Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Металорежущие станки Вариант 18 Студент.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(28),
где Pi и ni – номинальная мощность и расчетная частота вращения i-ого вала.
(29),
где Рэ – мощность электродвигателя, кВт;
ηобщ – к.п.д. коробки скоростей.
(30),
ηр.п. = 0,96 – коэффициент ременной передачи;
ηз.п. = 0,98 – коэффициент цилиндрической зубчатой передачи;
ηподш = 0,99 – коэффициент подшипников качения.
об/мин КВт;
об/мин КВт;
об/мин КВт;
об/мин КВт;
об/мин КВт;
;
;
;
;
;
(31),
где di – диаметр рассчитываемого вала, мм; [τкр] = 12 МПа – допускаемое напряжение кручения.
мм;
принимаем мм;
принимаем мм;
принимаем мм;
Расчет зубчатых передач
В качестве материала для расчета зубчатых колес принимаем Сталь 12ХН3А, 7степени точности, ГОСТ 4543-71, цементация.
Σв = 920 Мпа – предел прочности при растяжении;
σт = 700 Мпа – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;
HRCэ = 56-63;
σH lim b = 1362 Мпа – предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;
σF lim b = 780 Мпа – базовый предел изгибной выносливости
Определим модуль зубчатых передач
Для всех передач одного зубчатого блока принимают один модуль, поэтому расчёту подлежит только самая малая шестерня блока.
(32),
где ТFi – расчетный крутящий момент, Н·м;
(33),
где КFv = 1,2 – коэффициент, учитывающий динамические нагрузки для седьмой степени точности
КFβ = 1,18 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца
ψ = 8 – коэффициент ширины зуба;
z – число зубьев рассчитываемой шестерни;
YF – коэффициент учитывающий форму зуба
σFp – допускаемое напряжение изгиба, Мпа;
(34),
где σF lim b = 780 Мпа – базовый предел изгибной выносливости
SF = 1,95 – коэффициент безопасности
КFc = 0,8 – коэффициент, учитывающий влияние одностороннего приложения нагрузки;
КFl = 1,0 – коэффициент долговечности, зависит от n.
(35)
Для первого зубчатого блока Z= 30, YF = 11,93;
;
, принимаем .
Для второго зубчатого блока Z= 30, YF = 11,93;
;
принимаем .
Третий зубчатый блок Z= 30, YF = 11,93;
;
принимаем .
Окончательно принимаем .
Для дальнейшего конструирования коробки скоростей необходимо сопоставить полученный ранее диаметр вала и размеры шестерни, насаженной на этот вал. Необходимо, чтобы толщина стенки была не менее 2m.
(36)
где mi, zi,di – соответственно модуль, число зубьев и диаметр вала рассчитанной шестерни.
Проверка сошлась. мм.
Проверочный расчет зубчатых передач коробки скоростей предусматривает проверку зубьев ведущих шестерен на выносливость по напряжениям изгиба и по контактным напряжениям. Расчетные напряжения должны быть не больше допускаемых. Ширина венца мм для первого и второго зубчатого блока, для третьего зубчатого блока мм.
Рассчитываем зубчатые колеса ведущие на первую ступень второй четверти диапазона регулирования скорости n=500 об/мин.
Первый зубчатый блоке Z = 30:
Проверка по напряжениям изгиба:
(37), где
ТF – расчетный крутящий момент, Н·м;
YF – коэффициент учитывающий форму зуба
m – модуль вала рассчитанной шестерни, мм;
z – число зубьев вала рассчитанной шестерни;
b – ширина зубчатого венца, мм;
σFp – допускаемое напряжение изгиба, Мпа.
Мпа;
(38) – допускаемые напряжения;
Мпа;
186,52<320.
;
где αw – межосевое расстояние между валами, мм.
Мпа;
- допускаемые контактные напряжения;
Мпа;
531,23<1231,2 Мпа. Проверка сходится.
Второй зубчатый блок Z=30:
Мпа;
Мпа;
Мпа;
Мпа;
1150>528,91 Мпа – проверка сошлась.
Третий зубчатый блок Z=30:
Мпа;
Мпа;
365,66<432 Мпа – проверка сошлась
Мпа;
1242>744,192 – проверка сошлась.
Были проведены расчеты диаметров валов исходя из допускаемых напряжений при кручении, модули передач, а также осуществлена проверка зубчатых колес по касательным напряжениям и напряжениям изгиба, которая показала, что все напряжения находятся в допускаемых пределах. Колеса изготовим из стали марки 12ХН3А.
Заключение
В курсовом проекте была рассчитана коробка скоростей вертикально-сверлильного станка. Были определены технические характеристики станка. Были рассчитаны диаметры валов исходя из допускаемых напряжений при кручении, модули передач, а так же осуществлена проверка зубчатых колес по касательным напряжениям и напряжениям изгиба, которая показала, что все напряжения находятся в допускаемых пределах.
Список литературы:
-
Справочник технолога – машиностроителя. В 2-х т./ по ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерикова. – М.: Машиностроение. Т.1, 1985. -
Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя, т. 1.- М.: Машиностроение 1978. -
Дунаев «Детали Машин» - учебное пособие для техникумов. «Высшая школа» 1984.
Приложение
Кинематическая схема привода
432>