Файл: Церазов, А. Л. Электрическая часть тепловых электростанций учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧатеЛем, ключ МК обладает пониженной коммутацион­ ной способностью и применяется только для релейной схемы управления выключателем.

Схема дистанционного управления выключателем должна удовлетворять требованиям, которые определя­ ются условиями нормального оперативного обслужива­ ния и технологическими особенностями самого выклю

Рис. 10-2. Ключи управления завода «Электропульт».

а —фланцы ключей: / — ключи типов МКВФ, МКФ; 2 — ПМОВФ; 3 — КВФ; б — ключ управления типа МКВ.

чателя и его привода. Часть требований является общей для всех выключателей, часть — индивидуальной (до­ полнительной).

К общим требованиям относятся следующие: Оперативные команды «включить» и «отключить»

должны подаваться кратковременно — в течение време­ ни, достаточного для надежного завершения операции, и сниматься автоматически, так как электромагниты включения и отключения выключателей рассчитаны на кратковременный режим работы.

Схема должна позволять автоматически отключить * выключатель от релейной защиты и автоматически включить от устройств автоматики.

254

На щите управления должна быть предусмотрена световая сигнализация положения выключателя («от­ ключено» и «включено»), свидетельствующая’ о завер­

шении операции и фиксирующая новое положение вклю­ чателя.

При аварийном отключении выключателя (от защи­ ты или самопроизвольно) схема должна обеспечивать действие световой и звуковой сигнализации; при авто­ матическом включении — световой. Световая сигнализа­ ция при автоматических, самопроизвольных действиях выключателя должна выполняться средствами, отличны­ ми от сигнализации при действии выключателя от команды, поданной ключом управления.

Схема управления или конструкция привода долж­ ны обеспечивать блокировку, исключающую многократ­ ные включения и отключения выключателя при одновре­ менном действии импульсов на включение и отключение (блокировка «от прыгания»).

Для предотвращения отказа выключателя из-за на­ рушения его цепей управления в схеме должен быть предусмотрен контроль исправности предохранителей в цепях питания оперативным током, а также исправ­

ности цепи последующей

операции

(при

включенном

выключателе — цепи

отключения,

при отключенном вы­

ключателе— цепи включения).

должны

учитывать:

Индивидуальные

требования

I) тип и конструкцию выключателя

(масляный, воздуш­

ный и др.); 2 тип и конструкцию привода

(электромаг­

нитный, пневматический,

пружинный),

исполнение

(трехфазный, пофазный, поэлементный — несколько эле­ ментов в фазе); 3) способ управления (трехфазное, пофазиое); 4) наличие автоматического повторного включения (АПВ); 5) дублированность управления (с двух и более пунктов). Ниже рассмотрены элементы схемы дистанционного управления применительно к мас­ ляному выключателю с трехфазным электромагнитным приводом.

Д л я у п р а в л е н и я в ы к л ю ч а т е л е м с л у ж и т к л ю ч у п р а в л е н и я КУ. На рис. 10-3 показаны цепи включения и отключения выключателя. Пунктирные ли­ нии изображают два положения ключа, соответствую­ щие оперативным командам «включить» В и «отклю­ чить» О. Стрелки означают, что из этих положений ключ имеет самовозврат,

255


При отключении выключателя оператор поворачивает рукоятку ключа в положение «отключить» О, оживляет­ ся током электромагнит отключения ЭО, выключатель отключается, а команда автоматически снимается замы­ кающим блокконтактом В. При включении рукоятка КУ поворачивается в положение «включить» В, оживляется

Включение

5 *

ф

“ 4Г4— С; R | У

<3 5

§

I ' | S

л

^

у

н

Рис. 10-3. Схема цепей включения и отключе­ ния выключателей.

током промежуточный контактор КП, контакты которого замыкают цепь электромагнита включения ЭВ. Сразу после включения обе цепи автоматически разбираются с помощью размыкающего блокконтакта В. Аналогично происходят отключение и включение выключателя за­ щитой и автоматикой. Особенностью электромагнитного привода являете^ большое потребление у электромагни­ та включения (сотни ампер) по сравнению с потребле­ нием электромагнита отключения (единицы ампер). Ком­

мутационная способность

контакта ключа

управления

и реле, достаточная для

непосредственного

включения

их в цепь ЭО, недостаточна для непосредственного вклю­ чения в цепь ЭВ. Поэтому в схему вводят промежуточ­ ный контактор, контакты которого обладают большой коммутационной способностью.

С и г н а л и з а ц и я п о л о ж е н и я в ы к л ю ч а т е л я осуществляется двумя лампами: красной ЛК («включе­ но») и зеленой ЛЗ («отключено»). Лампы включают через блокконтакты выключателя В, являющиеся повто­ рителями главных контактов (рис. 10-4,а). Такое вклю­ чение ламп не позволяет отличить нормальные действия от автоматических.

гт


В последние годы распространилась схема (рис. 10-4,6), когда одни и те же лампы горят ровным светом при переключениях выключателя от ключа управления и ми­ гающим светом при переключениях от автоматических устройств или самопроизвольных. Это достигается тем, что каждая из ламп может подключаться либо .к посто-

+ Н

Ац >

а)

^

(j f

в

T F

Кзвуковой

ава р и й н о й сигнализации

Рис. 104. Схема цепей сигнализации положения и звукового сигнала аварийного отключения вы­ ключателя.

янному плюсу, либо к мигающему плюсу. В первом случае, когда выключатель переключается ключом управ­ ления, замыкается «нормальная» цепь, НЦ во втором случае, когда переключение происходит не от ключа управления, замыкается «аварийная» цепь АЦ. Для действия звукового сигнала аварийного отключения вы­ ключателя используют также «аварийную» цепь АЦ.

Б л о к и р о в к а «от п р ы г а л и я». Наиболее распро­ страненным случаем, когда одновременно действуют включающий и отключающий импульсы является случай приваривания контактов выходного реле АПВ при устой­ чивом к. з. Существуют два вида блокировки от прыгания: механическая и электрическая. Механическая бло­ кировка осуществляется в самом приводе выключателя. Недостатком механической блокировки является то, что катушка включающего электромагнита длительно обте­ кается током, что вызывает ее перегрев. Электрическая блокировка может быть выполнена либо с помощью специальных блок-контактов электромагнита отключе­ ния, либо с помощью реле. Наибольшее распространение получила последняя.

На рис.

10-5 показана «блокировка от прыгания»

с помощью

реле РБМ. Реле РБМ срабатывает при от-

17— 551

257

ключении выключателя от сериесной обмотки 1 и удер­ живается обмоткой 2, включенной параллельно, если действует включающий импульс, оставляя разомкнутой цепь включения. В этой схеме в длительном режиме реле РБМ термически устойчиво.

К о н т р о л ь п р е д о х р а н и т е л е й ц е п е й у п р а в ­

ления .

Наиболее

простым

способом

контроля

 

 

 

 

 

является

световой

кон-

 

 

8

п

I-

троль

(рис.

10-6,о),

при

 

 

 

jj"

 

котором

сигнальные

лам­

 

 

 

 

 

пы

положения

выключа­

 

 

 

 

 

теля ЛЗ и ЛК подклю­

 

 

 

 

 

чаются к блок-контактам

 

 

 

 

 

цепей

управления.

Для

 

 

 

 

 

исключения

возможности

Рис. 10-5. Схема цепей электриче­

срабатывания

выключа­

теля при случайном

зако­

ской

блокировки «от прыгания»

рачивании

 

нити

лампы

 

выключателя.

 

 

 

включают

добавочные

 

 

последовательно

 

с

ними

сопротивления . 1R

и

 

2 R . Та-

ким

образом, если

горит

 

зеленая

 

лампа,

это

означает,

что выключатель

отключен, а цепь его вклю-

<+)

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i+1R

РПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

 

 

 

КП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

к у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и—ср Ф----

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1— ^

9—

В

30

 

 

 

 

 

 

 

 

* РЗ '

 

 

 

 

 

 

 

 

II—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ZR

РПВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РПВ

РПО

К с и г н а л у

 

 

 

 

 

 

 

п о $ р ы в

 

 

 

 

 

 

 

~ЬГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц е п е й

 

 

а)

 

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

 

 

 

 

управления ”

Рис, 10-6. Схемы контроля цепей управления выключателя.

а — световой контроль цепей управления; 6 — звуковой контроль цепей управ-

258


чения исправна; если горит красная лампа — выключа­ тель включен и исправна цепь отключения. Нарушение контролируемой цепи приводит к погасанию обеих ламп.

Световой контроль цепей управления требует посто­ янного наблюдения и, в частности, не может быть использован на установках без дежурного персонала. Поэтому световой контроль цепей управления практиче­ ски уступил место звуковому контролю. При звуковом контроле цепей управления (рис. 10-6,6) к блок-контак­ там цепей управления подключены реле положения вы­ ключателя: РПО — реле положения отключено; РПВ— реле положения включено. Нормально одно из реле под­ тянуто, другое обесточено. Размыкающие контакты реле РПО и РПВ, включенные последовательно, приводят

+ ШУ -шу +шс шем -шс

ксм\

1

РПВ РКВ

1 П П г

 

-4 * 4

 

 

 

тг

 

 

РПО РКО

р ф к

|

 

 

"1ПНП I

I

РФ К

В

к си гн а лу

11

Н аварийному

РПВ РПО

К сигналу

п р е д у п р е - ж даю щ ем у

б)

Рис. 10-7. Схема управ­ ления воздушным вы­ ключателем с ключом типа МКВ.

а —* цепи

управления; б —

цепи

сигнализации.

17*

259


в действие звуковой и световой сигнал «обрыв цепи управления». Реле РПО и РПВ одновременно являются повторителями положения выключателя, что и определя­

ет их название.

В качестве примера рассмотрим схему управления воздушным выключателем ВВ-35. В схеме управления (рис. 10-7) использован малогабаритный ключ МКВ (с фиксацией рукоятки в нейтральном .положении), ком­ мутационная способность которого недостаточна для непосредственного управления электромагнитами включе­ ния и отключения. Управление выключателем осущест­ вляется через реле команды «включить» РКВ и реле команды «отключить» РКО. В схеме использована элек­ трическая блокировка от «прыгания» с реле РБМ и

звуковой контроль цепей.

Для сигнализации положения выключателя и звуко­ вой сигнализации аварийного отключения использовано двухпозиционное реле фиксации команды РФК, которое фиксирует (запоминает) оперативные команды и своими контактами образует либо «нормальную», либо «аварий­ ную» цепь сигнализации. Схема имеет особенности, кото­ рые определяются особенностями воздушных выключа­ телей:

1. Оперативная команда «включить» подается непо­ средственно на электромагнит включения без промежу­ точного контактора, так как электромагнит включения имеет одинаковое потребление с электромагнитом от­ ключения.

2. Для воздушных выключателей важно, чтобы на­ чавшаяся оперативная команда была доведена до конца, поэтому в схеме предусматривают подхват командного импульса. Для цепи включения это обеспечивает блокконтакт ЭВ, для цепи отключения — контакт РБМ.

3. В схеме управления предусмотрена блокировка по давлению воздуха (реле РПЦ). Величина давления кон­ тролируется электроконтактным манометром КМ. При нормальном давлении воздуха, когда операции с выклю­ чателем разрешаются, контакт КМ замкнут и реле РПД подтянуто (емкость С облегчает работу контакта КМ при вибрациях).

Если давление снижается ниже допустимого (обычно ниже 16 кгс/см2) контакт КМ размыкается и реле РПД отпадает, запрещая операции с выключателем. Если дав­ ление воздуха упало при начавшейся операции реле

260