Файл: Программа коррекция познавательного развития у детей с зпр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Пословицы.

Куй железо, пока горячо.

Цыплят по осени считают.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Лучше меньше, да лучше.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Тише едешь, дальше будешь.

Не в свои сани не садись.

Не всё то золото, что блестит.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Метафоры.

Золотая голова.

Железный характер.

Ядовитый человек.

Каменное сердце.

Зубастый парень.

Глухая ночь.


Согласовано: «15»__сентября 2015г.

Методист _________________

Утверждаю: «_15_»___сентября__2015г.

Руководитель_________________


Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа

Дата составления программы 15.09.2015г Ф.И. ребенка Оразбаев Адлет Диагноз Резидуальная энцефалопатия,ОНР 1 уровня, ЗПР Возраст ребенка 5 лет. Специалист (профиль) педагог-психолог Халиулина Р.Я. Цикл _1_ Сроки обучения: 5 месяцев - с 16. 09.2015 по 30.01.2016 гг.


Направление работы

Основные цели и задачи коррекции

Методики

Сроки

  1. Психодиагностический блок

Первичная диагностика

Исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей.

Наблюдение; беседа;
«10 слов», «Запомни картинки», «Разрезные картинки»,

«Последовательность событий» (исследование восприятия), «Классификация», «Простые аналогии», «Таблицы Шульте», «Пиктограмма».



С 27.08 по 14.09.2015г

Итоговая диагностика

Исследование динамики развития

Наблюдение; беседа; «10 слов», «Запомни картинки», «Разрезные картинки»,

«Последовательность событий» (исследование восприятия), «Классификация», «Простые аналогии», «Таблицы Шульте», «Пиктограмма».


С 15.01 по 30.01.2016г

  1. Работа с родителями

Консультация

по результатам первичной диагностики








14.09.2015г

Консультация

родителей







1 раз в неделю по требов.

Консультация по результатам итоговой диагностики







30.01.2016г

  1. Психокоррекционный блок

Развитие процессов мышления

Развитие способности анализировать простые закономерности.
Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества



1. Упражнения на группировку:
Исключи лишнее
Сходство и различие
Продолжи закономерность
Подбор по аналогии
Подбор по противопоставлению
2. Аналитические задачи с прямым утверждением

Развитие контроля над импульсивностью и управление двигательной активностью.


Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.



Игра “Съедобное, не съедобное”, “Внимание – рисуй”, упражнение “Перекрестные хлопки”, упражнения на дыхание, упражнения на расслабление, игра “Да” и “Нет” не говори, игра “Запомни и повтори движения”, подвижные игры.


Коррекция внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания;
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

1.Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу, «Графический диктант».
2.Игры: Муха; Внимательный художник; Точки и мы; Запутанные дорожки; Что изменилось; Найди отличия и т.д.
3.Игра «Кто быстрее и точнее»

Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки.
Формирование элементарных конструктивных навыков и воображения.

1.Упражнения:
Графический диктант
Наложенные рисунки
Нахождение заданной фигуры из предложенных изображений.
Дорисовывание фигур.
«Зашумлённые» рисунки

Коррекция памяти

Развитие объема и устойчивости памяти

Запоминание с опорой на схемы, ассоциации.
Упражнения на запоминания 5-7 предметов учетом местоположения. Упражнения: Запомни фигуры, Вспомни пару, Запомни нужные слова и т.д.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации

Снятие тревожности и других невротических комплексов.

Развитие навыков совместной деятельности

1.Упражнения-этюды на перевоплощение.
2. Рисунки «Моя проблема»
3. Ролевые игры
4.Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувства ответственности за принятые решения

  1. Ожидаемые результаты

Мышление

Развитие процессов мышления, умений классифицировать, обобщать, проводить аналогии.

Внимание

Развитие свойств внимания.

Память

Увеличение объёма кратковременной зрительной и слухоречевой памяти, повышение эффективности процессов запоминания.

Восприятие и воображение

Развитие речи, графомоторных навыков, навыков конструирования.

Личностно-эмоциональная сфера

Повышение учебной мотивации. Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.


Перспективное планирование занятий




Содержание

1 занятие


1. Аутотренинг на успокоение, уверенность.

2. Игра «Цветные дорожки» (представление о цвете)

3. Игра «Назови, не ошибись», «Дорожки» (представление о форме)

4. «Чашки-вкладыши» (практическая ориентировка на величину)

5. Физкультминутка.

6. «Доски Сегена» (практическая ориентировка на форму)

7. Игра «Собери картинку» (наглядно-образное мышление)

8. Подведение итогов.

2 занятие


1. Аутотренинг.

2. «Цветные бабочки».

3. «Назови фигурки». «Дорожка».

4. Игра с пирамидкой (6-ти составная)

5. Физкультминутка.

6. Доска Сегена.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

3 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди формы.

3. Игра с пирамидкой (ориентировка на величину)

4. Найди отличия.

5. Подбери пару.

6. Назови одним словом.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

4 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди отличия.

4. Найди пару (по цвету)

5. Разложи кружки (на величину)

6. Запомни, кто где живет.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

5 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Лабиринты.

5. Назови одним словом.

6. Догадайся, чья тень.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

6 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с массажными мячиками.

3. Найди отличия.

4. Игра «Заплатки».

5. Игра с матрешкой.

6. Разложи по цвету.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

7 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Запомни, что нарисовано.

5. Назови все формы.

6. Игра с пирамидкой (выделение цвета)

7. Закрой все «дырки».

8. Подведение итогов.

8 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра для рук (межполушарное взаимодействие)

3. Игра «Чья тень?».

4. Разложи по форме.

5. Назови одним словом.

6. Лабиринт.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

9 занятие

1. Аутотренинг.

2. Лабиринт.

3. Игра «Четвертый лишний» (одежда и обувь)

4. Найди место медвежатам.

5. Кому что принадлежит?

6. Найди формы.

7. Скажи наоборот (элементарное)

8. Подведение итогов.

10 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди отличия.

3. Лабиринт.

4. Положи фигуры на место (с доской Сегена на ощупь)

5. Назови одним словом.

6. Разложи фигуры по цвету.

7. Найди место матрешке (на величину)

8. Подведение итогов.

11 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие)

3. «Чья тень?».

4. Найди фигуру (на ощупь)

5. Назови одним словом.

6. Скажи наоборот.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

12 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди предметы синего цвета (варьировать)

4. Закрой «дырки».

5. Игра «4-й лишний».

6. Скажи, что поймал? (с бирюльками)

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

13 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. «Цветные бабочки».

4. Найди все формы (на карточке)

5. Назови одним словом.

6. Чашки – вкладыши.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

14 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками (на ощупь)

3. Лабиринт.

4. Найди отличия в картинках.

5. Игра «Заплатки».

6. Разложи по цвету.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

15 занятие

1. Аутотренинг.

2. Зачеркни фигуры (в соответствии с образцом)

3. Составь узор (на кубиках)

4. Найди, кто где живет (лабиринт)

5. Построй лестницу.

6. Назови одним словом.

7. Дорожки.

8. Подведение итогов.

16 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Спрячь фигурки в свои окошечки.

4. Игра «4-й лишний».

5. Игра «Продолжи» (с мозаикой)

6. Дорисуй предмет.

7. Игра «Назови одним словом».

8. Подведение итогов.

17 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Продолжи (с цветными фигурками)

4. Игра «Закрой дырки».

5. Игра «Чья тень?».

6. Назови одним словом.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

18 занятие

1. Аутотренинг.

2. Продолжи рисунок.

3. Лабиринт.

4. Игра «Чего не хватает?».

5. Доска Сегена.

6. Дорисуй.

7. «Что лишнее?».

8. Подведение итогов.


19 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие)

3. Найди отличия.

4. Разложи по-разному (по цвету и форме)

5. «Чего здесь не хватает?».

6. Игра с матрешкой (ориентировка на размер)

7. Построй как у меня.

8. Подведение итогов.

20 занятие


1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Лабиринт.

4. Назови одним словом.

5. Найди отличия.

6. Назови все формы.

7. Найди пару.

8. Подведение итогов.



Приложение 3

Консультации для родителей:
Консультация 1

«ЧТО ТАКОЕ ЗПР?»
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.
Основные признаки ЗПР – это:

  • неустойчивое внимание;

  • отсутствие способности концентрировать внимание;

  • повышенный уровень отвлекаемости;

  • низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);

  • отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.


Типы ЗПР

В психологии различают 4 типа нарушений познавательной деятельности:

  1. Конструкционного генеза или наследственный инфантилизм – характеризуется низким уровнем адаптации, освоение информации в игровой форме, частые эмоциональные перепады. Внешне такие дети вполне здоровые и не вызывают подозрения, а вот эмоционально-волевая зрелость притормаживается, что негативно влияет на способность формирования умений и навыков.

  2. Соматогенного генеза – ЗПР обусловлен наличием разного рода болезней, как у ребенка, так и у матери.На фоне могут развиваться следующие заболевания: частые простуды, аллергические проявления, инфекции хронического типа, врожденный порок сердца. Среди симптомов: снижение познавательной деятельности и сниженное внимание.

  3. Психогенного генеза – на фоне неблагоприятных условий для воспитания, без проведения корректирующей работ состояние ребенка будет только усугубляться, и кроме стандартных, присущих ЗПР, симптомов, будут проявляться агрессивность, несамостоятельность, стеснительность, замкнутость, чувство страха перед всем новым. Стоит отметить, что неблагоприятные условия для воспитания – это не только отсутствие внимания со стороны родителей, но и чрезмерная опека. Не лишайте детей права выбора и приобретения опыта методом проб и ошибок.

  4. Церебрально-органического генеза – травмирование ребенка в период родовой деятельности или при вынашивании. Один из часто встречаемых разновидностей патологии, который имеет меньше шансов на полноценное восстановление.


Кто может диагностировать у ребенка ЗПР?

На просторах интернета много информации относительно симптомов и диагностики ЗПР, но обычно постановкой диагноза занимается детский невропатолог по рекомендации педиатра.

Важно помнить: врач-невропатолог не имеет полномочий для единоличного диагностирования заболевания!

  1. Окончательный диагноз ставится исключительно по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

  2. ПМПК вправе как поставить, так и в дальнейшем снять диагноз ЗПР.

  3. На комиссии присутствуют следующие специалисты: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, психоневролог, родители ребенка.

  4. На основании общения, изучения заключений иных врачей, тестирований на проверку умений и навыков, комиссия делает соответствующие выводы.

Как показывает практика, диагностируют ЗПР в пределах 5-6 лет (перед школой), а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10-14 лет.

Памятка родителям

  1. ЗПР не является приговором, это заболевание, поддающееся полной или частичной коррекции.

  2. По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам.

  3. Для постановки диагноза мало одного доктора, нужно собрать ПМПК.

  4. Без решения комиссии ребенка не имеют права переводить на индивидуальное обучение, в специализированный класс или на обучение в интернат.

  5. На родителей со стороны членов комиссии не должно оказываться никакого давления.

  6. За родителями остается право отказа от прохождения ПМПК.

  7. Диагноз комиссии оглашается без присутствия ребенка!!!

  8. Для постановки диагноза учитывается комплекс симптомов, а не только неврологические показатели.

Что нужно сделать, чтобы снять с ребенка диагноз ЗПР?

Как снимают ЗПР? Прежде всего – это проведение коррекционных работ, а именно:

  • посещение коррекционных учреждений (кабинеты психолого-педагогической коррекции);

  • занятия со специалистами: психологами, логопедами, дефектологами и т.д.;

  • применение дидактических игр на развитие умений и навыков ребенка;

После того, как вы увидите, что ваш ребенок в полной мере догнал по психологическому развитию своих сверстников, необходимо посетить консультацию невропатолога и получить направление на ПМПК. Комиссия вновь проведет комплексный опрос и тестирование, и, если все параметры будут в норме, диагноз, поставленный в детстве, могут снять.


Какую помощь могут оказать родители своему ребенку дома?

  • Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".

  • Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

  • Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.

  • Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.

  • Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

  • Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.