Файл: Местное самоуправление сущность, характерные черты, исторические формы самоуправления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
ПРИ Президенте Российской Федерации»
Оренбургский филиал РАНХиГС
Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Образовательная программа Государственная и муниципальная служба
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория управления»
на тему: «Местное самоуправление: сущность, характерные черты, исторические формы самоуправления»
Автор работы:
студент __ курса, группы ____
очной формы обучения
Ф.И.О.
Подпись _________________
Научный руководитель курсовой работы:
доцент кафедры теории и практики управления
Оценка____________________
Подпись __________________
«_____» ___________20____ г.
г. Оренбург 2022 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика местного самоуправления в Российской Федерации…..6
1.1 Местное самоуправление в истории России………………………………..…..6
1.2 Понятие, сущность и характерные черты местного самоуправления…………8
1.3 Структура органов местного самоуправления………………………………..12
2 Структурная составляющая органов местного самоуправления………………16
2.1 Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления………………………16
2.2 Организационно-правовой статус главы муниципального образования……22
2.3 Местная администрация………………………………………………………..26
2.4 Иные органы муниципального управления…………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...35
Введение
Тема об органах местного самоуправления на сегодняшний день раскрыта широко в учебной литературе. Местное самоуправление гарантированно Конституцией РФ.1 Структура и функции органов местного самоуправления подробно расписана в соответствующем Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.
2 Данный закон является определяющим в плане определения компетенции, структуры и функций местного самоуправления. На основе действующего законодательства учебная литература помогает разобраться в вопросах, касающихся сфер деятельности местного самоуправления. Данная тема является хоть и не новой, но интересной.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что местное самоуправление – один из важнейших институтов демократического общества. С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкивается каждый гражданин и, разумеется, каждый специалист в области экономики и управления.
Согласно Конституции Российской Федерации, народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы, и органы местного самоуправления – это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть. Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления – это разные формы осуществления власти народа.
Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.
Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они согласно Конституции Российской Федерации, не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.
Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляет деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.
Целью курсовой работы является осветить вопрос о функциональной структуре местных органов самоуправления.
Для этого поставлены следующие задачи:
-
определить сущность органов местного самоуправления; -
рассмотреть структуру органов местного самоуправления; -
описать каждый элемент структуры, с указанием его места в структуре, а также его функции.
Объектом курсовой работы является структура исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Предметом курсовой работы является управление исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Для решения поставленных в курсовой работе задач были использованы такие методы как изучение и анализ структуры местного самоуправления.
Научная новизна работы: конституционное регулирование системы и структуры органов местного самоуправления с учетом выявленного смысла этих понятий предполагает возможность выделения системы и соответствующей ей структуры органов местного самоуправления на уровне:
а) Российской Федерации в целом;
б) субъектов Российской Федерации;
в) муниципальных образований.
Практическая значимость данной работы: Под системой органов местного самоуправления в ее конституционно-правовом смысле следует понимать взаимосвязанное единство органов муниципальной власти, которое, исходя из разграничения функций и полномочий по осуществлению местного самоуправления, обеспечивает баланс и взаимодействие между этими органами, совместное решение ими вопросов местного значения в интересах населения.
Материал, на который сделан основной упор – это Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года, а также учебная литература.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Общая характеристика местного самоуправления в Российской Федерации
-
Местное самоуправление в истории России
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, можно проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.
1
Исторический подход имеет под собой определенную теоретическую основу, суть которой заключается в понимании местного самоуправления не как специфического публично-правового института, обладающего рядом формальных юридических признаков и поэтому производного исключительно от государства, его правотворческой и правоприменительной деятельности, а как естественной формы самоорганизации населения с целью непосредственного управления общественными, и, прежде всего производственными, процессами.2
Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на два больших периода:
-
первый охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделение власти на центральную и местную; -
второй период связан с образованием и развитием государства и принятием христианства на Руси.
Периодизация истории местного самоуправления в России:
1. Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть зарождение общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.1
2. Местное самоуправление в 988-1785 годах: данный период начинается с принятия христианства на Руси и продолжается до конца XVIII века. В это время местное самоуправление в России существовало в форме производственных и территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.
3. Местное самоуправление в 1785-1917 гг.: данный период охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.
4. Местное государственное управление в 1917-1990 гг.: охватывает советский период государственного развития России.
5. Местное самоуправление современной пореформенной России в период с 1990 по 1995 гг.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования.1
Вывод: В России идея местного самоуправления всегда была актуальна. Но на практике авторитарные режимы прошлых веков всячески пытались ограничить реальную деятельность местного самоуправления, а то и полностью подменить его центральным государственным аппаратом. Поэтому каждая возможность воплотить в жизнь стремление народа к самостоятельному управлению в российской общественно-политической сфере заслуживает самого внимательного изучения и осмысления.
Становление земств, получившее мировое признание, носит не только исторический характер, как имеющий место факт на определенном историческом этапе развития страны и государства, но и очередной шаг развития культуры общества. Земские реформы в разные эпохи – показатель развития общественной политики управления Российским государством.
1.2 Понятие, сущность и характерные черты местного самоуправления
По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.
Согласно ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ. А в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.