Файл: Существенность в аудите.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- реальных искажений;

- прогнозируемых искажений.

Реальные искажения представляют собой конкретные неисправленные искажения, выявленные аудитором (включая неисправленные искажения, выявленные во время предыдущего аудита).

Прогнозируемые искажения - максимально точная аудиторская оценка прочих видов искажений, которые не могут быть количественно определены.

Аудитор обязан вынести свое профессиональное суждение о существенности нарушений либо о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение в следующих случаях:

- если реальные и (или) прогнозируемые искажения близки по величине к значению уровня существенности, рассчитанному для данного аудируемого лица;

- если имеются расхождения в ведении учета и подготовке отчетности аудируемого лица с требованиями соответствующих нормативных документов, которые не могут быть однозначно оценены.

Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, то ему необходимо совершить одно из следующих действий:

- снизить аудиторский риск посредством проведения дополнительных аудиторских процедур;

- потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Следует иметь в виду, что руководство аудируемого лица вправе (но не обязано) внести поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений.

В том случае, если совокупность неисправленных искажений является существенной, но руководство аудируемого лица отказывается вносить поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудитор обязан рассмотреть вопрос о надлежащей модификации аудиторского заключения.
Таблица 2. Логическое сравнение взаимосвязи уровня существенности и аудиторского риска в текстах нормативных актов

Уровень существе-нности

Уровень аудиторского риска исходя из существенности)

Уровень неотъемлемого риска

Уровень риска средств контроля

Уровень риска необнару-жения

Уровень аудиторского риска (исходя из совокупного риска)

Совпадение (+) или несовпадение (-) уровня аудиторского риска по гр. 2 и гр. 5

Совокупный риск, независящий от аудитора

Высокий

Низкий

Высокий

Низкий

Средний

-

Средний

Средний

Средний

-

Низкий

Высокий

Средний

-

Средний

Средний

Высокий

Низкий

Средний

+

Средний

Средний

Средний

+

Низкий

Высокий

Средний

+

Низкий

Высокий

Высокий

Низкий

Средний

-

Средний

Средний

Средний

-

Низкий

Высокий

Средний

-



Сравнение результатов из гр. 2 и гр. 5 табл. 2 (см. гр. 6), по нашему мнению, прямо указывает на наличие проблемы восприятия этих Стандартов, вызванной системной "ошибкой", речь о которой пойдет ниже.

В основе такой "ошибки" лежат различные подходы к понятиям "объективность" и "достоверность", применяемым в теории и практике аудита.

В соответствии со Стандартами аудита объективной считается проверка, которая проводится независимым экспертом - аудитором, соблюдающим аудиторские правила (стандарты) проведения проверок. Такое определение существенно суживает понятие "объективность", под которым большинство граждан понимает не только независимость человека оценивающего достоверность (достаточную верность) информации, от какого-либо влияния на него, но и, прежде всего, независимость этой информации от чьего-либо мнения или суждения, а значит, и от мнения и суждения самого аудитора. Это требование в теории и практике аудита игнорируется, что приводит к весьма своеобразной трактовке базового понятия существенности (материальности) (табл. 3).
Таблица 3

Содержание стандарта

Номер стандарта, позиция (пункт)

Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

№ 4, п. 3

Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.

№ 4, п. 4


2.1 Пользователи отчетной информации
В соответствии с принципами основными пользователями отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, являются: инвесторы и потенциальные инвесторы, которых интересует уровень риска, рентабельность инвестиций и способность компании выплачивать дивиденды; работники компании, которых интересует стабильность и прибыльность работодателя и его способность выплачивать заработную плату; заимодавцы, для которых важно, будут ли кредиты и проценты по ним выплачены в срок и насколько они обеспечены; поставщики, которых интересует, будет ли в срок погашена задолженность перед ними; клиенты, которых интересует информация о намерении компании продолжать свою деятельность; правительство и его органы, которые собирают и анализируют статистическую информацию для целей определения национального дохода и налоговой политики; общественность, которую интересует, какой вклад вносит компания в местную экономику.



В соответствии с Законом N 129-ФЗ основными пользователями бухгалтерской отчетности являются руководители, учредители, участники и собственники имущества организации, а также инвесторы, кредиторы и другие пользователи бухгалтерской отчетности. На первый взгляд существенных различий по сравнению с составом пользователей отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, нет. Однако согласно Закону N 129-ФЗ помимо формирования полной и достоверной информации о деятельности организации необходимо обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций, их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативной базой. И эта вторая цель, на наш взгляд, в российской практике приобрела ведущую роль. Финансовой отчетностью, составленной в соответствии с РСБУ, пользуются в основном фискальные органы, органы государственного управления и статистики. Интересы фискальных органов с одной стороны и потенциальных инвесторов и собственников с другой чаще всего различаются. А поскольку государство регулирует РСБУ, то и отчетность, составленная в соответствии с ними, преследует в первую очередь соблюдение интересов государства в лице фискальных органов. Наиболее ярко это выражается в различных подходах к оценке элементов отчетности и требованиям к документальному подтверждению операций.
Заключение
Переход России к рыночным условиям хозяйствования изменил правовое положение предприятий. В новой экономике они действуют на основе многообразия форм собственности и с применением различных организационно-правовых форм. В то же время учет и оценка хозяйствования остались необходимым элементом деятельности любого предприятия. Более того, в условиях рынка их значение и роль существенно возрастают, поскольку только опираясь на достоверные, постоянно учитываемые сведения о материальных ресурсах, их производственном использовании, полученных результатах, можно принимать решение об изменении направления производства, о его обновлении, перемещении капитала в соответствии с рыночной конъюнктурой. А значит, по-новому встает вопрос о правовом значении бухгалтерского учета
, его институтах и аудиторской деятельности.

Основные различия в связи с предоставлением отчетности состоят в периодичности ее составления и продолжительности отчетных периодов. В соответствии с МСФО финансовая отчетность должна составляться как минимум ежегодно. Никаких требований к срокам начала и окончания отчетного периода МСФО не указывают. Составление промежуточной отчетности за периоды, меньшие чем год, в соответствии с МСФО - это право компании, а не ее обязанность. В соответствии с РСБУ отчетным периодом для составления финансовой отчетности является год, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря. Составление промежуточной финансовой отчетности за квартал, полугодие и 9 месяцев является обязанностью компании.

В заключение хотелось бы подвести основные итоги сравнения базовых понятий РСБУ и МСФО. На мой взгляд, сближению МСФО и РСБУ мешают два ключевых фактора. Первый - это направленность РСБУ на нужды фискальных органов, что проявляется в жестких требованиях к документальному оформлению подтверждающих документов. Такие требования мешают использованию ключевых основополагающих принципов, заложенных в основу в том числе и российских стандартов. МСФО в большей степени полагаются на профессиональные суждения лиц, ответственных за составление отчетности, которым предоставлена определенная свобода действий при составлении отчетности. Им даже дана возможность не использовать некоторые положения МСФО, если они считают, что это может привести к необъективному предоставлению информации о финансовом положении компании. Единственное требование при несоблюдении требований МСФО - чтобы данный факт был в обязательном порядке отражен в пояснениях к отчетности с объяснением причин, приведших к несоблюдению требований. Вторым ключевым фактором является отсутствие в российском бухгалтерском учете понятия временной стоимости денег, что приводит к необъективному отражению стоимости некоторых активов и обязательств организации.

В действительности на уровне конкретных стандартов существует гораздо большее число расхождений между МСФО и РСБУ, чем рассмотрено в данной статье. Речь может идти о расхождениях, касающихся, например, прав и обязанностей использования тех или методов оценки, некоторых различий в требованиях признания, обязательствах или правах начисления резервов и др. При отсутствии базовых, концептуальных различий между МСФО и РСБУ такие частные, текущие различия достаточно быстро и легко устраняются введением соответствующих поправок в ПБУ. Устранение же концептуальных различий требует пересмотра общего подхода к организации бухгалтерского учета и изменения большого числа законодательных и нормативных актов.

Список использованной литературы


  1. Федеральный закон № 307 от 30.12.2008 г. "Об аудиторской деятельности"

  2. Международные стандарты аудита: учебное пособие / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобон. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 400 с.

  3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит.: Учебное пособие.- – 2005. – М.:ИНФРА-М ,2005- 131с.

  4. "Налоговая политика и практика", 2008, N 10

  5. "Аудиторские ведомости", 2009, N 9

  6. "Бухгалтерия и банки", 2006, N 1