Файл: Поэма Кому на Руси жить хорошо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСОБЕННОСТИ «НАРОДНЫХ ПЕСЕН» В ПОЭМЕ

Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876) - вершина творчества НиколаяАлексеевича Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской жизни, произведение грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных сословий тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал тринадцать лет неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение 20-ти лет.

Поэт многократно обращался к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. Действительно, в «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени «задействованы» все основные жанры фольклора: сказка, былина, песня, легенда, сказание и другие.

Некрасов усиливает лиризм поэмы с помощью песни. Можно сказать, что поэма не столько читается, сколько поется. Песня – постоянный спутник и яркий выразитель жизни и чаяний народных. Ее поют в одиночку, исполняют хором. Несомненно, в основном поэма написана именно «народным» стилем. В связи с этим автор широко использует в ней фольклор.

Фольклорно-сказочный материал вошел в сюжетную основу поэмы. Так, говорящая пеночка вмешивается в спор мужиков и обещает выкуп за птенчика, — образ сказочный. Сказочный образ также скатерть-самобранка, хотя применение ее в поэме Некрасова совершенно оригинальное: она должна кормить и одевать мужиков во время их странствований.

В дальнейшем собственно фольклорный материал Некрасов особенно широко использует в части «Крестьянка». Однако, различные фольклорные жанры использованы далеко не в равной степени. Особенно широко представлены здесь, во-первых, похоронные причитания (по сборнику Барсова «Причитанья Северного края»), во-вторых, свадебные причитания невесты, в-третьих — лирические семейно-бытовыепесни. Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому что именно в этих произведениях наиболее ярко и эффективно отразились настроения, чувства и думы крестьянства.


Типичность положения невесток в патриархальной семье подчеркивается Некрасовым «с помощью широкого использования народных песен и причитаний. Некрасов включает, иногда без сомнения, песенный материал, заимствованный из сборников Рыбникова, Барсова, а также слышанных от крестьян и записанных им самим.

В главе II «Песни» песенный материал подается именно в виде песен, иллюстрирующих положение замужней женщины. Песни-причитания отражают характерные черты народной жизни. Поэтому поет их Матрена Тимофеевна и хором подпевают странники (они тоже знают эту песню). Некрасов приводит песни «Велел родимый батюшка»,«Снится мне», «Мой постылый муж» и др. все с той же целью: подчеркнуть общеизвестность положения женщин в семье. Основной мотив женских песен – мотив воли как обязательное условие счастья».

Глава IV «Демушка» в значительной степени построена на основе похоронных причитаний Ирины Федосовой (из сборника Барсова). Часто Некрасов использует конкретный текст причитания; но важен здесь именно текст, который сам по себе позволяет развернуть картину крестьянского быта. Кроме того, мы узнаем таким образом о факте существования похоронных причитаний в крестьянской среде.

В главах «Последыш» и «Пир на весь мир» мы увидим целый ряд «песен», но песни эти не фольклорные, а созданные самим Н.А. Некрасовым по типу фольклорных. Как раз этим песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их даже можно назвать пропагандистскими. Таковы, например, песни «Веселая», «Барщинная»,«Голодная», «Солдатская», «Соленая и др. Отчасти, пожалуй, сюда же может быть отнесена одна из песен Гриши - «Русь» («Ты и убогая, ты и обильная»).

Так, песня о вопиющей крестьянской бедности и крепостническом произволе «Веселая» представлена как плясовая. Налицо диссонанс: трагическое содержание и частый темп исполнения произведения. Подобный прием характерен фольклорной традиции: например, как частая исполнялась антикрепостническая народная песня «Как за барами житье было привольное». А вот «Барщинная» песня характеризуется поэтом как протяжная, печальная – ее хором грянули вахлаки, так как они сами ощутили все ужасы подневольной жизни. Вахлаки, указывает Некрасов, пропели свою

«Голодную» «не голосом – нутром», более того крепостные инсценируют трагическое содержание песни, где голод приобретает сказочно-гиперболическую форму и уничтожает все гуманное в человеке.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть «Солдатская» песня. Тем самым поэма сближается с народным творчеством. Солдатский казачий фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово.

Поэт использовал не только современные ему крестьянские песни, но обращался также (для передачи старинной были) к историческому эпосу. Песня «Крестьянский грех» написана в духе былинных стихов. В песне «Адмирал-вдовец по морям ходил…» совершенно ясен былинный характер: используются повторения («по морям ходил, поморям ходил, корабли водил»), внутренние рифмы (ходил – водил), былинный оборот (Гой ты, староста!»). В основе рассказа лежит часто встречаемый в народном творчестве сюжет легенды об уничтоженном завещании, по которому якобы даровалась крестьянам воля.

В песне «Бурлак» поэт указывает на богатырские силы, таящиеся в народе. Эти песни явились основанием для появления четвертой – «Русь», в которой Гриша выступает в роли организатора народных сил на борьбу против тех, кто продолжает делать Россию убогой, забитой, бессильной.

Удельный вес фольклорных элементов и, в частности, народно-песенного стиля в поэме «Кому на Руси жить хорошо» резко возрастает от начала к концу. Некоторые тексты «народных песен» вошли в некрасовскую поэму в их первозданном виде. Другие поэт подвергал корректировке.

Поэт использует фольклорный материал для различных целей. С одной стороны, сам фольклор является элементом быта и именно для показа, для более полного изображения быта включается в произведения Некрасова. С другой стороны, фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской аудитории.

Некрасов доносит до читателя «песни» через своих героев. Например, в поэме«Кому на Руси жить хорошо» этот герой – Григорий. Как поэт он раскроется через песни, и в песнях же он найдет возможность указать путь к счастью. В сердце юноши Некрасов вложил свои чувства, в его уста – свои песни. Так, в песне «Русь» звучит вера Некрасова в будущее страны и народа. Гриша исполняет не только новые песни, но и поет гимн, гимн благородный, гимн лучезарный.

Пожалуй, в русской литературе нет другого поэта, который с таким мастерством приобщил читателя к устно-поэтической традиции, который так много нового внес в поэтическую речь.