ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ИСТОРИЯ ФАБРИК И ЗАВОДОВ
ПРИДНЕПРОВСКАЯ
ЖЕЛЕЗНАЯ
ДОРОГА
/ • ' ^ т
ИСТОРИЯ ФАБРИК и ЗАВОДОВ
. V
41.
•; Ж -V :
‘ ' К
tv
Г
Приднепровская железная дорога
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О « П Р О М І Н Ь »
Д Н Е П Р О П Е Т Р О В С К |
1 9 7 3 |
СТ1(09Ң-9(С2):338 П 75
А в т о р с к и й к о л л е к т и в :
Кулагин В. М., Кучеренко И. Я., Сокиркин А. С., Чистоклетов П. Ф., Ямник Н. И.
Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :
Алимов А. А., Дидык В. А., Кобец А. П., {Ломоносов В. А I , Пономаренко Н. А.
научно-'' |
• |
і |
• и н б Л К о . |
|
1 |
j!.c>rq
1 9
ИЗДАТЕЛЬСТВО іП РО М ІН Ь », 1 9 73 г.
0164—071
БЗ-23—3—73
М219(04)—73
ОТ АВТОРОВ. Приднепроввкая железная дорога в нынешних своих границах обслуживает Днепропетровскую, Запорожскую,
Крымскую, значительную часть Херсонской и некоторые районы Харьковской областей и относится к числу наиболее грузонапря женных дорог сети. Основную часть ее перевозок составляют сырье и готовая продукция металлургических предприятий Приднепровья, железная руда Кривбасса и Керченских месторождений, строи тельные материалы, продукция сельского хозяйства. За последние годы увеличиваются перевозки угля Западного Донбасса и желез ных руд Запорожского (Белозерского) месторождения. По сталь ным рельсам Приднепровской проходит огромный поток грузов, формирующихся в других экономических районах, особенно в Д о нецкой, Луганской, Харьковской, Ростовской и других областях Родины.
Географическое положение дороги весьма благоприятно и для выхода к морским портам Азовского и Черного морей: Бердянску,
Геническу, Феодосии, Керчи, Севастополю, а также к речным пор там на Днепре — в Запорожье, Днепропетровске, Никополе, Дне
продзержинске.
Прошлое дороги богато славными революционными и боевыми традициями, замечательными трудовыми победами. История свиде тельствует об активном участии железнодорожников Приднепровья в первых марксистских кружках, возникших еще в конце 80-х годов прошлого столетия, в революционных событиях 1905— 1907 годов. Немало славных страниц в историю дороги вписали железнодо рожники в октябре 1917 года и в годы становления Советской
власти на Украине. Лучшим подтверждением этому являются вос поминания выдающегося деятеля большевистской партии Г. И. Петровского, который писал: <гЕкатеринославский пролета
риат, вписавший не одну славную страницу в историю борьбы трудящихся с кровавым царизмом и капитализмом, выдвинул из среды железнодорожников целый ряд замечательных революцио неров, таких как Воронцов П. А., Клочко В. Ю., Дробязко В.,
Баглей Г. Н., Лебедь Д. 3., Власенко С. П., Левченко Н. П. и другие. Деятельность большинства из них мне известна с пер вых дней Великого Октября...
В процессе борьбы за становление Советской власти на Екатеранославщине, проходившей в сложных и трудных условиях, они организовали отряды Красной гвардии, устанавливали революци онный порядок в городах и на железной дороге, участвовали в ликвидации многочисленных белогвардейских и кулацких банд.
5
...В то время, когда в Петрограде и в Москве была уже установ лена Советская власть, на Екатеринославщине продолжала суще
ствовать власть ставленников Временного правительства. Это обстоятельство потребовало решительной борьбы с ними, в резуль тате которой политические противники большевизма, потерявшие всякие корни в пролетариате и трудящихся массах, были сметены вместе с белогвардейщчной с пути пролетарской революции...»'.
Многочисленньши примерами самоотверженного труда ознамено вана деятельность железнодорожников в годы, наступившие после установления Советской власти на Украине. Голод и разруха,
кладбища поврежденных паровозов с погасшими топками, беско нечные ряды изрешеченных вагонов без крыш, разрушенные паро возные депо и вокзалы, разобранные вторые пути и целые желез нодорожные участки, обрывки проводов на телеграфных столбах, опустевшие топливные склады — так выглядело их хозяйство после
империалистической и гражданской войн. Опираясь на помощь всех братских народов, партийные организации дороги мобилизо вали железнодорожников на восстановление разрушенного хозяй ства. Понадобилось почти 10 лет для того, чтобы достигнуть до революционного уровня перевозок.
Стремительное развитие промышленного производства в годы пер вых пятилеток требовало от железнодорожников соответствующих высоких темпов грузовой работы, повышения трудовой активности каждого трудящегося. И с этой задачей коллектив магистрали справился успешно. В 1940 году перевозки грузов и пассажиров превысили объемы, достигнутые в 1928 году, в 2 $ раза.
Железнодорожники Приднепровской с честью выдержали тяжелое испытание суровых лет Великой Отечественной войны 1941—
1945 годов. Требовалось немало мужества, смелости и стойкости, чтобы в условиях огромной опасности, вызываемой работой на прифронтовых участках, обеспечивать бесперебойные перевозки различных грузов для нужд фронта и народного хозяйства. Много железнодорожников с оружием в руках громили немецко-фашист ских захватчиков в регулярных частях Советской Армии и в пар тизанских отрядах. Несмотря на огромные разрушения, причинен ные дороге фашистами, труженики стальной магистрали успешно восстановили свое хозяйство. Уже в 1949 году дорога достигла довоенного уровня перевозок. Закончив в основном к 1950 году
1 Железнодорожники Екатерининской в борьбе за власть Советов. Воспоми нания, биографии, документы. Днепропетровское обл. изд-во, 1958, с. 4, 5.
6
■восстановление хозяйства дороги, коллектив магистрали все пос ледующие годы занимался новым строительством и техническим перевооружением дороги.
Повествуя об истории Приднепровской дороги, авторы стремились по возможности полнее осветить многогранную и богатую собы тиями окизнь многотысячного коллектива дороги в послеоктябрьский период, когда по инициативе В. И. Ленина был взят курс на пре одоление отсталости национальных окраин.
Конечно же, авторы не имели возможности в одной книге осве тить все интересные события и факты, героические революционные, боевые и трудовые подвиги железнодорожников.
В подготовке этой книги авторам помогали материалами многие железнодорожники и организации. Интересные и ценные факты
подали, в частности, |
наши коллеги |
по |
работе: |
И. |
Д. |
Бабенко, |
Л. И. Белосветов, В. |
Д . Баранов, А. |
А. |
Венецкий, |
Т. |
Ю. |
Вишнев |
ская, В. П. Громеко, Б. Н. Дорончук, В. В. Даукш , К. П. Жилин,
К. |
Г. |
Кучма, |
И. |
А. Лисечко, К. |
И. Матвеев, А. Е. Морозов, |
||||
И. |
А. |
Небрат, |
В. |
В, Мямлин, А. Е. Немков, Р. М. Пономаренко, |
|||||
3. К. Радченко, И. |
М. Россолюк, |
Ю. А. Цешеиовская, Ю. А. Фомин, |
|||||||
Б. |
В. |
Яковлев, |
С. |
М. |
Слепухин, |
А. Г. |
Савельев, В. Е. Гойда, |
||
И. |
П. |
Дегтярев, |
Ф. |
Н. |
Ильин, |
Д. |
Я. |
Коробка, И. И. Клочко, |
И. Я. Ивченков .
Авторы выносят глубокую благодарность работникам Центрально го архива народного хозяйства СССР, Центрального государствен ного исторического архива СССР, Центрального государственного партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС,
Одесской государственной научной библиотеки имени Горького, Ленинградской государственной ордена Трудового Красного Зна мени публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, Централь ной научно-технической библиотеки Министерства путей сообще ния, Дорожной научно-технической библиотеки Приднепровской железной дороги, Днепропетровской областной библиотеки имени Октябрьской революции, Народному музею революционной, боевой и трудовой славы Приднепровской железной дороги, работникам служб и отделов управления дороги за оказанную нам помощь весьма ценными материалами, использованными в книге.
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР
О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ СССР
ПРЕДПРИЯТИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
ПОСТАНОВЛЯЕТ НАГРАДИТЬ: ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
ПРИДНЕПРОВСКУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ ЗА БОЛЬШИЕ УСПЕХИ, ДОСТИГНУТЫЕ
В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА ПО ПЕРЕВОЗКАМ НАРОДНО ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНИКО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В РАБОТЕ..
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
Н. ПОДГОРНЫЙ
СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ
Москва, Кремль, 3 февраля 1971 г.
От почтового тракта — к железной дороге
КОННЫЕ ИЛИ ПАРОВЫЕ?
15 ноября 1873 года в жиз ни старого Екатеринослава произошло важное событие: был открыт для грузового и пассажирского движения пер вый участок дороги Лозо вая — Алекеандровск (ныне Запорожье) с ветвью на Екатеринослав общей протяжен ностью 208 верст. С этого дня губернский город юга страны впервые по стальной маги страли получил выход на се вер России, к уже действую щей на то время сети желез ных дорог. 15 ноября 1873 го да принято считать днем рож дения нынешней Приднепров ской железной дороги, нача лом ее трудовой биографии.
Тогда это событие было воспринято по-разному. От крытию стальной магистрали, которой впоследствии сужде но стать одной из крупней ших на сети дорог, местные власти не придавали особого значения. Газета «Одесский вестник» по этому поводу на печатала из Екатеринослава лишь краткое сообщение:
10
«15 ноября 1873 года открыта, наконец, ветвь железной дороги у Екатеринослава. Открытие прошло, сверх ожидания, без пуб личного банкета: городских властей не приглашали; ограничи лись домашним праздником. Были, по обыкновению, тосты, спичи и всякие благопож-елания...»
Открытие дороги не случайно прошло без всяких торжеств и городских властей. Екатеринославская знать в то время по своей тупости и недальновидности строительство железной доро ги считала излишней затеей, никому не нужной роскошью. Пред седатель Екатеринославского губернского управления Герсеванов в книге «О значении конно-железных дорог в Новороссийском крае» еще в 1868 году писал: «Паровые железные дороги в эко номическом отношении убыточны для России; конные дороги выгоднее паровых почти во всех отношениях. Мало угля и дру гого топлива на Юге России. Главное в конных дорогах деше визна, потом точность; быстрота дело совершенно лишнее, даже вредное, влекущее за собой дороговизну.
Нужна ли быстрота нашим пассажирам? Нужна малому числу люден... огромное число пассажиров довольствуется средней скоростью...
Кроме того, мы приходим к заключению, что так как главное торговое движение в Новороссийском крае идет с севера на юг, то следует по этому направлению использовать более дешевые дороги от всех больших городов к ближайшим портам Никола еву, Севастополю, Херсону, Феодосии, Бердянску, Мариуполю
иРостову...» Герсеванов не предрекал ничего хорошего железным дорогам
иневдомек было ему, что их требовало развитие промышленно сти Юга России. Ему конные дороги выгоднее паровых. Если б ему разрешили перевести всю Русь на конки! К чему ей бы строта?
Но нам нет смысла спорить с господином Герсевановым. Жизнь уже давно сама разрешила этот спор. Взгляните на со временную карту нашей Родины, на огромные пространства Приднепровья, Приазовья и Крыма. Стальные нити Придне провской железной дороги связали в единое экономическое целое Донбасс с Кривбассом, северные области страны с портами благодатного юга — Причерноморья и Приазовья.
Задержитесь взглядом на карте Юга! Сверкают в созвездии городов нашей необъятной Родины индустриальные Днепропет ровск, Запорожье, Кривой Рог, Днепродзержинск, Никополь,
11