станции, сохранив достаточный уровень частоты в системе.
Автоматический ввод резерва (АВР) (рис. 9-18).
Действие АВР заключается в том, чтобы при исчезнове нии или значительном снижении напряжения на секции с. н. или в случае повреждения рабочего трансформато ра отключить рабочий трансформатор и подключить резервный. На рис. 9-18 в рабочем состоянии выключа тели 1В и 2В включены, выключатель ЗВ отключен. При отключении 2В изменяют положение и его блокконтакты. Блок-контакт в цепи питания реле 6 размыка ется. Однако контакт реле 6 размыкается с выдержкой времени, достаточной для того, чтобы замкнувшийся второй блок-контакт 2В подал через контакт реле 6 импульс на включение контактора ЗКП. Последний, замкнув свои контакты, подает питание на электромаг нит включения ЗЭВ и выключатель ЗВ включается. Пос ле истечения выдержки времени на отпадание контакт реле 6 разомкнется. Это обеспечивает однократность дей ствия АВР, которая необходима для того, чтобы при включении резервного трансформатора с. н. Tve3 на по врежденную секцию (на секции непроходящее к. з.) после отключения ЗВ его защитой не произошло повтор ного включения ЗВ под действием АВР.
Устройство АВР приходит в действие при поврежде ниях в рабочем трансформаторе Граб с. н., после отклю чения защитой через промежуточное реле 4 выключате лей 1В и 2В.
Если возможно исчезновение напряжения на секции без отключения выключателя 2В (например, исчезло пи тание на рабочем трансформаторе с. н. Граб), то в схему
246