Файл: Учебник Под ред проф. К. И. Батыра. 4е изд., перераб и доп. М. Тк велби, 2003. 496с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Часть первая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
§ 1. Возникновение государства 14
§ 7. Основные черты права Древнего Египта 21
Глава 2. ДРЕВНИЙ ШУМЕР И ВАВИЛОН
§ 1. Возникновение государства 23
§ 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера 24
§ 3. Общественный строй Вавилонского государства 25
§ 4. Государственный строй Вавилона 28
§ 1. Образование государства 32
§ 5. Основные черты права Древнего Китая 52
Синхронистическая таблица. Древний Восток 55
Раздел 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНОГО МИРА
§ 3. Рабовладельческое государство в Афинах 62
§ 4. Афинское государство в V в. до н. э 67
§ 5. Рабовладельческое государство в Спарте 75
Синхронистическая таблица. Древняя Греция и Древний Рим 118
Часть вторая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
§ 1. Возникновение государства франков 122
§ 2. Государство франков в VI-IX вв 124
§ 1. Период феодальной раздробленности 131
§ 2. Начало объединения страны 137
§ 3. Период сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.) 139
§ 4. Период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.) 147
§ 1. Раннефеодальное государство (IX-XII вв.)."Священная Римская империя германской нации" 153
§ 2. Германия в период феодальной раздробленности (XIII -XIX вв.) 157
§ 3. Абсолютизм в Германии 162
§ 1. Раннефеодальное государство 166
§ 2. Расцвет феодальных отношений 167
§ 3. Сословие-представительная монархия 174
Глава 11. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
§ 2. Новые источники права 185
§ 4. Брачно-семейные отношения 194
§ 5. Уголовное право и процесс 195
§ 1. Возникновение Халифата 211
§ 3. Право Халифата (основные черты) 214
Синхронистическая таблица. Средние века 218
Часть третья. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ
§ 1. Возникновение буржуазного государства 229
§ 3. "Славная революция" и ее последствия 237
§ 4. Развитие конституционной монархии в XVIII в 239
§ 5. Избирательные реформы 242
§ 6. Изменения в политической системе в конце XIX - начале XX в 250
§ 7. Возвышение исполнительной власти 252
§ 8. Британская колониальная империя 254
Глава 16. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
§ 2. Государство США в конце XVIII - начале XX в 267
§ 1. Французское государство начального периода революции XVIII в 272
§ 2. Жирондистская республика 286
§ 3. Якобинская республика 289
§ 4. Термидорианская республика 297
§ 9. Восстановление республики 307
§ 10. Парижская Коммуна 1871 г 308
§ 1. От Германского союза к Германской империи 320
§ 3. Государственно-правовое развитие объединенной Германии 329
§ 1. Начало объединения страны 331
§ 1. Образование Тайпинского государства 345
Глава 22. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ
§ 1. Становление национальных правовых систем 348
Синхронистическая таблица стран Европы и США 378
Часть четвертая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Глава 23. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
§ 1. Основные тенденции государственно-правового развития 388
§ 2. "Новый курс" Рузвельта 393
§ 1. Итоги первой мировой войны 397
§ 2. Изменения в государственном строе 400
§ 3. Британская колониальная империя 405
§ 1. Третья республика после первой мировой войны 407
§ 1. Ноябрьская революция в Германии 419
§ 2. Гитлеровская Германия 423
§ 3. Последующее государственно-правовое развитие Германии 428
§ 1. Кризис конституционной монархии 431
§ 2. Падение фашистского режима 436
§ 3. Установление республики. Конституция 1947 г 439
§ 1. Японское государство в период между двумя мировыми войнами 447
§ 2. Японское государство после второй мировой войны 449
§ 1. Провозглашение республики 452
§ 2. Демократическое движение в Китае после первой мировой войны 454
Глава 30. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ
§ 1. Гражданское и торговое право 459
§ 2. Антитрестовское законодательство 473
§ 3. Изменения в семейном праве 474
§ 4. Трудовое и социальное законодательство 475
§ 5. Уголовное право и процесс 478
Синхронистическая таблица. Европа и США 486
Часть первая ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Глава 2. ДРЕВНИЙ ШУМЕР И ВАВИЛОН
Раздел 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНОГО МИРА
В настоящее время Верховный суд США в решении подобных дел достаточно определенно следует учению о «подразумеваемых условиях», согласно которому предполагается, что стороны, заключая договор, якобы условились: должник не будет нести ответственности за обстоятельства, возникшие ко времени исполнения договора и сделавшие его исполнение невозможным. Решение главного вопроса о том, реальна ли возможность предвидеть возникновение такого рода обстоятельств, а соответственно и сама проблема исполнения договора целиком вверяется усмотрению суда.
Впрочем, прекращение договора не всегда устраивало стороны, которые чаще стремились лишь к изменению его условий. Поскольку суды не занимаются внесением изменений в договоры (исключением являются суды Германии, за которыми на основании § 242 Германского гражданского уложения признается в определенной мере право на пересмотр условий договора в соответствии с изменившимися обстоятельствами), стороны стали сами включать в договоры условия, по которым уже начавшие выполняться договоры могли быть изменены в случае наступления непредвиденных обстоятельств. В основном это касается долгосрочных, сложных договоров (строительство заводов и иных крупных объектов с участием многих субподрядчиков и т. д.).
Отмеченные изменения в гражданском праве, разумеется, не вели к исчезновению норм, основанных на классических принципах права XIX в. Они по-прежнему доминируют в правовом регулировании мелкого, среднего предпринимательства и особенно бытовых имущественных отношений. Аналогичные тенденции, но в рамках национальных правовых особенностей наблюдаются и в англосаксонских странах.
§ 2. Антитрестовское законодательство
Основные тенденции развития. В 1890 г. в США был принят Закон Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные для значительных групп населения результаты экономической деятельности крупных корпораций, включая соглашения между ними с целью установления монопольных цен на рынке и т. д. Признавалось незаконным особое объединение между ними, прежде всего в виде треста, направленное на монополизацию торговли и производства, равно как и на выгодные для треста ограничения (изменения) торговли между штатами или с иностранными предпринимателями. Предусматривались уголовно-правовые санкции против нарушителей закона. Но его применение оказалось малоэффективным (за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, большая часть которых не получила завершения). Более того, Закон Шермана фактически стал использоваться против профсоюзов и стачечного движения. Данное в законе определение деятельности, препятствующей торговле между штатами, было столь неконкретно и расплывчато, что суды без труда распространили его и на рабочие союзы.
Однако требования общественности ограничить злоупотребления трестов, так же как и ущерб, наносимый ими рыночному хозяйству, стимулировали принятие новых федеральных антитрестовских законов (законы 1914, 1950, 1955 гг.), а также антитрестовских законов отдельных штатов (в некоторых из них законы такого рода появились даже раньше, чем Закон Шермана).
Подобные нормативные акты приблизительно в это же время были приняты в других экономически развитых странах и составили в конечном счете особую отрасль права (законы 1947 и 1953 гг. в Японии; 1948, 1956 и 1976 гг. в Великобритании; 1945 и 1986 гг. во Франции и т. д.). В определенной мере они отвечают интересам рядовых потребителей товаров и услуг, а также мелких и средних предпринимателей.
Задачи, стоящие перед антитрестовским законодательством, в разных странах решаются неодинаково. Сейчас условно различают две основные системы антитрестовского законодательства — американскую и европейскую. Первая руководствуется доктриной юридического запрета на создание объединений с целью монопольного господства в том или ином секторе рыночного хозяйства, вторая — доктриной юридической проверки деятельности фирм в целях пресечения их монополистических злоупотреблений. В этом отношении показателен британский закон 1976 г.
В связи с образованием Европейского экономического сообщества антитрестовское законодательство западноевропейских стран стало более унифицированным, чем в других регионах мира. Но везде это законодательство, особенно его применение, нестабильно и тем более не препятствует возникновению крупных компаний, включая транснациональные.
§ 3. Изменения в семейном праве
Основные черты развития. Законодательство 60—70-х годов XX в. радикально гуманизировало и демократизировало важнейшие институты семейного права. Об этом свидетельствуют законы 1968 г. (Великобритания), 1970 г. (США и Франция), 1976 г. (Германия). В основном утвердилось юридическое равенство супругов в области семейных отношений, включая имущественные отношения. Улучшено правовое положение внебрачных детей. Признание правового равенства супругов позволило в ряде стран, например в Германии, Италии, Швейцарии, отказаться от юридического понятия главы семьи. Предполагается, что супруги совместно осуществляют нравственное руководство семьей. Большинство национальных законодательств признает право замужней женщины на самостоятельный выбор рода своей деятельности.
Дальнейшую регламентацию получили имущественные отношения супругов. Наиболее распространены два основных вида правового режима семейного имущества — договорный и легальный. Возникновение первого связано с заключением брачного контракта, составляемого до регистрации брака. Этим договором определяется правовой режим имущества каждого из супругов, принадлежавшего им до брака, и будущего, совместно приобретенного в браке, возможных будущих имущественных расчетов супругов, а также многие другие вопросы аналогичного порядка. Брачные контракты обычно заключаются в среде состоятельных людей.
Большинство вступающих в брак вверяют свои имущественные интересы предписаниям закона, т. е. легальному режиму. Наибольшее распространение получили следующие виды такого режима: 1) раздельное имущество (Великобритания, большинство штатов США, Германия); 2) общее имущество (Франция, некоторые кантоны Швейцарии, восемь штатов США), когда все нажитое в браке принадлежит совместно супругам, но личной собственностью каждого является добрачное имущество и полученное в браке в качестве дара или наследства, а также приобретенное за счет прибыли от добрачной собственности и от собственного заработка; 3) отложенное общее имущество (Дания, Норвегия), при котором функционирует режим раздельного имущества, но в случае расторжения брака имущество, нажитое в браке, объединяется и делится между супругами поровну, причем из совместно нажитого имущества исключается все, что предусматривается режимом общего имущества.
§ 4. Трудовое и социальное законодательство
Основные области правового регулирования. Трудовое право как самостоятельная отрасль права сложилось только в XX в. Его сравнительно позднее возникновение во многом объясняется нежеланием работодателей связывать себя определенными нормами специального закона, регулирующими отношения, возникающие по поводу непосредственного участия наемных работников в труде на их предприятиях. Однако все более усиливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила работодателей пойти на серьезные уступки. Угроза революционных потрясений (история преподносила тому наглядные уроки) и, возможно, другие причины способствовали пониманию правящими кругами необходимости компромисса. В результате трудовое право возникло и развивается в качестве одного из средств социальной защиты наемных работников как экономически более слабой стороны в отношениях с работодателем. Поэтому трудовое право не могло стать подотраслью частного права, для которого, как уже известно, характерно равенство участников правоотношений. Возникшее в таких условиях трудовое право оказалось весьма чувствительным к любым изменениям в социально-политической обстановке. В немалой степени этим определяются некоторые черты трудового законодательства большинства экономически развитых стран. Трудовое право нестабильно: содержание его институтов часто меняется в сторону как расширения, так и значительного сужения демократических прав трудящихся; отдельные его институты возникают постепенно и разновременно; претворение в жизнь его демократических положений во многом зависит от силы профсоюзного или другого массового движения трудящихся.
Вместе с тем введенный в трудовое право принцип свободы труда не гарантирует гражданам конкретную работу. Он лишь предусматривает право человека свободно распоряжаться своей способностью к труду. Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на вопросах зарплаты, рабочего времени, охраны труда, признания профсоюзов, включая их право на заключение коллективных договоров, права на забастовку и демократический порядок разрешения трудовых споров. Решение этих вопросов дифференцировано по странам, но ему присуще и много общего. В 1918—1920 гг. в большинстве экономически развитых стран были приняты законы, ограничивающие рабочее время 8 часами. Впоследствии, несмотря на временные отступления, трудящимся удалось добиться введения 40—46-часовой рабочей недели. Профсоюзы получили легальное признание и как важнейшее следствие этого право на заключение коллективных договоров (КД), обязательных для всех подписавших его предпринимателей и профсоюзов. В Германии Закон о КД был принят в 1918 г., во Франции — в 1919 г. Для американских рабочих важным завоеванием, в этой области явился Закон Вагнера 1935 г., вводивший принцип «закрытого цеха». Появились различные виды КД, включая договоры для всей отрасли промышленности. Утвержденные правительством, они приобретали силу общенационального нормативного акта. Коллективные договоры регулируют важные вопросы трудовых отношений: размеры заработной платы, порядок изменения надбавок в связи с инфляцией, условия выплаты премии, условия охраны труда, общие принципы профессиональной подготовки и дисциплины труда, арбитраж.
Современное трудовое законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовки, которое, однако, пытаются нейтрализовать введением различного рода ограничительных норм, прежде всего делением стачек на легальные и нелегальные. К числу последних обычно относят забастовки солидарности и забастовки по политическим мотивам. Чтобы отодвинуть начало забастовки, вводятся всякого рода предварительные условия. Так, американский Закон Тафта — Хартли предусматривает предзабастовочный предупредительный период в 60 дней и право правительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так называемый охладительный период). Судебная практика еще более усугубляет эту тенденцию, более того, пытается обосновать тождество юридической природы забастовок и локаутов.
Усиление интеграционных процессов в мировой экономике обусловило появление тенденции к унификации трудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал более интенсивным в связи с образованием Общего рынка.
После окончания первой и особенно второй мировых войн в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные несколько облегчить положение семей, имеющих низкий уровень доходов в области медицинского обслуживания, образования и жилищного строительства. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно.
Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важными являются социальное страхование, государственные дотации, «универсальная» система. Чаще всего им соответствуют определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, предусматривающее страховые взносы наемных работников (обычно в размере 1 —1,5% заработной платы) и взносы предпринимателей (в среднем 1 —1,5% общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенное количество лет размер взносов увеличивается на 0,5—0,75%. В этом отношении характерен американский закон 1935 г., согласно которому пенсия выплачивается при наличии страхового стажа и достижении определенного возраста. Система социального страхования предусматривает также выплаты пособий по безработице, инвалидности, временной потере трудоспособности.