Файл: Татьяна Толоконцева Характеристика детских игр. Классификация игр дошкольников Характеристика детских игр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеристика детских игр. Классификация игр дошкольников

Татьяна Толоконцева
Характеристика детских игр. Классификация игр дошкольников

Характеристика детских игр (классификация игр дошкольников).

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «. первые игры ребенка бывают всегда имитационными: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться. При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался. Он приобретает известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни».

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие, и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются "творческими", или «сюжетно-ролевыми».

Последняя классификация, разработанная С. Л. Новоселовой, психологический критерий инициативы, побуждающей к игре, позволяет выделить 3 
класса игр :

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные игры;

• игра-экспериментирование и самостоятельные сюжетные игры: (сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная).

2. Игры, обучающие, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью:

• (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

• досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторической инициативы этноса - народные или традиционные, которые могут возникать в детской среде по предложению взрослого или более старших, уже знающих эти игры:

• традиционные или народные (обрядовые игры, тренинговые, досуговые)

К сожалению, родители редко играют с детьми, а для ребенка игра вдвойне интересней, когда он чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей.

Одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада - формировать у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

В нашем детском саду педагоги организовывают беседы и консультации для родителей, приглашают в вечерние часы пап и мам в группу поиграть с детьми, понаблюдать за играми дошколят. Присутствие родителей в группе позволяет создать особую психологическую атмосферу, пробудить у воспитанников желание общаться друг с другом и взрослыми.

В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

«Игра – свободная, самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом»

(Концепция дошкольного образования)