Файл: Мошкин, Е. К. Развитие отечественного ракетного двигателестроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
Циолковский расширил границы человеческого знания и его идеи о проникновении иа ракете в мировое пространство только в наши дни на чинают познаваться во всей их гран диозности
С. П. Королев
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
После победоносного окончания Великой Отечествен ной войны рассчитывать на успех в изучении космичес кого пространства можно было только при наличии мощ ных ЖРД, обладающих высокими характеристиками, в том числе надежностью. Требовалась также разработка теоретических проблем ракетодинамики, создание конст рукций ракет с достаточно высокой весовой отдачей, а также исследования систем стабилизации и управления полетом этих ракет, разработка наземного оборудования космодромов.
Решению этого комплекса проблем были посвящены в нашей стране усилия всех работающих в области кос мической техники.
В результате, Советский Союз проложил путь в кос мос и открыл космическую эру 4 октября 1957 г. запус ком первого искусственного спутника Земли.
С 1949 г. в СССР стали систематически осуществлять запуски высотных ракет. Одна из первых ракет — В-2-А — была геофизической и предназначалась для исследования верхних слоев атмосферы, фотографирования спектра Солнца, медико-биологических исследований и т. д.
Ракеты типа В-5-В предназначались для астрофизи ческих, геофизических, медико-биологических, ионосфер ных и других исследований. На этих ракетах проводились опыты с животными, заканчивающиеся их возвращением на Землю.
Двигатели ракет В-2-А и В-5-В конструкции ГДЛОКБ однокамерные, работали на жидком кислороде и спиртовых горючих. Подавалось топливо из несущих баков (стенки бака являлись оболочкой ракеты) турбонасосным агрегатом, приводимым продуктами разложе ния перекиси водорода. Эксплуатация В-2-А, В-5-В и им
238
Геофизические ракеты В-5-В и В-2-А
подобных образцов позволила конструкторам перейти к созданию более мощных и более совершенных образцов, внеся в конструкцию двигателей принципиальные изме нения.
12 апреля 1961 г. состоялся первый в мире полет че ловека в космическое пространство. Многоступенчатая ракета конструкции академика С. П. Королева вывела на орбиту вокруг Земли корабль «Восток», на борту ко торого находился летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Трехступенчатая ракета-носитель «Восток» состоит из четырех боковых блоков (1-я ступень), расположенных вокруг центрального блока (2-я ступень). Над централь ным блоком помещена 3-я ступень ракеты. На каждом из блоков 1-й ступени был установлен четырехкамерный Ж РД РД-107, а на 2-й ступени — четырехкамерный дви гатель РД-108. Эти двигатели, созданные ГДЛ-ОК.Б, ис пользуются с 1957 г. до настоящего времени.
Работая на жидком кислороде и керосине, двигатель РД-107 развивает в пустоте тягу в 102 тс при удельном импульсе 314 с, а РД-108 — 96 тс при удельном импуль се 315 с.
Основные камеры сгорания каждого двигателя, также как и его рулевые камеры, питаются от общего для всех камер турбонасосного агрегата; в состав двигателя РД107 входят две, а двигателя РД-108—четыре рулевых ка меры.
Применение нескольких камер в одном двигателе поз воляет сократить длину двигателя и вес ракеты. Кроме этого, в камерах меньшего объема легче удается обеспе чить стабильность процесса горения.
Турбонасосный агрегат (ТНА) состоит из газовой турбины, двух центробежных насосов, осуществляющих подачу основных компонентов топлива, и двух вспомога тельных насосов, приводимых через мультипликатор обо ротов и предназначенных для подачи жидких азота и пе рекиси водорода к ТНА. Газификация жидкого азота, идущего на наддув баков, производится в трубчатом теплообменнике, расположенном в корпусе турбины.
Камера сгорания двигателей РД-107 и РД-108 паяно сварной конструкции — цилиндрическая, с плоской фор суночной головкой. Огневая стенка камеры в термически наиболее нагруженных местах изготовлена из жаро прочной бронзы. С наружной стороны огневая стенка
240
241
Общий вид ракеты «Восток»
Общий вид двигателя РД-107
242
Общий вид двигателя РД-108
243
оребрена. Вершины ребер скреплены с наруж ной силовой рубашкой с помощью высокотем пературной пайки в вакуумных печах. В ме нее нагруженных местах огневая стенка скреп лена с рубашкой такой же пайкой через гоф рированную проставку. Включение наружной холодной стенки в силовую схему конструкции позволяет создавать прочные и легкие камеры сгорания. На головке камеры расположены двухкомпонентные бронзовые форсунки, обес печивающие хорошее перемешивание компо нентов и, следовательно, высокую полноту сго рания. Камера сгорания имеет не только на ружное проточное охлаждение горючим, но и внутреннее — пленочное.
На 3-й ступени установлен однокамерный Ж РД с 4 рулевыми соплами.
На активном участке полета двигатели центрального и боковых блоков вначале рабо
тают |
одновременно. |
После |
израсходования |
|||||
топлива боковых блоков производится выклю |
||||||||
чение их двигателей |
и |
отделение блоков от |
||||||
центрального, ракетный |
двигатель |
которого |
||||||
продолжает работать на режиме полной тяги. |
||||||||
После израсходования |
топлива |
центрального |
||||||
блока |
осуществляется |
запуск |
двигателя |
3-й |
||||
ступени и отделение ее от центрального блока. |
||||||||
Выключение двигателя 3-й ступени |
и подача |
|||||||
команды на отделение космического |
корабля |
|||||||
производится системой управления при дости |
||||||||
жении |
расчетной |
скорости, |
соответствующей |
|||||
выведению космического корабля на заданную |
||||||||
орбиту. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Другая советская ракета-носитель, в тече |
||||||||
ние многих лет широко и успешно |
использу |
|||||||
емая для всесторонних исследований |
и реше |
|||||||
ний задач практического |
характера на около |
|||||||
земных орбитах, |
называется |
«Космос». |
Две |
|||||
ступени этой ракеты расположены последова |
||||||||
тельно. |
|
|
|
|
|
|
а~0 |
Ракета-носитель «Космос»
244
Ракета носитель Восток»
245
Общий вид двигателя РД-214
24В
Общий вид двигателя РД-119
'247
Общий вид турбонасосного агрегата двигателя РД-119
На первой ступени ракеты «Космос» установлен дви гатель РД-214, развивающий в пустоте тягу в 74 тс при удельном импульсе 264 с.
Двигатель обладает наибольшими тягой и удельным импульсом среди известных двигателей этого класса, ра ботающих на азотнакислотно-углеводородном горючем. Двигатель — четырехкамерный, с общим турбонасосным агрегатом. Камера сгорания имеет наружное проточное охлаждение. Кроме этого, периферийные форсунки об разуют у стенок защитный слой горючего. Пусковое го рючее, самовоспламеняющееся в соединении с основным окислителем, заливается в трубопровод горючего перед насосом. Двигатель имеет регуляторы тяги и расхода топлива, обеспечивающие наивыгоднейшее выполнение программы полета. Двигатель РД-214 создан в период 1952—1957 гг- и летает с 1957 г. Он относится к ранним разработкам ГДЯ-ОКБ.
На второй ступени ракеты «Космос» установлен дви гатель РД-119, разработанный ГДЛ-ОДБ в 1958—1962 гг Двигатель работает на жидком кислороде и несимметрич. ном диметилгидразине, развивает в пустоте тягу в 11 тс Он обладает наивысшим удельным импульсом для кис лородных двигателей, использующих высокакипящее го рючее. Удельный импульс в пустоте для двигателя РД119 равен 352 с, а для камеры сгорания — 358 с.
248
Двигатель имеет высотное профилированное сопло. Газ для ТНА вырабатывается в однокомпонентном газо генераторе, работающем на основном горючем. В конст рукции двигателя широко использованы новейшие конст рукционные материалы, в основном титан. Рулевая сис тема двигателя предназначена для управления и ориен тации второй ступени ракеты в полете. Управление осуществляется путем перераспределения между рулевы ми соплами отработанного турбогаза. Зажигание — пиро техническое. Предварительная раскрутка турбонасосного агрегата производится пороховым зарядом, находящимся
вгазогенераторе.
С1965 г. в Советском Союзе проводятся глубокие ис следования космических лучей высоких и сверхвысоких энергий с помощью аппаратуры, установленной на тяже лых космических станциях «Протон».
Двигатели ракеты-носителя «Протон» выполнены по новой, весьма совершенной схеме. Мощность двигатель ных установок «Протона» в три раза выше, чем на раке те-носителе «Восток». Высокое давление в камере сгора ния, совершенство процессов смесеобразования и горе ния, тщательность отработки процессов истечения продуктов сгорания из сопла и конструкции агрегатов системы питания позволили эти мощные двигатели вы полнить малогабаритными с исключительно высокими характеристиками.
На пилотируемых космических кораблях и беспилот ных космических летательных аппаратах для различных целей применяются ракетные двигатели малой мощности. Одним из таких двигателей является корректирующая установка конструкции А. М. Исаева, служащая для кор рекции орбит спутников связи «Молния-1» и траекторий полета автоматических межпланетных станций типа «Зонд».
Эта двигательная установка работает на жидком топливе, развивая в течение 65 с тягу в пустоте, равную 200 кгс.
Достижения советской ракетно-космической техники широко представлены в павильоне «Космос» Академии Наук СССР на территории ВДНХ в Москве, в Государ ственном музее Истории Космонавтики имени К. Э. Ци олковского в г. Калуге, в Музее ГДЛ в Ленинграде и в ряде других музеев и выставок.
249