Файл: Научная деятельность А. Р. Протасова, М. И. Шеина, К. И. Щепина, C. Г. Зыбелина, Н. М. Амбодик максимовича, И. М. Соколова и др.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «Нормальная анатомия»
Вариант 8

Научная деятельность А.Р. Протасова, М.И. Шеина, К.И. Щепина, C.Г. Зыбелина, Н.М. Амбодик- Максимовича, И.М. Соколова и др.
(тема практического задания)

ФИО студента

Дягай Андрей Романович

Направление подготовки

Лечебное дело

Группа

ЛЕЧ-С-0-2022-1


Москва

Оглавление
Введение

Научная деятельность А.Р. Протасова

Научная деятельность М.И. Шеина

Научная деятельность К.И. Щепина

Научная деятельность C.Г. Зыбелина,

Научная деятельность Н.М. Амбодик- Максимовича,

Научная деятельность И.М. Соколова

Заключение

Список литературы

Введение

Данная тема была выбрана мной , т.к. по моему мнению развитие анатомия невозможно ,без знания её развития . Естественно что знание истории – это обязательный пункт в изучении данной дисциплины , и изучая литературу интернет- ресурса . Я заметил небольшую поочередность анатомических открытий , результатом которых мы часто наблюдаем , и порой используем в современной медицине. Сейчас мы по хронологической очередности будем рассматривать такие труды «светил анатомии» как:

  1. А.Р. Протасова

  2. М.И. Шеина

  3. К.И. Щепина

  4. C.Г. Зыбелина

  5. Н.М. Амбодик- Максимовича

  6. И.М. Соколова

Мы уделим внимание их небольшую историю жизни , а также научную деятельность в общих чертах, не углубляясь в более подробное описание их работ .
Начнем по порядку:

Мартин Ильич Шеин(1712-1762)


Мартин Ильич Шеин (1712—1762) — российский медик; главный лекарь Санкт-Петербургского адмиралтейского госпиталя; переводчик, художник-иллюстратор («рисовальных дел мастер» петербургского, а затем кронштадтского госпиталей).


Мартин Шеин родился в 1712 году. Получил первоначальное образование в семинарии Феофана Прокоповича, по окончании курса в которой был отослан в медицинскую канцелярию для определения на службу.

Так как Шеин хорошо рисовал, в 1738 году его определили учителем по рисованию сперва в Санкт-Петербургский адмиралтейский, а затем в Кронштадтский госпитали. Анатомические и ботанические рисунки так заинтересовали его, что он решил учиться медицине и в особенности анатомии. Через 2 года Шеин явился на экзамен и в 1741 году был признан достойным подлекарского звания, причем он отличился не только своими успехами в науках, но и чистотой и изяществом своих анатомических работ.

В 1745 году Шеин был произведен в лекари, оставшись, однако, и мастером рисования в том же госпитале. Отказавшись впоследствии от этой должности, он занялся переводами учебников по различным отраслям медицинских наук, чем в значительной степени обогатил бедную в то время русскую медицинскую литературу.

Из переведенных им книг напечатаны: 1) «Лаврентия Гейстера в Гелмстадтском Университете профессора, Цесарской и Берлинской Академии и лондонского ученого собрания члена сокращенная анатомия, все дело анатомическое кратко в себе заключающая. Переведена с латинского языка на российский СПб. адмиралтейской Гошпитали Главным лекарем Мартином Шеиным. Напеч. при И. А. Н. 1757 г.». и 2) «Иоганна Захария Платнера доктора и проф. медицины в Лейпциге основательные наставления хирургические, медицинские и рукопроизводные в пользу учащимся с прибавлением к тому изобретенных инструментов или орудий и других вещей к лекарскому искусству принадлежащих, перев. с лат. яз. на рос. с.-петерб. адмиралт. гошпитали штаб-лекарем Мартином Шеиным. СПб. при И. А. Н. 1761». За эти две книги, посвященные сенату и печатавшиеся, по представлению лейб-медика и директора медицинской канцелярии П. З. Кондоиди, на казенный счет, Шеин получил звание штаб-лекаря[1][2].

Им также были сделаны переводы Барбе «Хирургия» и Джексона «Enchiridium medicum», но они при жизни Шеина напечатаны не были[1].

Мартин Ильич Шеин умер 27 июля 1762 года[1].

Итог: Его главными достижениями стали:

  • Автор первого рус.учебника физиологии, написанного с позиций материализма.

  • Один из основоположников экспериментальной патологии.

  • впервые в России применил микроскоп для исследования элементов крови

  • Занимался экспериментальной разработкой проблемы переливания крови, действия на организм серного эфира

  • Совместно с Н. И. Пироговым разработал метод внутривенного наркоза.




Алексей Протасьевич Протасов (1724-1796 г)
ПРОТАСОВ Алексей Протасьевич (1724—1796) — отечественный анатом и физиолог, акад. Петербургской академии наук (1771); один из основоположников русской анатомической терминологии.
Происходил из солдатских детей; образование начал в казармах Семёновского полка, а окончил в Лейденском университете, куда был послан Академией Наук по окончании курса академического университета первым студентом.

В янв. 1751 г. П. представил диссертацию «Exercitatio physiologica de transitu sanguinis per pulmones…» (изд. 1751 г.), но она Академией не была признана удовлетворительной; однако способности молодого ученого и его любовь к науке были признаны Конференцией: 22-го марта 1751 же года он был избран адъюнктом Академии по кафедре анатомии (без права присутствовать в заседаниях Конференции) и, для усовершенствования в медицине, послан в Лейденский университет, к профессору Альбину, причем был снабжен от Академии подробною инструкциею. За границей П. провел восемь лет, в течение которых занимался в Лейдене, главным образом, изучением различных отраслей медицины и вспомогательных для нее наук. «Он выслушал, и не по одному разу, университетские курсы: анатомии, хирургии, физиологии, патологии, практической медицины, «материи медической», химии теоретической и экспериментальной, ботаники, физики, математики, логики и метафизики». Кроме Лейдена, где он работал более пяти лет (с 24-го сентября 1751 по июль 1755 и с 15-го декабря 1757 по конец августа 1759 г.), П. два года занимался в Страсбургском университете (с 31-го июля 1755 по 1-е августа 1757 г.), где, ревностно посещая лекции профессоров, анатомические театры и госпитали, «все касающиеся до его должности как анатомические, так и прочие медические коллегии окончил»; с половины августа до 1-го декабря 1757 г. Протасов прожил, впрочем, без особенной для себя пользы, в Париже, откуда вернулся в Лейден и здесь с прежним усердием работал на избранном им поприще, во все время пребывания за границей присылая в Академию подробные отчеты о своих занятиях.
В сентябре 1759 г. П. вернулся в Петербург и 4-го октября в первый раз присутствовал в заседании академической Конференции. В 1760 г. он представил докторскую диссертацию и просил о признании его доктором медицины и об определении его на место профессора анатомии и физиологии, открывшееся по смерти его учителя Каау-Бургава; однако, эти просьбы П. не получали никакого решения в течение двух лет, а в сентябре 1762 г. он был снова послан за границу, в Страсбург, чтобы там получить докторскую степень. 10-го июня 1763 г. он защитил диссертацию «De actione ventriculi humani in ingesta» и удостоен Страсбургским университетом степени доктора медицины. По возвращении в Петербург, представив свою работу и возобновив просьбу об определении профессором на место Бургава, П., после интриг влиятельного Тауберта, благодаря участию Ломоносова, добился своего: диссертация была рассмотрена и одобрена Конференциею, и П. 1-го сентября 1763 г. назначен был экстраординарным профессором анатомии и доктором медицины.

Избранный 8-го апреля 1771 г. ординарным академиком по кафедре анатомии, П. 21-го октября 1783 г., при учреждении Российской Академии, избран был действительным ее членом и принимал участие в составлении «Словопроизводного Словаря Академии Российской», объясняя слова, относящиеся к анатомии, к болезням и книгопечатанию, постоянно участвуя в прениях по связанным с изданием «Словаря» вопросам и будучи одним из самых ревностных посетителей собраний Российской Академии.

П. скончался в Петербурге 5-го мая 1796 г., в чине надв. советника (с 1779 г.); он погребен на Смоленском кладбище.
Константин Иванович Щепи(1728-1770г)



Родился в 1728 году в селе Молотникове близ города Котельнича Вятской губернии[3]. Родители Щепина были крестьянами. Ко времени его поступления в Хлыновскую славяно-латинскую школу в Вятке отец стал пономарём котельнической церкви.

Благодаря своим способностям Щепин уже в школе выделился из круга своих сверстников. Преподаватели, наблюдая за успехами Щепина, советовали ему продолжить учение в академии[4]. После окончания класса риторики 14-летний Щепин в 1742 году[4] по совету вятского епископа Варлаама (Скамницкого)[5], преодолев огромное расстояние, почти пешком добрался до Киева и поступил в Киево-Могилянскую академию. Срок обучения в этом учебном заведении не был точно определён и мог продолжаться от трёх до десяти лет. Щепина сразу зачислили во второй класс, а через два месяца перевели в третий. В 1743 году, в пятом классе, его успехи оценены самой высшей отметкой «преизряден». Он в совершенстве овладел латинским языком[4], шёл впереди других студентов, и потому смело мог рассчитывать занять впоследствии почётное место профессора в этой академии. Но в это время в Киеве только и было разговоров, что о знаменитом тогда В. Г. Барском, недавно возвратившемся из-за границы. Записки его о заграничной жизни переписывались во множестве экземпляров и читались нарасхват; рассказы его o вынесенных впечатлениях и виденных чудесах волновали не только студентов, но и большую часть киевского общества; Константин Щепин тоже увлекся ими и решил побывать во что бы то ни стало за границей. В 1748 году, пройдя класс философии и отказавшись от завершавшего образование класса богословия, Щепин по своей просьбе был отправлен в Италию.


Он посетил Флоренцию, слушал лекции по философии, медицине, естествознанию и математике в Падуанском и Болонском университетах, затем переехал в Грецию и в мае 1751 года оказался в Константинополе. По примеру Барского выучился в Константинополе английскому и греческому языкам

За неимением средств на продолжение путешествия вернулся в Россию. Из архивов известно, что Щепин ещё в 1748 году увлёкся медициной в Болонье. М. П. Бестужев-Рюмин и М. И. Воронцов рекомендовали Щепина в Академию наук. Здесь он продолжил своё образование; в архиве Академии наук хранятся копии аттестатов студента Щепина, где записано, что Щепин слушал лекции многих выдающихся учёных того времени. Особое внимание стал уделять ботанике; занимался под руководством Степана Петровича Крашенинникова и уже через три месяца упорных занятий был возведён из адъютанта в переводчики. В ходе совместной работы Крашенинникова и Щепина между ними возникла крепкая и долгая дружба, прерванная лишь смертью Крашенинникова. Щепин помогал Крашенинникову в исследовании флоры Петербургской губернии[6]:191, а после смерти академика некоторое время воспитывал его осиротевшего сына[4].

По настоянию Крашенинникова Щепин был направлен за границу за казённый счёт учиться ботанике; ему было назначено ежегодное пособие в 360 рублей[5]. 30 мая 1753 года Щепин из Кронштадта отбыл в Голландию. После высадки в Амстердаме Щепин отправился в Гаагу. С 1753 по 1754 год он проходил обучение в Лейденском университете. Но, в связи со смертью Крашенинникова в конце 1755 года, новые обстоятельства в Академии наук изменили его планы[4]: в 1756 году он обратился с просьбой к главному доктору и лейб-медику П. З. Кондоиди о принятии его в медицинское ведомство. После согласия Академии и по возвращении ей денег, затраченных на его обучение, 31 августа 1756 года Щепину в Лейден был послан указ о его переводе в ведение Медицинской канцелярии для приготовления к профессуре, и его командировка была продолжена[6]:200.

Поступив на медицинский факультет Лейденского университета, через 2 года он окончил его и 9 мая[5] 1758 года защитил докторскую диссертацию на тему «О растительной кислоте»[7]. В ней рассказывается о значении диеты и растительных кислот пищи для здоровья и долголетия. Основой суждения Щепина явились наблюдения за образом жизни крестьян и солдат России, а также опыт народной медицины. «Физический труд, растительная пища, содержащая кислоты, и квас, благоразумное и редкое употребление мяса» — вот что, по Щепину, способствует долголетию. Особое значение он придавал умеренному питанию и пище, содержащей растительные кислоты. Представляет интерес учение доктора о профилактике цинги и лечении больных этой болезнью. В то время наука не располагала знаниями о витаминах и их физиологической роли. Щепин подметил, что крестьяне России, употребляя зимой квашеную капусту, ржаной хлеб и настой хвои, не болеют цингой. Он полагал, что содержащаяся в них растительная кислота предупреждает болезнь. На этой основе он предложил метод лечения и профилактики цинги. Щепин впервые указал на предполагаемую кислоту, содержащуюся в растениях, как на противоцинготный фактор. Щепин был первым, кто поставил на обсуждение проблему профилактического значения диеты