Файл: Церазов, А. Л. Электрическая часть тепловых электростанций учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
РИД будет удерживаться последовательной обмоткой и операция будет завершена. Сопротивление 3R обеспе чивает контроль цепей управления при сниженном дав лении воздуха. Если минимальное значение давления воздуха для цепей включения и отключения разное, уста навливаются два реле РПД и цепи управления разделя ются (например, у ВВ-15).
Работа цепей сигнализации. При включении выклю чателя ключом управления срабатывает реле РКВ, кон такты которого передают оперативную команду «вклю чить» электромагниту включения и замыкают цепь одной из обмоток реле РФК. Последнее, срабатывая, переклю чает контакты в цепях обеих обмоток РФК, подает по стоянный плюс на ЛК, подготовляет цепь мигания ЛЗ и цепь аварийного звукового сигнала. При отключении выключателя от защиты реле РФК не меняет положе ния, а переключаются блокконтакты выключателя и кон такты реле положения. В результате ЛК погасает, ЛЗ мигает и приходит в действие аварийный звуковой сиг нал. Перевод мигающей лампы на ровный свет произ водится кнопкой съема мигания КСМ, подающей плюс на шинку съема мигания ШСМ. При этом подается на пряжение на другую обмотку реле РФК и оно переклю чает контакты в первоначальное положение, при котором на ЛЗ подается постоянный плюс.
При отключении выключателя ключом управления реле РКО воздействует на реле РФК, оно переключает контакты, ЛЗ загорается ровным светом, аварийная сиг нализация не действует, но подготовляется уже цепь мигания ЛК на случай автоматического включения вы
ключателя.
Избирательное управление. Для уменьшения количе ства аппаратов управления, сокращения щитов управле ния идут по пути применения малогабаритной аппарату
ры управления |
в |
сочетании |
с и з б и р а т е л ь н о й си |
с т е м о й у п р |
а в |
л е н и я . В |
этой системе управления |
командоаппарат делают общим для большой группы объектов, а подключение его к отдельным объектам про изводят с помощью специального избирательного устрой ства. Широкое применение нашла система избиратель ного управления технологическим оборудованием, управ ляемым с БЩУ.
Рассмотрим избирательное дистанционное управле ние магнитными пускателями двигателей технологиче-
261
ского оборудования с БЩУ. Избирательное устройство здесь выполнено в виде номеронабирателя, который состоит из 20 кнопок (10 кнопок десятков и 10 кнопок единиц) и реле, повторяющих .положение каждой из кнопок. Один номеронабиратель обеспечивает выбор 99 объектов. Таким объектом 'может быть целая группа
г Ш У |
- ШУ |
Р и с . 10-8. С хе м а и з б и р а те л ь н о го у п р а в л е н и я д в и га те л е м з а д в и ж к и .
262
задвижек либо одна отдельная наиболее ответственная задвижка, для которой необходимо индивидуальное управление. Подача оперативной команды производится общим ключом КУ.
На рис. 10-8,а показана принципиальная схема выбо ра объекта при системе избирания, на рис. 10-8,0 — принципиальная схема индивидуального управления дви гателем задвижки № 9 при системе избирания. Выбор объекта производят двумя кнопками: кнопкой десятков КДЫ и кнопкой единиц KEN (N = 0-^-9). Управляя задвижкой № 9, оператор нажимает две кнопки КДО и КЕ9. При этом срабатывают два реле РДО и РЕ9. Оба реле самоблокируются и с помощью реле РБД и РБЕ снимают плюс о других кнопок десятков и единиц. Реле РДО подает плюс на шинку ШДО, РЕ9 подает минус на шинку LUE9. Срабатывает релеРВ09, подготавливая цепь управления задвижкой № 9; в мнемосхеме БЩУ заго рается световое табло с номером 09, подтверждая пра вильность выбора объекта.
После этого оператор поворачивает ключ управления КУ в положение оперативной команды «открыть» В или «закрыть» О. Контакты ключа соединяют общие шинки 1ШК и 2ШК или ЗШК и 4ШК и подают команду на магнитный пускатель ПМО или ПМЗ, задающие направ ление вращения двигателю. Двигатель включается и задвижка либо открывается, либо закрывается.
Прекращение оперативной команды производится кнопкой КС. При этом схема разбирается, реле РВ09 отпадает, табло гаснет. При полном открытии или за крытии задвижки схема управления размыкается конеч ным выключателем ВК, а схема выбора объекта может оставаться неразобранной. Схема разбирается автома тически, если будет нажата кнопка десятков с помощью реле PC (в схеме цепи этого реле для упрощения не по казаны) и тут же снова соберется, новый объект может быть выбран. В схеме выбора объекта использован по стоянный оперативный ток, в схеме управления задвиж кой — переменный.
10-5. СИГНАЛИЗАЦИЯ
Основными видами сигнализации на электростанциях являются: сигнализация положения, аварийная сигнали зация, предупреждающая сигнализация.
Сигнализация положения сигнализирует о положении коммутационных аппаратов, регуляторов, задвижек и др.
263
Наиболее распространенная двухламповая сигнализация положения выключателей была рассмотрена выше. На электростанциях можно встретить одноламповую сигна лизацию, при которой лампа встроена в рукоятку ключа КСВФ (€ — светящаяся рукоятка). Рукоятка ключа фиксируется (Ф) в положениях «включено» и «отключе но». Рукоятка светится ровным светом, когда оператив ная команда подается ключом, и мигающим светом, ког да оперативная команда подается защитой или автома
тикой.
При управлении разъединителем со щита управле ния (на некоторых старых электростанциях) использо вались ключи управления КВФ и КСВФ и система сиг нализации такая же, как и для выключателя (две или одна лампа). На современных ТЗС вообще отсутствует сигнализация положения разъединителей или она пред усматривается только для шинных разъединителей в схе ме с двумя системами шин с одним выключателем на присоединение. В этом случае ее выполняют малогаба ритной лампой по схеме, приведенной на рис. 10-9,а. Лампа горит -при включенном положении разъединителя.
В свое время большое распространение получили схемы сигнализации положения разъединителей с по мощью сигнального прибора типа ПС (рис. 10-9,6), ко торый представляет собой поляризованное реле с меха ническим указателем, врезанным в мнемоническую схему щита (см. рис. 10-1). В зависимости от положения разъединителя одна из катушек обтекается током и якорь поворачивает механический указатель либо в вер тикальное положение «включено», либо в горизонталь ное — «отключено». При нарушении цепей сигнализации указатель занимает промежуточное положение — так осуществляется контроль их исправности.
Сигнализация положения задвижек на агрегатных щитах выполняется двумя лампами — красной и зеленой. При управлении с технологического щита предусматри вают мигание ламп во время хода -задвижек. Для задви жек, управляющихся по системе избирания с БЩУ, сиг нализация положения вызывная. Для вызывной сигнали зации используют специальные указатели положения и, в частности сельсины. Вызов производится с помощью номеронабирателя.
Аварийная сигнализация на ЦЩУ и ГШУ (сигнали зация аварийного отключения выключателя) выполня-
264
ется с помощью звукового сигнала (общего для всех выключателей), и светового сигнала-индивидуального. Звуковой сигнал призван немедленно известить персонал об аварии. Используют сигналы резкой тональности
1Р |
+шс |
-шс |
а )
+шс |
-шс |
Рис. Ю-9. С игнализация полож ения разъединителей .
а — сигнальной лампой; 6 — сигнальным прибором ПС.
(сирены, гудки). Световой сигнал (мигающая зеленая лампа) помогает быстро найти отключившийся выклю
чатель.
На БЩУ аварийная сигнализация главным образом сигнализирует о действии технологических защит на ос танов блока: при срабатывании защиты загорается мигающим светом световое табло, которое переключа
265
ется дежурным на ровный свет на время восстановления рабочей схемы.
Предупреждающая сигнализация .призвана предупре дить дежурный персонал о нарушениях нормальной ра боты оборудования, не являющихся аварийными, однако могущих привести >к аварии: перегрузка генератора, повышение температуры масла трансформатора, нару шение цепей управления выключателя, отклонение пара метров пара и др.
Предупреждающую сигнализацию выполняют с по мощью звукового и светового сигналов.
Звуковой сигнал, не очень резкой тональности (чаще звонок) и световой сигнал (световое табло с надписью неисправности) имеют то же назначение, что и для ава рийной сигнализации.
На ЦЩУ и ГЩУ табло горят только ровным светом, на БЩУ, где количество табло очень велико, все табло загораются мигающим светом и затем переключаются на ровный свет.
На крупных установках с большим количеством управляемых объектов схема аварийной и предупреж дающей сигнализации должна обеспечивать:
повторность действия звукового сигнала в случае возникновения новой первопричины при наличии дейст вующих и уже принятых сигналов;
центральный съем звукового сигнала с помощью кнопок, установленных на столе дежурного на панелях (пультах) и автоматически;
индивидуальные световые сигналы, расшифровыва ющие действие звукового сигнала;
прекращение мигания индивидуальных световых сиг налов и перевод их на ровное свечение;
возможность периодического опробования звуковой сигнализации и устройства мигающего плюса;
возможность периодической проверки ламп сигналь ных табло.
Принципиальная схема аварийной и предупреждаю щей сигнализации представлена на рис. 10-10. Основным элементом схемы является реле импульсной сигнализа ции РИС-Э2М, оно содержит: трансформатор Тр; усили тель, состоящий из двух германиевых триодов 77 и Т2; двухпозиционное двухобмоточное реле PC. Реле PC сра батывает от импульса тока, появляющегося в одной из его обмоток в .переходном режиме, когда замыкается
266
или размыкается цепь первичной обмотки трансформа тора.
При замыкании цепи первичной обмотки трансфор
матора одним из датчиков появляется ток в рабочей обмотке реле PC-I.
В результате взаимодействия магнитных полей элек тромагнита и постоянного магнита якорь реле повора-
■+ШС |
Ш З А ( Ш Э П ) |
-шс |
Рис. 10-10. Принципиальная схема аварийной (предупреждающей) сигнализации.
чивается и замыкает рабочие контакты реле РИС. По следние включают цепь звукового сигнала. При размы кании первичной обмотки трансформатора меняется направление вторичной э. д. с. и появляется ток в дру гой обмотке реле РС-П. Якорь реле перебрасывается, рабочие контакты размыкаются, действие звукового сиг нала прекращается. При центральном съеме сигнала кнопка КСЗ подает плюс на обмотку РС-П. Автоматиче ский съем звукового сигнала через заданное время обе спечивает реле РВ. После съема сигнала реле снова го
267
тово к приему. Замыкание всякой новой цепи с датчи ком, при сохранившихся предыдущих, вызовет изменение величины установившегося тока в первичной обмотке трансформатора, т. е. снова вызовет переходный процесс,
и реле срабатывает.
Заданную величину импульса и соответственно число принимаемых сигналов при допускаемой величине тока в первичной обмотке трансформатора обеспечивает доба вочное сопротивление в цепи датчиков аварийного сигна ла и сопротивление ламп сигнальных табло в цепи дат чиков предупреждающего сигнала. Реле срабатывает от импульса тока 0,05 А и четко принимает до 30 сигналов. Допускаемая величина тока первичной обмотки транс форматора 1,5 А.
Для периодической проверки исправности схемы служит кнопка КОЗ. На БЩУ, где объем сигнализации велик, сигнализацию делят на участки. Каждый участок имеет свои реле импульсной сигнализации аварийной и предупреждающей, которые действуют на общие звуко вые сигналы, свой комплект кнопок и переключателей.
Гла ва о д и н н а д ц а т а я
ЗАЩИТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ
11-1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В нормальном режиме работы на изоляцию электроуста новок воздействуют напряжения, близкие к номиналь ным. Вместе с тем на изоляции могут возникать напря жения, значительно превышающие номинальные. Такие повышения напряжений называют перенапряжениями.
Перенапряжения возникают вследствие электромаг нитных процессов, связанных с резким изменением режи ма работы электрических целей внутри электроустановки или с внешними воздействиями — разрядами .молнии. Соответственно этому различают внутренние (коммута ционные, резонансные) и атмосферные (внешние) пере напряжения.
Коммутационные перенапряжения являются следст вием колебаний внутренней электромагнитной энергии электрической системы при изменениях параметров схе мы при оперативных включениях, отключениях, повреж-
268
дениях в цепях. Эти перенапряжения имеют характер периодических колебаний длительностью от нескольких сотен микросекунд до нескольких секунд.
Резонансные перенапряжения развиваются в электри ческих системах в виде линейного или нелинейного
резонанса, когда частота собственных колебаний |
цепи |
о)к близка к частоте сос источника напряжения сети, |
либо |
в виде параметрического резонанса при периодическом изменении одного из параметров сети (например, при периодическом изменении индуктивности вращающейся машины). Перенапряжения этого вида имеют также фор му периодических колебаний.
Характерной чертой атмосферных перенапряжений является их кратковременность. Главный разряд молнии длится несколько десятков микросекунд, и повышение напряжения носит характер импульса.
Каждому номинальному напряжению соответствует свой уровень изоляции, который устанавливается величи нами испытательных напряжений, характеризующих электрическую прочность изоляции. Повышение уровня изоляции увеличивает размеры, массу и стоимость эле ментов электроустановки, а чрезмерное снижение элек трической прочности изоляции может привести к тяже лым авариям. Поэтому уровень изоляции для каждого напряжения устанавливают в соответствии с характером и величинами возможных перенапряжений и характери стиками устройств, применяемых для ограничения этих перенапряжений.
Ниже кратко и весьма упрощенно рассмотрены: при чины возникновения и особенности некоторых видов перенапряжений, способы, конструкции и характеристики устройств, применяемых для ограничения перенапря жений.
11-2. ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ
Перенапряжения при дуговых замыканиях на землю в сетях с незаземленной нейтралью. Пусть в точке К фазы С (рис. 11-1,а) произошло замыкание на землю через дугу, когда напряжение на емкости Сс было равно
U c = —i/ф, |
на емкостях |
С А с, |
С Вс U AC — U Bc = \ , b U ^ и |
на емкостях С А , С в U A= U в= |
0,5Нф (рнс. 11-1,6). |
||
В момент замыкания емкости СА и Сас, Св и СВс |
|||
окажутся |
соединенными |
параллельно и в результате |
269