ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Трубчатые сваи бывают с открытым и закрытым ниж ним концом.
В сваях с открытым нижним концом полое простран ство по мере их погружения заполняется грунтом, кото-
Рис. 28. Конструкции полых железобетон ных свай:
а —■квадратного сечения с круглой полостью, б — трубчатой
рый, уплотняясь, образует грунтовое ядро и в отдельных случаях несколько увеличивает несущую способность свай.
В сваях-оболочках диаметром 1,5—2 м по мере их по гружения грунт извлекают из внутренней полости сваи и затем полость заполняют бетоном, что позволяет пере давать на такие сваи значительные нагрузки от соору жений.
46
В сваях с закрытым нижним концом используют спе циальные наконечники (рис. 29) в виде металлических или железобетонных башмаков, которые после погруже ния сваи остаются в грунте и не извлекаются.
Трубчатые сваи по срав |
|
||||
нению с квадратными свая |
|
||||
ми сплошного сечения вслед |
|
||||
ствие |
большого |
диаметра и |
|
||
большой несущей способно |
|
||||
сти |
позволяют |
уменьшать |
|
||
число свай под зданием, а в |
|
||||
отдельных |
случаях — заме |
|
|||
нять кусты свай одиноч |
|
||||
ными. |
|
|
|
|
|
В последние годы приме |
Рис. 29. Конструкция железо |
||||
няют |
с о с т а в н ы е ж е л е |
бетонного наконечника для |
|||
з о б е т о н н ы е |
с в а и |
(квад |
свай с круглой полостью |
||
ратного и |
трубчатого |
сече |
|
||
ния). |
|
|
|
|
|
Составные сваи представляют собой соединенные между собой элементы свай (длиной от 3 до 10 м). Эле менты можно соединять посредством специальных вкла
дышей (рис. 30, |
а) и |
с помощью |
сварки |
(рис. 30, б). |
||||||||||
Использование составных свай-стоек |
(рис. 31) |
взамен |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
коротких |
висячих |
|
свай |
||||
|
|
|
|
|
|
|
позволяет при большой |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
толщине |
слабых |
грун |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
тов |
значительно |
сэко |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
номить |
бетон |
свай и |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
ростверков, |
|
снизить |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
расход арматуры и со |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
кратить |
трудовые |
за |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
траты |
на |
возведение |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
фундамента. Составные |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
сваи погружают в грунт |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
с помощью легких коп |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Же л е з о б е т онные |
||||||
|
|
С1) |
|
|
6) |
сваи в условиях агрес |
||||||||
|
|
|
|
сивных |
грунтовых |
вод |
||||||||
Рис. |
30. Соединение |
составных труб |
подвержены |
коррозии, |
||||||||||
а — с |
|
чатых свай: |
б — сваркой; |
поэтому |
для |
защиты |
||||||||
помощью |
вкладыша, |
свай |
применяют метод |
|||||||||||
1 — верхнее |
звено, |
2 — вкладыш, |
3 — ниж |
|||||||||||
нее звено, |
4 — закладной уголок, |
5 —• свар |
пропитки или метод по- |
|||||||||||
|
|
|
ной |
шов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
47
крытая их поверхности антикоррозионными материала ми. Первый метод защиты более эффективен, так как пропиточный материал проникает на некоторую глубину в толщу бетона и нарушение изоляции в процессе забив ки сваи практически исключается.
Рис. 31. Нижнее звено составной сваи квадратного сечения:
а — со сварным фланцем, б — с болтовым фланцем:
наконечник |
(башмак), 2 — арматурный каркас, |
3 — свар |
|
ной фланец, |
4 — закладной |
уголок, 5 — рабочая |
армату |
ра, 6 — болтовой фланец, |
7 — отверстие для |
болта |
При втором методе защиты железобетонные сваи пропитывают нефтяными битумами, петролатумом и смесью битума с петролатумом. Пропиточные материалы, содержащие большое количество смол и асфальтенов (асфальт, гудрон и т. п.), наряду с достаточной проника ющей способностью обладают повышенной кислотостойкостью.
На торце каждой сваи при изготовлении наносят не смываемой краской марку сваи и дату изготовления. Каждую партию свай, поставляемую заводом-изготови- телем, сопровождают паспортом, в котором указывают их марку, количество свай в партии, отпускную прочность бетона свай, результаты испытания свай на трещиностойкость и т. п. Допускаемые отклонения от проектных раз
48
меров свай не должны превышать ±30 мм (по длине) для свай длиной до 10 м и ±50 мм для свай длиной более 10 м\ по длине секций составных свай-оболочек ±30 мм; по ширине поперечного сечения составных же лезобетонных свай +5 мм. Уменьшение поперечного сечения железобетонных свай не допускается.
§ 10. НАБИВНЫЕ СВАИ
Набивные сваи при возведении фундаментов приме няют ограниченно. Принципиальное отличие этой группы свай от рассмотренных ранее заключается в том, что их изготовляют непосредственно на строительной площадке.
В строительной практике известно большое количество типов набивных свай. К наиболее часто встречающимся относятся набивные сваи системы Страуса, набивные с камуфлетным уширением, вибронабивные, буронабивные, пневмонабивные и другие конструкции.
Набивные сваи системы Страуса. Эти сваи применя ют на ремонтных работах для усиления фундаментов зданий и сооружений. Изготовление свай включает сле дующие операции: бурение скважины, опускание обсад ной трубы, извлечение из скважины грунта, заполнение скважины бетоном отдельными порциями, трамбование бетона и постепенное извлечение обсадной трубы. Эти сваи армируют не на всю глубину, а только в верхней части сваи. На глубине 1,2—2 м в свежеуложенный бетон устанавливают металлические стержни для последующей связи с ростверком.
При устройстве таких свай под существующие здания, чтобы исключить пустоту и таким образом осадку бетон ного ствола сваи, каждую изготовленную сваю предвари тельно, до передачи на нее нагрузки, обжимают домкра том, через систему поперечных и продольных балок нагрузкой, составляющей 0,9 фактической нагрузки от существующего здания.
Набивные сваи с камуфлетным уширением. В послед ние годы эту группу свай применяют в жилищном и про мышленном строительстве. Технология изготовления таких свай включает следующие операции (рис. 32): бурение скважины, опускание обсадной трубы и заряд взрывчатого вещества, заполнение скважины бетоном, образование камуфлетного уширения взрывом заряда и добавление бетона, установка арматурных каркасов в
49
и |
ж |
ш |
г |
|
Рис. 32. Схема изготовления набивных свай с камуфлетным |
уширением: |
|
||
/--бурение |
скважин автоямобуром, / / — опускание в скважину |
обсадной трубы с |
воронкой, / / / — опускание |
||
заряда ВВ |
и заполнение скважины раствором текучепластичной консистенции, |
IV — образование |
камуфлетного |
||
уширения взрывов заряда и добавление бетона, V — извлечение |
обсадной |
трубы |
и установка |
арматурных |
|
|
каркасов |
|
|
|
|
верхней части ствола сваи. Уплотнение грунта, происхо дящее в зоне камуфлетного уширения, резко увеличивает несущую способность свай.
Вибронабивные сваи. Такие сваи изготовляют следу ющим образом (рис. 33). В грунт на глубину 4—6 м с помощью вибропогружателя, подвешенного к экскавато-
/ —'образование скважины металлической лидерной сваей с помощью вибро погружателя, // — опускание в скважину обсадной трубы с воронкой и запол нение бетоном, /// — образование уширенной пяты трамбованием, IV — запол нение бетоном ствола сваи, V — извлечение обсадной трубы и установка арма
турного каркаса
ру, опускают стальную обсадную трубу, имеющую на конце съемный железобетонный башмак. После погру жения трубы вибропогружатель снимают и внутреннюю полость трубы заполняют на 0,8—1 м пластичной бетон ной смесью. Посредством трамбующей штанги, подве шенной к вибропогружателю, смесь трамбуют, в резуль тате чего она вместе с башмаком вдавливается в грунт, образуя при этом уширенную пяту.
Затем заполняют бетонной смесью обсадную трубу и одновременно извлекают ее из грунта экскаватором при работающем вибропогружателе. После извлечения трубы устанавливают арматурный каркас для связи го ловы сваи с железобетонным ростверком.
Буронабивные сваи с уширенной пятой. В зависимос ти от гидрогеологических условий такие сваи можно
51
устраивать при сухом бурении скважин или бурении скважин и бетонировании под глинистым раствором.
Технологический процесс изготовления таких свай состоит из бурения скважин, устройства уширенной пя ты, опускания обсадных труб или заполнения скважин глинистым раствором, установки арматурных каркасов, бетонирования свай и извлечения обсадных труб.
Прочность набивных свай на изгиб может быть меньше прочности забивных, так как напряжение в набив ных сваях от действия статической нагрузки сооружения меньше напряжений, возникающих при транспортиро вании и особенно при забивке железобетонных свай. Поэтому бетонные сваи можно изготовлять без армирова ния и без сложного копрового оборудования. Наряду с этим набивные сваи имеют и ряд недостатков: затруднен контроль за качеством свай, изготовление свай связано с мокрыми процессами и т. д. Указанные обстоятельства существенно снижают область применения набивных свай в массовом строительстве.
Глава IV
СВАЙНЫЕ ПОГРУЖАТЕЛИ
§ И. КЛАССИФИКАЦИЯ СВАЙНЫХ ПОГРУЖАТЕЛЕЙ
Свайные погружатели весьма разнообразны по кон струкции и принципу работы. Их подразделяют на сле дующие основные типы (рис. 34).
М е х а н и ч е с к и е м о л о т ы , приводимые в дейст вие с помощью лебедки и каната, свободный конец которого соединен с ударной частью молота.
П а р о в о з д у ш н ы е |
м о л о т ы , приводимые |
в |
||
действие силой сжатого |
воздуха |
или пара, |
непосредст |
|
венно воздействующих на ударную часть молота. |
на |
|||
Д и з е л ь - м о л о т ы , |
работа |
которых |
основана |
передаче энергии сгорающих газов |
|
непосредственно |
|
рабочему органу — ударной части молота. |
которых |
||
В и б р о п о г р у ж а т е л и , принцип |
работы |
||
основан на использовании вибрации |
(передача |
колеба |
|
тельных движений рабочего органа на |
сваю). |
|
52