Файл: Курс лекций по направлению контрольноизмерительные приборы и автоматика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

460
Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологический оборудованием кухни.
Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.
Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре. Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода обучающихся.
Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 10.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Таблица 10. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости
от температуры наружного воздуха
Наружная температура,
0
С
Длительность проветривания помещения, мин
В малые перемены
В большие перемены
От +10 до +6 4–10 25–35
От +5 до 0 3–7 20–30
От 0 до –5 2–5 15–25
От –5 до –10 1–3 10–15
Ниже –10 1–1,5 5–10
При достижении в помещении температуры воздуха в 15–14°С проветривание зала следует прекращать.
Естественное освещение
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения
(кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы;

461 кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфицирующих средств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение.
При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности
(КЕО) в соответствии гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).
Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики – на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
 для потолка – 0,7…0,8;
 для стен – 0,5…0,6;
 для пола – 0,3…0,5.


462
Следует использовать следующие цвета красок:
 для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
 для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло- зеленый;
 для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;
 для дверей, оконных рам – белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
 сажать деревья не ближе 15м, кустарник – не ближе 5 м от здания;
 не закрашивать оконные стекла;
 не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
 очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
Искусственное освещение
В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять системе общего освещения.
Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002–2х40, ЛП028–2х40,
ЛП0022х40, ЛП034–4х36, ЦСП–5–2х40. Могут использоваться и другие светильники по

463 типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах

300 лк, на классной доске

500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования м 500 лк, в кабинетах информатики на столах

300–500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу)

200 лк, в рекреациях (на полу)

150 лк.
При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради

освещенность на столах обучающихся должна быть
300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.
Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения.
В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается.
Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация.
В случаях отсутствия в населенном пункте канализациии водопровода водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласуется с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.


464
Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
В неканализованных районах общеобразовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений вместимостью до 50 мест люфт-клозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из–под умывальников и после уборки помещений.
Таблица 11. Температура воздуха в основных помещениях
Помещения
Температура воздуха,
0
С
В IА, IБ, IГ климатических подрайонах
Во II, III климатических районах и IВ, IД подрайонах
Приемные, игровые ясельных групп:
– младшей
– средней и старшей
24 23 23–22 22–21
Приемные, игровые младшей дошкольной группы
23 22
Групповые, раздевальные
– младшей, средней
– старшей, подготовительной
22 21 21 20
Спальни ясельных групп
20 19–18
Спальни дошкольных групп
20 19
Туалетные ясельных групп
23 22–19
Туалетные дошкольных групп
21 20
Залы для музыкальных и гимнастических занятий
20 19
Прогулочные веранды
12


465
Помещение бассейна
29 29
Медицинские помещения
23 22
Отапливаемые переходы
18 15
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене на высоте 0,8…1,0 м. Температурные требования приведены в таблице 11.
При умеренной двигательной активности детей их следует одевать в зависимости от температуры воздуха в помещении (таблица 12).
Таблица 12. Требования к одежде детей 3-7 лет в помещении
Температура воздуха,
0
С
Одежда
Допустимое число слоев одежды в области туловища
18…20
Х/б белье, платье из полушерстяной или толстой х/б ткани, колготы, для старших дошкольников гольфы, на ногах туфли
2–3 21…22
Х/б белье, платье (рубашка) из тонкой х/б ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах легкие туфли или босоножки
2 23 и выше
Тонкое х/б белье или без него, легкое платье, летняя рубашка без рукавов, носки, на ногах босоножки
1–2
Здания ДОУ оборудуют системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с действующими санитарными правилами.
Водоснабжение и канализация в ДОУ должны быть централизованными.
При отсутствии централизованных сетей водопровода и канализации выбор и устройство местных систем водоснабжения и канализации допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
В неканализованных районах ДОУ оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местного выгреба, с последующим вывозом стоков на очистные сооружения, или устройством местных очистных сооружений.


466
Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов-смесителей.
При отсутствии централизованного водоснабжения следует обеспечить механизированную подачу воды в пищеблок, изолятор и другие помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых ячеек. Температура воды, подаваемой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37°С и не выше 60°С.
К системе горячего водоснабжения следует присоединять нагревательные приборы, установленные в шкафах для сушки верхней одежды и обуви детей в приемных и раздевальных, а также полотенцесушители в туалетных комнатах.
Допускается организация автономной системы горячего водоснабжения.
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42

10.9. Обеспечение безопасности
Все работы, проводимые в действующих электроустановках, в отношении мер безопасности, согласно установленным требованиям, делятся на следующие категории:
 работы, выполняемые со снятием напряжения;
 работы, выполняемые под напряжением на токоведущих частях или вблизи них.
К работам под напряжением на токоведущих частях относятся работы, выполняемые непосредственно на этих частях с применением средств защиты.
К обслуживанию действующих электроустановок допускаются лица, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие медицинский осмотр при приеме на работу.
Повторные медицинские осмотры персонала проводятся не реже 1 раза в 2 года.
Обслуживающий электротехнический персонал должен знать действующие Правила устройства электроустановок
(ПУЭ),
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, другие правила охраны труда при эксплуатации электроустановок, а также приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания первой помощи.
Ежегодно электротехнический персонал проходит проверку знаний правил безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. При положительном результате проверки знаний работникам электрохозяйств выдается удостоверение на

467 право работы в электроустановках с присвоением квалификационной группы по безопасности II–V.
Организация эксплуатации электроустановок предусматривает ведение необходимой технической документации.
В документацию входят:
 эксплуатационный или оперативный журнал, в котором отмечаются прием и сдача смены, распоряжения начальника цеха об изменении режимов работы и т. д.;
 журнал для записи обнаруженных неисправностей, требующих устранения;
 журнал или ведомость показаний контрольно-измерительных приборов, а также журнал контроля за наличием, состоянием и учетом защитных средств;
 журнал производства работ и бланки нарядов на производство ремонтных и наладочных работ в электроустановках напряжением выше 1000 В.
Дежурный электромонтер несет ответственность за правильное обслуживание, безаварийную работу и безопасную эксплуатацию электроустановок. В целом по предприятию ответственность несут ответственные за электрохозяйство, а на отдельных участках – старшие электрики, мастера.
Все работы производят при обязательном соблюдении следующих условий:
 на работу должно быть выдано разрешение уполномоченным на это лицом
(наряд–допуск, распоряжение или перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации);
 работу должны производить, как правило, не меньше, чем два лица;
 должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность персонала.
Организационные мероприятия
Организационными мероприятиями, обеспечивающими производство работ в электроустановках, являются оформление работы нарядом–допуском или распоряжением; оформление допуска к работе; надзор во время работы; оформление перерывов в работе и переходов на другое место работы; оформление окончания работ.
Наряд-допуск есть письменное распоряжение на работу в электроустановках, определяющее место, время начала и окончания работы, условия ее безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ, выдающих наряд или распоряжение; ответственного руководителя работ; лицо оперативного персонала,