Файл: Жанры публицистического стиля Жанры публицистического стиля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Жанры публицистического стиля
Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.
аналитические жанры | |||
версия | - версия базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора - версия — это возможный вариант развития события - основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, определяемый как домысел, вымысел - цель - познакомить аудиторию с промежуточными результатами анализа какого-либо события, представить на суд читателей авторское толкование происходящего - исходным пунктом выдвижения версии является какое-либо (чаще всего — необычное) событие, действие, явление - версия не может содержать категоричных выводов, описывать что-либо как действительно имевшее место быть - в версии приводятся факты, размышления автора, на основе которых аудитория может согласиться с позицией журналиста, а может сделать и свои собственные выводы - часто версия может быть продолжением заметки, корреспонденции, статьи, а также первой публикации в цикле статей или материалов журналистского расследования - версия в творчестве журналиста выступает обычно в качестве жанра, предваряющего подготовку материала других, более серьезных жанров — корреспонденции, статьи, журналистского расследования и т.д., опирающихся только на достоверные, проверенные сведения, факты | - версия – это предположение развития событий, имитация ситуации, которая, возможно, имела место - домысел неизбежен, когда журналист реконструирует неизвестные детали какого-то достоверно известного события, явления. Это дает возможность более ярко увидеть событие, о котором сообщает журналист, а автор с помощью детализации события получает дополнительный шанс привлечь внимание аудитории к своему выступлению. Применяя домысел, создавая версию событий, автор должен указать на условный характер своих утверждений. Это обезопасит его от обвинений со стороны «героев» публикации в клевете. - этот метод является ведущим в литературно - художественном творчестве. Оценивая роль данного метода в искусстве и литературе, писатель Константин Паустовский утверждал, что факт, поданный литературно, со сгущением нескольких характерных черт, освещенных светом вымысла, открывает сущность вещей ярче, чем иной, скрупулезно составленный отчет - иногда версия – это всего лишь способ получения дополнительной информации. Журналист может добыть ее, исходя из реакции героев после публикации версии, а также из источников, о существовании которых он раньше даже и не задумывался - с помощью версий обычно пытаются объяснить уже свершившиеся факты - иногда версия излагает вариант развития какого-то явления в будущем - публикуя версию, журналист может рассчитывать на определенную реакцию на данную публикацию как со стороны аудитории, так и со стороны лиц, учреждений, упомянутых в данном выступлении. Версия, таким образом, является как бы определенным инструментом, способом нащупывания верного направления в изучении заинтересовавших автора событий - вполне возможно, что вслед за публикацией версии автор получит сообщения от лиц, обладающих необходимой информацией, которая может стать очередным звеном в нахождении истины. | - версия исключает категоричность выводов, заключений - версия показывает направление размышлений автора публикации, предоставляет аудитории информацию о возможных причинно –следственных связях отображаемых событий, дает варианты прогноза их дальнейшего хода - развитие версии в верном направлении происходит тогда, когда автор ищет дальнейшие основания среди фактов, которые «укладываются» в канву реальной (т.е. имеющей под собой материальную основу) причинно - следственной связи. Образно говоря, хлеб правильной версии — относящиеся к делу факты. Именно ими «обрастает» она в ходе своего развития - развитие версии в неверном направлении происходит в том случае, когда автор ставит целью отстаивать свое предположение во что бы то ни стало, не обращая внимание на всю зыбкость его обоснования. Чаще всего такие обоснования выступают как: — использование для подтверждения версии фактов, не относящихся к делу. В этом случае на одну и ту же нить нанизывают любые примеры, факты из той сферы, к которой относится версия (например, из криминальной сферы); — применение в качестве доводов в пользу своих версий мнений каких-то людей по поводу исследуемого события. Рассмотрим эти положения на примерах. - обладая предварительной информацией в форме журналистской версии, аудитория с большим, вниманием следит за дальнейшим ходом событий, как бы сравнивая уже известные ей сведения с уточненными данными, достоверно обоснованными выводами, заключениями автора |
аналитический пресс - релиз | - реклама в СМИ не только в форме чисто рекламных текстов - она появляется в разных журналистских ах - это привело к возникновению жанра «пресс-релиз» - пресс - релиз - подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты - характерная черта пресс-релиза, объединяющая его в известной мере с жанром письма, — это прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней действовать определенным образом. - работа над аналитическим пресс-релизом требует от журналиста прежде всего внимания к достоверности предлагаемой ему фирмами, отдельными лицами информации о своих возможностях | - полученный в редакции пресс - релиз не обязательно будет опубликован - возможно, он станет просто источником информации, которая будет использована для ориентации в деловом мире или в выборной кампании - из него часть материала может быть изъята и опубликована в виде заметки, хроники, информационной корреспонденции - пресс - релиз способен быть преобразован в какой - то известный журналистский жанр - но журналист может поставить задачу сохранить рекламную суть пресс - релиза и, дополнив его новыми сведениями, убрав лишнее, подготовить публикацию, обладающую своеобразными чертами. Эта публикация может быть и аналитической по своему характеру - в ходе оценочного анализа устанавливаются положительные качества рекламируемой фирмы или отдельных лиц, а в ходе причинно - следственного анализа демонстрируется то, что именно с помощью этой фирмы, этих лиц будут решены те конкретные задачи, которые стоят перед данной аудиторией СМИ - доминирующим в аналитических пресс - релизах является оценочный анализ, поскольку, получив представление о том, какими качествами обладает рекламируемый предмет, аудитория может легко установить его пригодность в качестве средства (причины) удовлетворения своей актуальной потребности | - соединение аналитического и рекламного начал лежит в основе аналитического пресс-релиза - предметом аналитического пресс - релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреждений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ - журналист, поставивший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед необходимостью проанализировать причинно - следственные взаимосвязи между возможным удовлетворением потребностей, которые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, учреждений, отдельных личностей - причем цель аналитического пресс-релиза заключается не просто в том, чтобы показать, что данная организация или личность способны решить какие-то проблемы данной аудитории, но и доказать это - поэтому автор аналитического пресс-релиза обращается к доказательному рассуждению, к использованию аргументации, подтверждающей его утверждения - в пресс-релизе в качестве аргументов применяются примеры успешной деятельности данной фирмы, учреждения, лица, их высокие профессиональные качества, моральные и иные положительные стороны - авторы аналитических пресс-релизов также часто опираются в своих утверждениях на положительные отзывы о деятельности рекламируемых компаний и лиц, на экспертные оценки, поддерживающие позицию авторов - жанру аналитического пресс-релиза присущи два основных вида анализа — причинно-следственный и оценочный |
исповедь | - предметом исповеди является внутренний мир авторов этих публикаций - журналист берет на себя роль посредника - что цели «исповедующегося» часто совпадают с целями деятельности журналиста - это и породило так называемую «исповедальную журналистику» | - цели обращения человека со своим откровением к широкой публике: - объяснить необычный поступок, - показать пример преодоления беды, - поделиться опытом успешной карьеры, -сделать саморекламу - Цели, наиболее часто представленные в прессе: 1. Объяснить необычный поступок. 2. Показать пример преодоления беды. 3. Поделиться опытом успешной карьеры. 4. Сделать саморекламу. | - основной метод – самоанализ - данный жанр журналистики имеет свои корни в литературе, религии, философии - более двух столетий назад великий французский философ и писатель Жан-Жак Руссо начал свою очередную книгу словами: «Я предпринимаю дело беспримерное и которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы — и этим человеком буду я». Книга его называлась коротко: «Исповедь» |
письмо | - письмо возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики - характерные признаки письма: первый— форма непосредственного обращения автора к адресату(читателю, слушателю) второй признак — стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления - представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые затрагивают интересы, важные для широкой аудитории. Привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, было необходимым условием становления письма как самостоятельного жанра журналистики - подготовка любой эпистолы начинается с осознания ее автором цели публикации. В качестве таковой чаще всего выступают: а) публичное одобрение, б) публичное порицание, в) публичное предложение, г) публичная просьба, д) публичное требование, е) публичное донесение (донос), ж) воззвание | - публикации, выполненные в жанре письма называют эпистолярной журналистикой - её стоит отличать от жанров, которые помещаются под рубрикой «Письма наших читателей» - привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом - необходимое условие становления письма как самостоятельного жанра - в зависимости от характера аудитории, которой адресуются письма, их можно разделить на две основные группы: первая группа — письма, адресованные конкретным личностям. Такого рода публикации характеризуются ярко выраженными чертами, присущими средствам межличностного общения, экспрессивностью, непосредственной апелляцией к тем возможностям, которыми обладает адресат применительно к предмету разговора, к тем его поступкам, решениям, той реакции, которые связаны с этим предметом; вторая группа - письма, адресованные каким-либо социальным группам, населению страны в целом - чтобы письмо выполнило свою основную задачу, оно должно убедить адресата в правильности позиции автора, в необходимости действовать именно так, как он предлагает. А это во многом зависит от характера обоснования суждений автора - в публикации, претендующей на серьезную реакцию со стороны адресата, утверждения автора всегда подкреплены убедительными и ясными для аудитории фактами | - от характера аудитории, письма делят на: письма, адресованные конкретным личностям и письма, адресованные каким-либо социальным группам, населению страны в целом - публикации в жанре письма называют эпистолярной журналистикой (от греч. epistola — послание). Эпистолярную журналистику (в жанровом отношении) следует отличать от публикаций самых разных жанров (начиная с заметки и кончая полноценным очерком), которые помещаются под рубрикой «Письма наших читателей» - возможность письма быть не просто средством общения, но и инструментом эффективного воздействия на читателей предопределяется рядом связанных с ним обстоятельств Особенности жанра письма: - письмам их составители часто доверяют самые сокровенные помыслы. Поэтому они полагают, что и в письмах других людей тоже можно иногда прочитать то, что те думают на самом деле. Эта психологическая установка закреплялась в его сознании в течение веков; - в письме автор может изложить самые замысловатые извивы своей мысли, выразить любые оттенки своих чувств. Это важно для достижения взаимопонимания между автором и читателем; - письмо четко выделяет и называет круг адресатов, избранных автором, фокусирует на них внимание аудитории, которая будет ждать их реакции на данное письмо; - очень часто письмо в газете — это публичный вызов адресату, приглашение на открытую «арену», где он продемонстрирует на виду у всех профессиональные качества, власть, личное мужество, интеллект, нравственную стойкость |
прогноз | - предсказания, или прогнозы,— это суждения о будущем - прогноз, который всегда сбывается, называют «пророчествами» - иногда понятие «прогноз» журналисты заменяют понятием «гипотеза» - прогноз всегда связан только с будущим тех или иных явлений - прогноз всегда рассматривает будущее состояние уже существующих явлений | - становление жанра «прогноз» происходило в течение последних десяти лет и напрямую связано с процессами реформирования общества. Именно для таких периодов в его жизни значимы прежде всего слова Ришелье: «Будущее важнее настоящего — опыт доказывает, что если не заглядываешь в даль своих проектов, туда, куда хочет донести, век их будет не долог». Желание узнать, что ждет впереди, и вызвало вал предсказаний, пророчеств, прогнозов, захлестнувший страницы отечественной прессы, ставших, пожалуй, одним из наиболее заметных и постоянных для нее с тех пор явлений. Да и не задача ли журналиста, используя возможности «жанра» Кассандры (именно эта мифическая богиня владела даром предсказания в совершенстве), помочь своей аудитории узнать что-то о завтрашнем дне? Ибо, как гласит пословица, «кто предупрежден — тот вооружен» - в качестве постоянной величины выступает то, что уже известно, а в качестве переменной — то, что неизвестно. Когда неизвестное оказывается весомее известного, прогноз получается неточным - к чему сводится задача журналиста, если он обращается за прогнозом, например, к ученому? Прежде всего — к определению точной темы прогноза и литературному оформлению текста - Но иногда возникает потребность в развлекательном прогнозе. - если журналист решил выступить со своим собственным прогнозом, то начинать, как и в любом ином случае, надо с главного—с выяснения истинного положения дел в той сфере, которой касается прогноз. Иначе говоря — с установления основных фактов, которые и станут фундаментом прогноза - исходный фундамент должен восприниматься как серьезный и неопровержимый и теми, для кого пишет журналист | - предсказания, или прогнозы,— это суждения о будущем - прогноз, который всегда сбывается, называют «пророчествами» - прогнозы чаще всего составляют специалисты, эксперты, ученые соответствующей сферы деятельности - так происходит, когда издание преследует цель — дать серьезный прогноз. Причиной обращения журналистов именно к таким людям являются, те знания, которыми они владеют - в оптимальном случае — это точные знания. Опираясь на них, можно заглянуть в будущее - но точность знаний о современном состоянии прогнозируемого явления — не гарантия точности предвидения его будущего. Ибо, как заметил в своей статье «Прогноз прогнозов или прогноз о том, как надо строить прогнозы» философ Н. Шулевский (Союз-ТПП. 2000.), «любой прогноз предполагает выделение двух величин — постоянной и переменной» - Метод экстраполяции. В переводе на русский слово «экстраполяция» означает «проецирование, расширение, распространение». Что «проецирует» автор прогноза? А проецирует он основную тенденцию развития исследуемого явления на будущее этого явления - в распоряжении журналиста могут оказаться факты достоверные. Но сами по себе они не гарантируют точность прогноза. Необходимо правильно их использовать. Это требует знания методов прогнозирования. На страницах прессы чаще всего присутствуют разные методы - о существовании ее (тенденции) могут свидетельствовать факты, которые были накоплены автором. Это должны быть взаимосвязанные факты. Именно такого рода факты, подобно гряде островков в океане, обозначающих подводный хребет, свидетельствуют о неком направлении (тенденции) «роста» исследуемого явления. Зная это направление, можно предположить, что оно сохранится (при благоприятных обстоятельствах) хотя бы в ближайшем будущем (что представляет собой экстраполяцию). |
Полемическая статья как жанр
- в полемической статье автором ведется дискуссия с оппонентом, высказавшим свое мнение ранее. Оппонент- физическое лицо или организация
- в полемической статье автор обосновывает свою позицию по спорному вопросу и опровергает аргументы своего оппонента
- в начале статьи автор формулирует основную мысль, далее приводит в ее пользу свои доводы. Они должны быть и понятны, и доказательны
- материал, представляющий две разные позиции, дает более объективный взгляд на событие. Как известно, «в споре рождается истина».
репортаж
пародия | - паро́дия (от др.-греч. παρά «возле, кроме, против» и др.-греч. ᾠδή «песня») — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Задача пародии - создать некую модель явления, ставшего предметом внимания пародиста, имитировать его (явление) в своем произведении под определенным углом зрения. Именно эта имитация может вызвать (или не вызвать) смех у читателя. - пародия — это «произведение - насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения - пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве… Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте). | - предметом пародии выступают самые разные явления. Это могут быть действия общественных, государственных деятелей, политиков, какие - то народные традиции, творческая манера каких-либо артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных личностей … - пародировать можно только информационное явление (книгу, фильм, спектакль и т.п.). - в России пародию называли и «рожекорчением», и «кривлянием», и «лицемерием». Со временем эти понятия получили иное содержание, но в них подмечена одна важная черта, объясняющая суть жанра. - черта эта имеет психологическую природу и выступает как проявление такого важного естественного механизма становления (обучения) животного, человека, как подражание (имитация). По мере выделения из животного мира человек стал осознанно использовать подражание, и уже не только для обучения. Так, специально имитируя поведение других людей ( передразнивая их, «кривляясь», «лицемеря», «корча рожи»), можно их высмеять. Методы достижения комизма пародииКомизм пародии достигается использованием комбинации методов:
| - основные методы, которые помогают автору создать пародию, — это гипербола, гротеск, литота, ирония - гипербола используется обычно для преувеличения каких-то незначительных, но характерных для пародируемой личности черт - гротеск пригоден в тех случаях, когда необходимо высветить некие отрицательные черты пародируемого явления - литота применяется для преуменьшения значимости последствий, скажем, каких-то высмеиваемых мнимых великих деяний - ирония позволяет намекнуть на реальные желания, возможности и действия пародируемого лица - пародирование обычно требует очень большой точности в повторении нюансов пародируемого явления, поскольку такая точность придает определенное необходимое сходство результату пародии с тем, что пародируется Виды пародии
Три основные разновидности жанра литературной пародии:
|
сатирический комментарий | - тип текста представляет собой феномен, родственный аналитическому комментарию - доминирующим признаком сатирического комментария является ярко выраженная целевая установка автора — высмеять тот феномен, который привлек его внимание - основоположник такой разновидности сатирического комментария - еженедельник «Аргументы и факты», который первым избрал в качестве предмета своего особого внимания высказывания видных политиков | - предмет внимания автора сатирического комментария могут стать явления любого рода — не только предметные действия, поступки, но и «информационные явления», например высказывания каких - то людей - достижением прессы последних лет стал сатирический комментарий, предметом которого выступают именно суждения, высказывания людей. Такого рода комментарии можно сейчас встретить на страницах многих периодических изданий (как «центральных» — московских, так и региональных, местных) | - журналист обращается прежде всего к методам художественного осмысления действительности - он использует для этого сатирическую типизацию (она является видом художественно - образной типизации), иронию, литоту, гиперболизацию - сатирический комментарий в настоящее время публикуется по следам актуальных и наиболее нелепых или вредных действий различных политических деятелей, властей, учреждений и пр., действий, способных вызвать определенный общественный резонанс - комментарии строятся практически всегда по одной и той же схеме — сначала излагается заинтересовавшее журналиста высказывание какого-то «героя», а затем следует высказывание самого журналиста (собственно комментарий) |
житейская история | - в житейских историях описываются некие эпизоды из жизни людей, их поступки, различные ситуации, коллизии, т. е. все то, что может быть обозначено как «бытие человека» - житейские истории, обладают более приземленным, близким к документальному характером отображения действительности, схематизмом в развитии сюжета, использованием присущих газетной речи языковых штампов, устоявшихся стилистических оборотов | - житейские истории создаются с помощью художественного метода, т. е. основную роль в рождении таких текстов играет авторская фантазия - авторская фантазия рождает не существовавшие на деле ситуации или «обрабатывает» то, что имело место в реальной действительности, доводя «исходный материал» до реально возможного в том или ином конкретном случае художественного уровня (с точки зрения повышения образности, остроты содержащихся в материале коллизий, неожиданности поворотов в развитии отображаемых событий и пр.) | - отличие этого жанра от информационного жанра «мини-истории» состоит в полноте, насыщенности «развертки» соответствующих своих сторон, языковой образности, наглядности. Подобному типу текста в художественной литературе соответствует рассказ. - публикации данного типа очень часто появляются на страницах популярной западной периодической печати (например, известного в мире журнала для семейного чтения «Ридерс дайджест») и поэтому достаточно полно исследованы |
эпитафия | - эпитафия, как и некролог, посвящается личности умершего человека - эпитафия выступает как напоминание о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте - если говорить о преимуществе такого изложения памятного материала, то оно заключается прежде всего в том, что дает более полное, более объективное и разностороннее представление о человеке, которому материал посвящен | - в эпитафии акцент делается не на факте чьей-то смерти, не на скорбной стороне такого печального события, а на добродетелях человека, которые уже не просто оцениваются как украшающие личность покойного, указывающие на его значимость, неповторимость | - эпитафия может быть представлена на страницах прессы в разных формах. Это может быть монологическое произведение, подобное изложенному выше. Она может быть и «полилогической» - эпитафия — это прежде всего оценочный жанр, и в этом плане она «встраивается» в один ряд с некоторыми комментариями, критическими статьями, рецензией - такая форма изложения материала чем-то напоминает запись выступлений родных и знакомых, «представителей общественности» на панихиде по усопшему - эпитафия - монолог часто выигрывает за счет цельности изложения, большей стилистической выдержанности и авторского пафоса, особенно, если эпитафия изложена в стихотворном виде |