Файл: Учебник Под ред проф. К. И. Батыра. 4е изд., перераб и доп. М. Тк велби, 2003. 496с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Введение 3

Часть первая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА

Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Предисловие 12

Глава 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

§ 1. Возникновение государства 14

§ 2. Раннее царство 15

§ 3. Древнее царство 16

§ 4. Среднее царство 19

§ 5. Новое царство 20

§ 6. Позднее царство 21

§ 7. Основные черты права Древнего Египта 21

Глава 2. ДРЕВНИЙ ШУМЕР И ВАВИЛОН

§ 1. Возникновение государства 23

§ 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера 24

§ 3. Общественный строй Вавилонского государства 25

§ 4. Государственный строй Вавилона 28

§ 5. Законы Хаммурапи 28

Глава 3. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

§ 1. Образование государства 32

§ 2. Общественный строй 34

§ 3. Государственный строй 37

§ 4. Законы Ману 39

Глава 4. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

§ 1. Государство Шан (Инь) 44

§ 2. Государство Чжоу 46

§ 3. Государство Цинь 49

§ 4. Государство Хань 50

§ 5. Основные черты права Древнего Китая 52

Контрольные вопросы 54

Литература 54

Синхронистическая таблица. Древний Восток 55

Раздел 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНОГО МИРА

Предисловие 56

Глава 5. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

§ 1. Периодизация 59

§ 2. Гомеровская Греция 59

§ 3. Рабовладельческое государство в Афинах 62

§ 4. Афинское государство в V в. до н. э 67

§ 5. Рабовладельческое государство в Спарте 75

§ 6. Основные черты права 77

Глава 6. ДРЕВНИЙ РИМ

§ 1. Государство 79

§ 2. Римское право 99

Контрольные вопросы 117

Литература 117

Синхронистическая таблица. Древняя Греция и Древний Рим 118

Часть вторая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Предисловие 120

Глава 7. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

§ 1. Возникновение государства франков 122

§ 2. Государство франков в VI-IX вв 124

Глава 8. ФРАНЦИЯ

§ 1. Период феодальной раздробленности 131

§ 2. Начало объединения страны 137

§ 3. Период сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.) 139

§ 4. Период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.) 147

Глава 9. ГЕРМАНИЯ

§ 1. Раннефеодальное государство (IX-XII вв.)."Священная Римская империя германской нации" 153

§ 2. Германия в период феодальной раздробленности (XIII -XIX вв.) 157

§ 3. Абсолютизм в Германии 162

Глава 10. АНГЛИЯ

§ 1. Раннефеодальное государство 166

§ 2. Расцвет феодальных отношений 167

§ 3. Сословие-представительная монархия 174

§ 4. Абсолютная монархия 177

Глава 11. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

§ 1. Салическая правда 180

§ 2. Новые источники права 185

§ 3. Вещное право 191

§ 4. Брачно-семейные отношения 194

§ 5. Уголовное право и процесс 195

§ 6. Каролина 197

Глава 12. ВИЗАНТИЯ

§ 1. Государство 199

§ 2. Право 201

Глава 13. КИТАЙ

§ 1. Государство 205

§ 2. Право 209

Глава 14. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

§ 1. Возникновение Халифата 211

§ 2. Халифат в VII-X вв 212

§ 3. Право Халифата (основные черты) 214

Контрольные вопросы 217

Литература 217

Синхронистическая таблица. Средние века 218

Часть третья. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Предисловие 226

Глава 15. Великобритания

§ 1. Возникновение буржуазного государства 229

§ 2. Реставрация Стюартов 236

§ 3. "Славная революция" и ее последствия 237

§ 4. Развитие конституционной монархии в XVIII в 239

§ 5. Избирательные реформы 242

§ 6. Изменения в политической системе в конце XIX - начале XX в 250

§ 7. Возвышение исполнительной власти 252

§ 8. Британская колониальная империя 254

Глава 16. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

§ 1. Образование США 257

§ 2. Государство США в конце XVIII - начале XX в 267

Глава 17. ФРАНЦИЯ

§ 1. Французское государство начального периода революции XVIII в 272

§ 2. Жирондистская республика 286

§ 3. Якобинская республика 289

§ 4. Термидорианская республика 297

§ 5. Империя 298

§ 6. Легитимная монархия 301

§ 7. Вторая республика 303

§ 8. Вторая империя 305

§ 9. Восстановление республики 307

§ 10. Парижская Коммуна 1871 г 308

§ 11. Третья республика 313

Глава 18. ГЕРМАНИЯ

§ 1. От Германского союза к Германской империи 320

§ 2. Объединение Германии 325

§ 3. Государственно-правовое развитие объединенной Германии 329

Глава 19. ИТАЛИЯ

§ 1. Начало объединения страны 331

§ 2. Конституция 1848 г 335

Глава 20. ЯПОНИЯ

§ 1. Революция Мэйдзи 338

§ 2. Конституция 1889 г 342

Глава 21. КИТАЙ

§ 1. Образование Тайпинского государства 345

§ 2. Реформы 346

Глава 22. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ

§ 1. Становление национальных правовых систем 348

§ 2. Право Великобритании 350

§ 3. Право Франции 355

§ 4. Право Германии 367

Контрольные вопросы 377

Литература 377

Синхронистическая таблица стран Европы и США 378

Часть четвертая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Предисловие 384

Глава 23. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

§ 1. Основные тенденции государственно-правового развития 388

§ 2. "Новый курс" Рузвельта 393

Глава 24. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

§ 1. Итоги первой мировой войны 397

§ 2. Изменения в государственном строе 400

§ 3. Британская колониальная империя 405

Глава 25. ФРАНЦИЯ

§ 1. Третья республика после первой мировой войны 407

§ 2. Четвертая республика 410

§ 3. Пятая республика 415

Глава 26. ГЕРМАНИЯ

§ 1. Ноябрьская революция в Германии 419

§ 2. Гитлеровская Германия 423

§ 3. Последующее государственно-правовое развитие Германии 428

Глава 27. ИТАЛИЯ

§ 1. Кризис конституционной монархии 431

§ 2. Падение фашистского режима 436

§ 3. Установление республики. Конституция 1947 г 439

Глава 28. ЯПОНИЯ

§ 1. Японское государство в период между двумя мировыми войнами 447

§ 2. Японское государство после второй мировой войны 449

Глава 29. КИТАЙ

§ 1. Провозглашение республики 452

§ 2. Демократическое движение в Китае после первой мировой войны 454

§ 3. Образование КНР. 456

Глава 30. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ

§ 1. Гражданское и торговое право 459

§ 2. Антитрестовское законодательство 473

§ 3. Изменения в семейном праве 474

§ 4. Трудовое и социальное законодательство 475

§ 5. Уголовное право и процесс 478

Контрольные вопросы 485

Литература 485

Синхронистическая таблица. Европа и США 486

Введение

Часть первая ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА

Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Глава 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Глава 2. ДРЕВНИЙ ШУМЕР И ВАВИЛОН

Глава 3. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Глава 4. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Раздел 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНОГО МИРА

Предисловие

Глава 5. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Глава 6. ДРЕВНИЙ РИМ

Часть вторая

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Предисловие

Глава 7. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

Глава 8. ФРАНЦИЯ



Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родственники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства). Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. В области уголовного права Законы Драконта отличались особой жестокостью. Цель наказания заключалась в причинении страданий преступнику.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека — его простат, за раба — его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения не поступали, судьи переходили к рассмотрению дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

Глава 6. ДРЕВНИЙ РИМ

§ 1. Государство

ПЕРИОДИЗАЦИЯ



По установившейся традиции история Древнего Рима восходит к VIII в. до н. э. (754—753 гг.). Это был поначалу земледельческий поселок, выросший на берегу реки Тибр. Улицы, взбиравшиеся на знаменитые римские холмы, состояли из домов, обычных для теплого климата: 4 дубовых столба по углам, соединяющие их жерди, речной (тибрский) тростник по бокам, обмазанный глиной. Затем появляются каменные фундаменты, и только с VI в. до н. э. стали возводиться дома из туфа. Каменным и мраморным




Рим станет уже в эпоху империи, со времени императора Августа (I в. до н. э.— I в. н. э.).

В том же VIII в. до н. э. мы находим римский народ поделенным на роды, союзы родов (курии) и три племени. Главой города являлся реке, или, как мы это переводим, «царь». Всего царей было семь — от Ромула до Тарквиния Гордого. Этот первый, начальный, период Рима принято считать царским.

Археологические раскопки римских могил VIII в. до н. э. обнаружили имущественное неравенство римского народа, доказуемое количеством и качеством погребального инвентаря, найденного в могильниках.

В 509 г. до н. э. Тарквиний Гордый был свергнут. Завершился царский период, и начался период республики, длившийся около 500 лет (509—27 гг. до н. э.). С 27 г. до н. э. по 476 г. н. э. Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27 г. до н. э.— 193 г. н. э.) и домината (193—476 гг.).

Царский период. С легкой руки американского историка Л. Моргана общество, подобное древнеримскому, называют военной демократией. К этому времени племена уже овладели плужным земледелием (пшеница, бобы), скотоводством, металлическими орудиями (и оружием). Кочевой, пастушеский образ жизни завершается. Но военная организация остается прежней, и это хорошо видно из истории Древнего Рима.

Римская община периода военной демократии была неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Считалось, что они происходят от богов, царей, героев. Постепенно аристократия обзаводится рабами, а затем — зависимой от себя клиентеллой.



В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции: о спорных наследствах и судебных спорах вообще, о приговорах к смертной казни и т. д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. Десять родов образовывали курию (10 курий — триба — племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии вследствие ее явного искусственного происхождения. Это по сути дела рационально устроенная армия, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивавшая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Как член рода и племени римский гражданин: 1) являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела; 2) получал право на наследование надела и родового имущества вообще; 3) мог требовать себе от рода и помощи и должной защиты; 4) участвовал в общих религиозных празднествах и т. п. В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. До известного времени права и обязанности граждан находились в своеобразной гармонии.

Главы родов составляли совет старейшин, или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение Народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенат насчитывал сначала 100, затем 300 сенаторов. Сенат существовал и при царях, равно как и Народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование.

Главой римской общины, ее гражданским управителем • и верховным военачальником был реке.

Следует отметить, что общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

С древнейших времен население Рима составляли две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, составившие римскую общину, и их антагонисты — плебеи. Происхождение плебеев неясно и спорно. Возможно, первоначально это были пришельцы (чужаки). Несомненно только, что они стояли вне римской общины и потому не могли принимать участия в ее управлении. Зато они беспрепятственно занимались ремеслами и торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу, платили налоги. Торговое и ремесленное .богатство сосредоточивалось в их руках: гордый своим происхождением, патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.


Самым тяжелым было положение рабов. Господину не воспрещалось убийство раба. Среди рабов царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней.

Реформы Сервия Туллия. С течением времени земельный фонд, состоявший из прилегавшей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения), и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой из них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее, это в основном VI в. до н. э.

В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни — центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий1. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов — в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения.

Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями.

Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество — территория города была разбита на четыре округа — трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество
, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским.

Римская республика. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она не уравняла их с патрициями, особенно в том, что касалось наделения землей, и этот вопрос становился все более актуальным по мере завоевания Италии, в результате которого приобретались новые земли.

Кроме того, была необходима реформа, которая отменила бы долговое рабство за несвоевременную уплату долга, которое, как и неучастие в дележе завоеванных земель, более других ущемляло интересы плебеев.

Но чтобы добиться решения этих вопросов в свою пользу, плебеи нуждались в политических правах. В результате длительной борьбы в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований, в том числе: 1) учреждения особой плебейской магистратуры, так называемого народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2) доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3) защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы XII таблиц); 4) разрешения браков между патрициями и плебеями; 5) права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. С 287 г. до н. э. решения плебейских сходок (собраний) стали иметь ту же силу, что и решения центуриатных комиций (собраний), т. е. теперь они являлись обязательными для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу, и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении — хотя и по выборам — всех главных должностей в государстве. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности — пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое. Утвердилась аристократическая рабовладельческая республика.

Государственный строй республики. Главным органом государственной власти был сенат. Первоначально он состоял из 300 сенаторов. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием,— цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед этим какой-нибудь важный пост.