Файл: Научная деятельность А. Р. Протасова, М. И. Шеина, К. И. Щепина, C. Г. Зыбелина, Н. М. Амбодик максимовича, И. М. Соколова и др.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По прибытии в Петербург Щепин произвёл на Кондоиди самое благоприятное впечатление, но для получения права практики в России Щепину надлежало подтвердить свой докторский статус на официальном экзамене, как этого требовал закон. Первоначально Щепин назначен был состоять при Медицинской канцелярии в качестве врача-натуралиста (в частности, должен был привести в порядок естественный кабинет при Медицинской канцелярии[5], «время от времени о приводе в порядок описаний, имеющихся в Медицинской канцелярии „naturalium“, иметь попечительное старание»[6]:200). В 1759 году Щепин сдал экзамен, был утверждён в степени доктора медицины с правом на медицинскую практику на территории Российской империи. Ему была предоставлена в Санкт-Петербургском главном сухопутном госпитале палата больных на правах клинического профессора. Щепин присутствовал также на экзаменах лекарей и аптекарей, желавших получить степень русского доктора медицины или лекаря, попутно руководил несколькими студенческими группами. В апреле 1760 года ему было поручено составлять проект судебно-медицинских уставов[6]:200), а также заняться обустройством госпиталя в связи с большим количеством больных.

В процессе клинической практики Щепину становилось ясно, что лечение больных нельзя проводить по шаблону, поскольку люди отличаются друг от друга возрастом, полом, темпераментом, образом жизни. Правда, в распоряжении медицинской науки того времени не было систематизированных наблюдений о зависимости методов лечения от индивидуальности больного. Терапевтическая практика не отличалась разнообразием, и если часть врачей видела смысл лечения в лекарствах, стремилась найти лекарства большой целебной силы путём смешения многих лекарственных веществ, то другая часть направляла свои усилия на внедрение в лечебный обиход средств народной медицины. Щепин стремился действовать логически, пытаясь подыскать объяснение тому или иному лечебному приёму. Это способствовало росту его авторитета как преподавателя.

Во время Семилетней войны в августе 1760 года он был командирован в распоряжение военного командования в качестве дивизионного врача и был направлен в Бишофсвердеский полевой госпиталь, где проявил на практике свои знания. Вместе с русскими войсками Щепин вступил в Берлин. Санитарное обслуживание в русских войсках в течение Семилетней войны впервые было на высоком уровне, во многом это была заслуга наставника Щепина, П. З. Кондоиди. Период с 1760 по 1761 годы Щепин провёл в напряжённой работе. Сотни раненых и больных прошли через его руки за это время.
Война дала ему богатый опыт, который должен был служить в дальнейшем более целеустремлённой подготовке новых врачей.

Заботясь о своей будущей службе, Щепин указал преподавательские должности как наиболее подходящие для себя. В январе 1762 года Медицинская канцелярия разрешила ему вернуться в Россию и 8 марта того же года К. И. Щепин был назначен преподавателем анатомии, физиологии и хирургии в Московской госпитальной школе. Своё назначение в Москву на новую должность Щепин рассматривал как ответственное и серьёзное дело, отныне он становился профессором. Факультативно Щепин читал фармакологию, ботанику и патологию, впервые обратил внимание на естественные минеральные воды и ввёл в преподавание курс бальнеологии

В исполнение своих обязанностей руководителя госпитальной школы при Московском генеральном госпитале Щепин вступил 20 марта 1762 года. Быстро вошёл в курс дела, всколыхнул атмосферу равнодушия, окружавшую дело подготовки лекарей в госпитале. Всего в ведении Щепина насчитывалось 65 учащихся. Они распределялись на подлекарей, лекарских учеников 1, 2 и 3 подготовительных классов и волонтёров. Подавляющее большинство учащихся составляли русские и украинцы, прибывшие из самых различных мест: Киева, Казани, Пскова, Стародуба, Чернигова и других городов. Средний их возраст был от 20 до 25 лет.

Щепин предложил план и распорядок занятий, которые были утверждены, и приступил к исполнению этого плана. Владея анатомической техникой, он обучил своих помощников — операторов Ф. Елачича и Энгеля — искусству изготовления анатомических препаратов. Нередко он сам готовил препараты, в своих лекциях впервые используя данные микроскопической анатомии. Под его руководством студенты приобретали навыки владения инструментами сначала на трупах, а потом и на живых больных[9]:116. Заботясь об усвоении учениками материала, Щепин подготовил на русском языке две рукописи — «Анатомические лекции» (1763) и «Об анатомии вообще» (1764). В них профессор излагал для слушателей общее и частное анатомическое учение[4].

Щепиным было введено повторение пройденного материала с проверкой знаний за неделю и ежемесячные экзамены по каждой науке вместо существовавших экзаменов за треть года. Такая постановка основательно закрепляла знания учащихся[4]. Заботясь о ведении учащимися историй болезни, он систематически устраивал клинические обходы больных госпиталя. Эти обходы, как и

дежурства у постели больных, воспитывали у учащихся наблюдательность и умение самостоятельно решать вопросы лечения. Практика в госпитале перемежалась лекциями по клинической медицине и фармации. Все эти дисциплины Щепин вёл один. Он сделал обязательным изучение студентами трупа, до него этому не уделяли большого внимания. Ученики Щепина могли ассистировать в операциях ещё до выпуска из медицинской школы, были выше в своих знаниях, чем их коллеги из-за рубежа. Щепин быстро завоевал авторитет, уважение учащихся и врачей, а имя его стало гордостью для учеников