Файл: Мошкин, Е. К. Развитие отечественного ракетного двигателестроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
Е.К.МОШКИН
РАЗВИТИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РАКЕТНОГО
ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
Е.к. М О ш кин
По с в я щ а е т с я
сорокалетию со времени организации Групп
изучения реактивного движения
РАЗВИТИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РАКЕТНОГО
ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
Под редакцией академика В. П. Глушко
Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ»
1973
М 87
УДК 629. 7. 036(091)
Мошкин Е. К. Развитие отечественного ракетного двнгателестроения. М., «Машиностроение», 1973, стр. 256.
. Книга посвящена истории создания отечественных жидкостных
ракетных двигателей (Ж РД). Е ней |
рассматривается научное |
на |
следие русских и советских ученых, |
создавших к 1929— 1930 гг. |
не |
обходимую теоретическую базу для развития в стране практических работ по ЖРД. Описаны работы К. Э. Циолковского и Ю. В. Кон дратюка по выбору конструкции двигателей и ракет, в том числе многоступенчатых, исследования свойств компонентов топлива для ЖРД и труды Ф. А. Цандера в области создания оригинальных схем космических летательных аппаратов и ракетных двигателей, использования в полете элементов конструкции ракет в качестве до бавки к топливу; показаны особенности творческого пути ряда ве дущих советских ученых, занимавшихся вопросами межпланетных сообщений.
В книге освещается деятельность первых отечественных ракет
ных организаций, в |
частности, |
Газодинамической |
лаборатории |
|
(ГДЛ), дана история |
формирования Групп изучения |
реактивного |
||
движения (ГИРД), |
организации |
первого |
в мире |
Реактивного |
научно-исследовательского института (РЕШИ) |
и развития в нем |
научно-технических направлений, зародившихся в ГДЛ и ГИРДе. Проведен анализ созданных в них конструкций Ж РД и описываются некоторые самолетные ЖРД; дается описание некоторых современ ных мощных ЖРД. В книге приведены краткие биографические дан
ные о ряде ведущих конструкторов и ученых.
Книга предназначена для лиц, интересующихся космической н ракетной техникой, вопросами истории развития отечественного ра-
к 'р т н п г п п т і г я т р п А Р Т п л р і - і м а
Рецензент члеи-корреспондепт Международной Академии Астронавтики Ю. А. Победоносцев
©Издательство „Машиностроение“ , 1973г.
ОТ АВТОРА
Достижения в освоении космического пространства привлекли внимание человечества к различным пробле мам космонавтики, в том числе к вопросам истории ее развития. В СССР за последние годы значительно уве личился интерес к изучению и анализу архивных доку ментов, оовещающих разівитие отечественной ракетной техники. Отрадно отметить, что работающие в этой об ласти коллективы научных работников пополняются — наряду с-ветеранами ракетной техники изучением исто рии космонавтики занимаются и молодые специалисты.
Исследуются различные периоды — до Октябрьской революции, до начала Великой Отечественной войны, до запуска первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), до и после первого полета человека в космос (12 апреля 1961 г.). Дальнейшие периоды опре делялись новыми достижениями в освоении и изучении космического пространства — осуществлением полетов к Венере и Марсу, мягкой посадкой на Луну и Венеру, за пуском автоматических межпланетных станций, уникаль ными экспериментами с пилотируемыми космическими кораблями и т. д. Глубоко изучаются самые разнообраз ные стороны истории космонавтики — развитие конструк ции ракет и двигателей различного назначения, работа опытио-конструкторских, научно-исследовательских, ад министративных, партийных и общественных организа ций, деятельность отдельных лиц. Поэтому теперь гово рить об истории ракетно-космической техники как об од ной теме, пытаться написать всеобъемлющую книгу, по священную развитию космонавтики, претендовать на полноту изложения не представляется возможным.
Данная книга посвящена истории создания и разви
тия |
отечественных жидкостных |
ракетных |
двигателей |
|
(как |
известно, |
Ж РД является |
основным |
двигателем |
в современной |
космонавтике). |
|
|
3
Автор стремился рассказать о том вкладе, который внесли наши соотечественники К. Э. Циолковский Ю. В. Кондратюк, Ф. А. Цандер, В. П. Глушко, С. П Ко ролев, М. К. Тихоиравов и др. в науку о ракетах и ракет ных двигателях на жидком топливе, о достигнутых до Великой отечественной войны успехах в подготовке фун даментальной базы для дальнейшего развития ракетно го двигателестроения и в первую очередь показать ос новополагающую роль Газодинамической лаборатории (ГДЛ), Группы изучения реактивного движения (ГИРД),
первого ів мире Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ).
Автор счел нецелесообразным рассматривать все раз рабатывавшиеся и созданные в СССР двигатели. Но что бы у читателей создалось наиболее полное представление о взаимосвязи самых разнообразных и весьма сложных вопросов, решаемых при создании двигателей, некоторые конструкции ЖРД описаны достаточно подробно.
В книге использованы материалы архивов АН СССР,
ГДЛ-ОКБ и ряда других организаций. Многие товарищи по работе любезно предоставили результаты своих исто рических исследовании, высказали полезные рекоменда ции при подготовке рукописи. Автор искренне благода рит всех товарищей, принявших участие в создании этой
книги, и в особенности — Н. В. Иванова, В. М. Комарова и Д. А. Шушко.
Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце кон цов исполнение венчает мысль
К. Э. Циолковский
Г л а в а I
ПЕРИОД ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ ВОЗМОЖНОСТИ И ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЖРД
1.1. У ИСТОКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РАКЕТОСТРОЕНИЯ
Развитие ракетной техники до XVII в. изучено явно недостаточно. Первые достоверные сведения о примене нии ракет в России относятся ко второй половине XVII в. В 1G80 г. в Москве было создано «заведение», где изго товлялись фейерверочные ракеты. Производство порохо вых ракет в России с этого времени непрерывно расширя лось, однако такие ракеты даже во второй половине XVIII в. оставались весьма примитивными.
После применения в 1805—1807 гг. английскими вой сками боевых ракет при осаде Булони и Копенгагена бое выми ракетами в России стал заниматься Военно-ученый комитет. После ряда неудачных экспериментов член Во енно-ученого комитета Картмазов в 1814 г. изготовил бо евые ракеты двух типов — зажигательные и гранатные. В 1815 г. опыты с боевыми ракетами начал проводить вы дающийся ученый-артиллерист А. Д. Засядко (1779— 1837). В 1832 г. все «ракетные заведения» России были объединены в Петербургское ракетное заведение, кото рое явилось центром по созданию и изготовлению отечест венных боевых ракет. До середины 40-х гг. XIX в. ракето строение в России развивалось медленно, а низкое каче ство ракет было обусловлено несовершенством техноло гии их производства. Затем благодаря широкому приме нению ракет в ходе боевых действий на Кавказе отноше ние к вопросам совершенствования и производства ракет
5
в России резко изменилось. В это время над усовершен ствованием боевых ракет начал работать крупнейший рус ский ученый артиллерист Константин Иванович Констан
тинов (1818—1871). Уже в 1845 г. на Кавказ |
было до |
||
ставлено 1000 двухдюймовых |
боевых |
ракет. |
Качество |
боевых ракет, выпускавшихся |
Петербургским |
ракетным |
|
заведением, существенно улучшилось. |
До |
середины |
50-х гг. боевые ракеты широко применялись и оправдали себя. Это привело к тому, что боевые ракеты были приня ты на вооружение русской армии и военно-морского флота.
В 50—60-х гг. К. И. Константиновым было опублико вано несколько работ по вопросам производства и при менения ракет. К. И. Константинов впервые указал на эксцентриситет реактивной силы как на одну из главных причин рассеивания. Говоря о принципе движения раке ты, он отмечал, что в каждый момент горения пороха ко личество движения, сообщаемое ракете, равно количест ву движения истекающих газов. Таким образом, К. И. Константиновым впервые был сформулирован ос новной закон движения ракеты, хотя математическая трактовка и вывод формулы для определения скорости полета ракеты в трудах К- И. Константинова отсутствуют.
Возможность применения реактивных двигателей для
осуществления полетов человека увлекла многих |
наших |
соотечественников — инженеров, изобретателей, |
конст |
рукторов, ученых. Так, в 1849 г. И. И. Третесский |
(1821— |
1895) разработал эскизы ракетных летательных аппара тов, которые должны были приводиться в действие с по мощью пара. В 1866 г. Н. М. Соковиин (1811 —1894) в работе «Воздушный корабль» описал устройство аэроста та, для приведения в действие которого использовалась реактивная сила. В 1867 г. Н. А. Телешев получает па тент на реактивный самолет. В 1880 г. талантливый уче ный и изобретатель С. С. Неждановский на основании теоретических исследований, расчетов и вычислений при ходит к выводу о возможности постройки реактивного ле тательного аппарата. В период с 1882 по 1884 гг. он ис следовал вопросы энергетики реактивных двигателей, рассматривал возможности применения для ракет жид ких двухкомпонентных топлив1. В 1887 г. Ф. Р. Гешвенд
1 Работы С. С. Неждановского опубликованы лишь в 1964 г. Рабочие тетради и черновые записки С. С. Неждановского хранятся в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского в Москве.
6
Николай
Иванович
Кибальчич
в брошюре «Общее основание устройства воздухоплава тельного парохода» предлагает проект летательного ап парата с паровым реактивным двигателем. В 1896 г. А. П. Федоров в брошюре «Новый принцип воздухопла вания» исключает атмосферу как опорную среду и приво дит описание реактивного двигателя, в котором из цент ральной трубы (цилиндра) должны истекать газы.
Этим далеко не исчерпывается список отечественных исследований и изобретений, посвященных вопросам ре активного полета. Особое место в нем занимает работа Н. И. Кибальчича (1853—1881).
Николай Иванович Кибальчич, автор первого в мире проекта ра кетного летательного аппарата ‘, родился 19 октября 1853 г .21 в го роде Короп. Будучи в шестом классе гимназии, он активно участ вует в создании тайных библиотек, содержащих нелегальные изда ния Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. П. Ога рева, редактирует гимназический рукописный журнал, пишет для него статьи о Степане Разине, Емельяне Пугачеве, о Великой фран цузской революции. В 1871 г. Н. И. Кибальчич поступает в Петер бургский институт путей сообщения, а в 1873 г. — в Медико-хирур гическую академию.
1 Кибальчич Н. И. Проект воздухоплавательного прибора. — «Былое», 1918, № 10—11.
2 Здесь и в дальнейшем все даты дооктябрьского периода при водятся по старому стилю.
7
В 1878 г. Н. И. Кибальчич перешел на нелегальное положение и стал руководить подпольной лабораторией взрывчатых веществ, соз данной при Исполнительном Комитете Народной Воли; одновремен но с этим он изучает возможности применения пороха для летатель ных аппаратов и критикует ученых, пытавшихся решить проблему полета человека копированием полета птиц.
В связи с убийством царя Александра II 17 марта ‘1881 г. Н. И. Кибальчич был арестован. 23 марта 1881 г., накануне казни, он изложил свой проект летательного аппарата, основанного па принци пе реактивного движения.
В начале проекта автор обосновал выбор рабочего те ла и источника энергии. Он писал, что никакие другие вещества не обладают способностью выделять в корот кий промежуток времени столько энергии, сколько могут выделить взрывчатые. Впервые им была высказана идея о возможности применения бронированных порохов и о необходимости обеспечения программированного режима горения пороха. В проекте были рассмотрены топливопо дающее и регулирующее устройства, а также вопросы за жигания. Подачу пороховых шашек в камеру сгорания предполагалось осуществлять с помощью автоматических часовых механизмов. Н. И. Кибальчич рассматривал так же вопрос об устойчивости полета и отмечал, что стаби лизация может производиться как соответствующим рас положением масс, так и с помощью крыльев-стабилиза торов. В проекте рассматривался даже вопрос о тормо жении аппарата при спуске. В конце своей пояснитель ной записки автор высказал мысль о том, что успех в ре шении проблемы зависит от выбора соотношения между массой полезного груза, габаритами пороховых шашек и геометрическими размерами камеры сгорания — основ ной части аппарата.
Проект Н. И. Кибальчича являлся очень смелой по пыткой решения вопроса о создании летательного аппа рата. Не имея возможности поставить эксперименты, ав тор развивал свою идею, основываясь на догадках и на научных расчетах.
Биография Н. И. Кибальчича нами изложена кратко, поскольку жизнь этого замечательного сына украинского народа многогранно описана в художественной и специальной литературе. Правда, до сих пор отдельные факты остались невыясненными. Некоторые исто рики, например, считают спорным вопрос о месте заключения Кибальчича в последние дни его жизни.
В доме, где провел свои детские и юношеские годы Млкола (Николай) Кибальчич 20 января 1960 г. открыт мемориальный
музей.
Именем Кибальчича назван кратер на обратной стороне Луны.
8
1.2.РАБОТЫ Н. Е. ЖУКОВСКОГО
ИИ. В. МЕЩЕРСКОГО
Во второй половине прошлого столетия, в 1830— 1890 гг., появились первые работы выдающихся русских ученых — Николая Егоровича Жуковского и Ивана Все володовича Мещерского, посвященные вопросам реак тивного движения.
Основоположник современной аэро- и гидромеханики Николай Егорович Жуковский родился 5 января 1847 г. Детство свое он провел в деревне Орехово, Владимирской губернии. Среднее обра зование Н. Е. Жуковский получил в 4-й Московской гимназии.-Пос ле окончания гимназии он поступил в Московский университет, где с первого курса активно участвовал в работе кружка, впоследствии преобразованного в Московское математическое общество. Закончив
в 1868 г. университет, Н. Е. Жуковский, всегда |
мечтавший |
стать |
|||
инженером, поступил в |
Петербургский институт путей сообщения'. |
||||
С 1870 г. Н. Е. Жуковский — преподаватель физики 2-й Москов |
|||||
ской женской |
гимназии, |
а с |
1872 г. — Императорского Московского |
||
технического |
училища |
(ныне |
Московское высшее |
техническое |
учи |
лище имени Баумана). Первое время Н. Е. Жуковский преподавал математику, а затем в течение 47 лет — механику. В этом училище Николай Егорович и начал заниматься одним из сложнейших и ин тереснейших разделов теоретической физики — гидромеханикой. Ре зультаты своих первых исследований Н. Е. Жуковский изложил в
диссертации «Кинематика жидкого тела». |
После |
блестящей защиты |
в 1877 г. Николаю Егоровичу присудили |
ученую |
степень магистра. |
В 4879 г. Н. Е. Жуковский был избран сверхштатным профессором аналитической механики при Московском университете. В 1882 г. им опубликована оригинальная работа «О реакции втекающей и вы текающей жидкости», в которой впервые приводился вывод формулы для определения силы реакции струи жидкости, вытекающей из дви жущегося сосуда. За монографию «О прочности движения», написан ную в 1887 г., Н. Е. Жуковскому присвоили ученую степень доктора прикладной механики.
Перед Н. Е. Жуковским открывалась широкая возможность раз носторонней научной деятельности как в техническом училище, так
и в университете, где позднее, в 1891 г., Н. Е. Жуковский |
занял |
должность ординарного профессора. |
* |
До конца жизни Н. Е. Жуковский — признанный руководитель отечественной школы гидроаэродинамики. Постоянно развивая тео ретические основы механики несжимаемой жидкости, Н. Е. Жуков ский в течение 1890—'1907 гг. опубликовал работы, положившие на чало новой науки — динамики полета летательных аппаратов. В 1902 г. под руководством Н. Е. Жуковского создана одна из первых в мире аэродинамических труб, в 1904 г. — первый в Европе аэроди намический институт, а в 1910 г. — аэродинамическая лаборатория в ИМТУ. В 1908 г. опубликована работа Н. Е. Жуковского «К тео рии судов, приводимых в движение силой реакции вытекающей воды».
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла но вый этап в развитии отечественной авиационной науки и техники.1
1 Космонавтика. М., «Советская энциклопедия», 1970.
9