Файл: Курс лекций по направлению контрольноизмерительные приборы и автоматика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
460
Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологический оборудованием кухни.
Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.
Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре. Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода обучающихся.
Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 10.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Таблица 10. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости
от температуры наружного воздуха
Наружная температура,
0
С
Длительность проветривания помещения, мин
В малые перемены
В большие перемены
От +10 до +6 4–10 25–35
От +5 до 0 3–7 20–30
От 0 до –5 2–5 15–25
От –5 до –10 1–3 10–15
Ниже –10 1–1,5 5–10
При достижении в помещении температуры воздуха в 15–14°С проветривание зала следует прекращать.
Естественное освещение
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения
(кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы;
461 кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфицирующих средств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение.
При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности
(КЕО) в соответствии гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).
Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики – на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка – 0,7…0,8;
для стен – 0,5…0,6;
для пола – 0,3…0,5.
462
Следует использовать следующие цвета красок:
для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло- зеленый;
для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;
для дверей, оконных рам – белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
сажать деревья не ближе 15м, кустарник – не ближе 5 м от здания;
не закрашивать оконные стекла;
не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
Искусственное освещение
В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять системе общего освещения.
Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002–2х40, ЛП028–2х40,
ЛП0022х40, ЛП034–4х36, ЦСП–5–2х40. Могут использоваться и другие светильники по
463 типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах
–
300 лк, на классной доске
–
500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования м 500 лк, в кабинетах информатики на столах
–
300–500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу)
–
200 лк, в рекреациях (на полу)
–
150 лк.
При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради
–
освещенность на столах обучающихся должна быть
300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.
Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения.
В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается.
Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация.
В случаях отсутствия в населенном пункте канализациии водопровода водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласуется с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
464
Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
В неканализованных районах общеобразовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений вместимостью до 50 мест люфт-клозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из–под умывальников и после уборки помещений.
Таблица 11. Температура воздуха в основных помещениях
Помещения
Температура воздуха,
0
С
В IА, IБ, IГ климатических подрайонах
Во II, III климатических районах и IВ, IД подрайонах
Приемные, игровые ясельных групп:
– младшей
– средней и старшей
24 23 23–22 22–21
Приемные, игровые младшей дошкольной группы
23 22
Групповые, раздевальные
– младшей, средней
– старшей, подготовительной
22 21 21 20
Спальни ясельных групп
20 19–18
Спальни дошкольных групп
20 19
Туалетные ясельных групп
23 22–19
Туалетные дошкольных групп
21 20
Залы для музыкальных и гимнастических занятий
20 19
Прогулочные веранды
12
–
465
Помещение бассейна
29 29
Медицинские помещения
23 22
Отапливаемые переходы
18 15
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене на высоте 0,8…1,0 м. Температурные требования приведены в таблице 11.
При умеренной двигательной активности детей их следует одевать в зависимости от температуры воздуха в помещении (таблица 12).
Таблица 12. Требования к одежде детей 3-7 лет в помещении
Температура воздуха,
0
С
Одежда
Допустимое число слоев одежды в области туловища
18…20
Х/б белье, платье из полушерстяной или толстой х/б ткани, колготы, для старших дошкольников гольфы, на ногах туфли
2–3 21…22
Х/б белье, платье (рубашка) из тонкой х/б ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах легкие туфли или босоножки
2 23 и выше
Тонкое х/б белье или без него, легкое платье, летняя рубашка без рукавов, носки, на ногах босоножки
1–2
Здания ДОУ оборудуют системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с действующими санитарными правилами.
Водоснабжение и канализация в ДОУ должны быть централизованными.
При отсутствии централизованных сетей водопровода и канализации выбор и устройство местных систем водоснабжения и канализации допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
В неканализованных районах ДОУ оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местного выгреба, с последующим вывозом стоков на очистные сооружения, или устройством местных очистных сооружений.
466
Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов-смесителей.
При отсутствии централизованного водоснабжения следует обеспечить механизированную подачу воды в пищеблок, изолятор и другие помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых ячеек. Температура воды, подаваемой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37°С и не выше 60°С.
К системе горячего водоснабжения следует присоединять нагревательные приборы, установленные в шкафах для сушки верхней одежды и обуви детей в приемных и раздевальных, а также полотенцесушители в туалетных комнатах.
Допускается организация автономной системы горячего водоснабжения.
1 ... 34 35 36 37 38 39 40 41 42
10.9. Обеспечение безопасности
Все работы, проводимые в действующих электроустановках, в отношении мер безопасности, согласно установленным требованиям, делятся на следующие категории:
работы, выполняемые со снятием напряжения;
работы, выполняемые под напряжением на токоведущих частях или вблизи них.
К работам под напряжением на токоведущих частях относятся работы, выполняемые непосредственно на этих частях с применением средств защиты.
К обслуживанию действующих электроустановок допускаются лица, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие медицинский осмотр при приеме на работу.
Повторные медицинские осмотры персонала проводятся не реже 1 раза в 2 года.
Обслуживающий электротехнический персонал должен знать действующие Правила устройства электроустановок
(ПУЭ),
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, другие правила охраны труда при эксплуатации электроустановок, а также приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания первой помощи.
Ежегодно электротехнический персонал проходит проверку знаний правил безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. При положительном результате проверки знаний работникам электрохозяйств выдается удостоверение на
467 право работы в электроустановках с присвоением квалификационной группы по безопасности II–V.
Организация эксплуатации электроустановок предусматривает ведение необходимой технической документации.
В документацию входят:
эксплуатационный или оперативный журнал, в котором отмечаются прием и сдача смены, распоряжения начальника цеха об изменении режимов работы и т. д.;
журнал для записи обнаруженных неисправностей, требующих устранения;
журнал или ведомость показаний контрольно-измерительных приборов, а также журнал контроля за наличием, состоянием и учетом защитных средств;
журнал производства работ и бланки нарядов на производство ремонтных и наладочных работ в электроустановках напряжением выше 1000 В.
Дежурный электромонтер несет ответственность за правильное обслуживание, безаварийную работу и безопасную эксплуатацию электроустановок. В целом по предприятию ответственность несут ответственные за электрохозяйство, а на отдельных участках – старшие электрики, мастера.
Все работы производят при обязательном соблюдении следующих условий:
на работу должно быть выдано разрешение уполномоченным на это лицом
(наряд–допуск, распоряжение или перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации);
работу должны производить, как правило, не меньше, чем два лица;
должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность персонала.
Организационные мероприятия
Организационными мероприятиями, обеспечивающими производство работ в электроустановках, являются оформление работы нарядом–допуском или распоряжением; оформление допуска к работе; надзор во время работы; оформление перерывов в работе и переходов на другое место работы; оформление окончания работ.
Наряд-допуск есть письменное распоряжение на работу в электроустановках, определяющее место, время начала и окончания работы, условия ее безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ, выдающих наряд или распоряжение; ответственного руководителя работ; лицо оперативного персонала,