Файл: Косолапов, В. Г. Свайные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16.Передвигать копер или разворачивать его разре­ шается только после отключения молота, который при этом опускают в нижнее положение и фиксируют шкворнем.

17.Передвигать копер допускается только по гори­

зонтальному пути; при использовании самоходных коп­ ров уклоны площадки не должны превышать 1—1,5°.

18. Участки забивки свай необходимо ограждать от доступа посторонних лиц.

§ 43. ОБЩЕПЛОЩАДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При подготовке площадки для производства строи­ тельно-монтажных работ необходимо выполнять меро­ приятия по охране труда, описанные ниже.

1. На копрах и других механизмах, а также в опас­ ных местах строительной площадки следует вывешивать плакаты и предупредительные надписи по технике безо­ пасности.

2.При размещении рельсовых путей вблизи котлова­ нов необходимо определять расстояние от пути до бров­ ки выемки с учетом призмы обрушения грунта.

3.Подъездные пути на строительстве и проезды, сое­ диняющие площадку с дорогами общего пользования, должны иметь покрытие из сборных железобетонных плит.

4.Склады материалов и деталей располагают не­ посредственно у мест их потребления с учетом требова­ ний правил техники безопасности для строительно-мон­

тажных работ.

5.Санитарно-бытовые помещения по возможности должны быть расположены вблизи рабочих мест.

6.Для выполнения погрузочно-разгрузочных опера­

ций необходимо предусмотреть специальные площадки, а также систему путей, обеспечивающих возможность свободного маневрирования автомобильного транспорта. Для создания безопасных условий труда следует учиты­ вать, что площадь для разгрузки трехтонного автомоби­ ля составляет 25,5 м2, а для автомобиля с прицепом — на 60 % больше.

7. Размещать и содержать электротехнические уст­ ройства на строительной площадке следует с соблюдени­ ем требований техники безопасности, установленных пра-

238

Рис. 129. Траверса для подъема свай (/ — дли­ на сваи)

Рис. 130.

Стропы для подъема

и транспортировки

свай и

 

 

шпунта:

 

 

 

а — двухветвевые грузоподъемностью

до 4 тс,

б — четырехветвевые для

строповки

одновременно двух

свай;

1 — скоба

грузоподъемностью. 4 тс,

2 — скоба

грузоподъемностью

до 8 тс,

3 — строп, 4 — крюк;

I — длина

 

 

сваи

 

 

 

1_________

,

.0,2941

1

Рис. 131. Схема строповки свай при подъе­ ме на копер (/ — длина сваи)

239


вилами Министерства электростанций СССР для посто­ янных электротехнических сетей и установок, а также в соответствии с инструкцией по выполнению сетей зазем­ ления в электрических установках (СН 102—65).

8. Железобетонные сваи, шпунт и сборные элементы ростверков перевозят автомобильным транспортом. Ско­ рость движения его на площадке в пределах рабочей зо­ ны не должна превышать 10 км/ч, а на поворотах —

5км!ч.

9.Конструкции, погруженные на автомобили, не долж­ ны выступать за пределы кузова более чем на 1 м, в про­ тивном случае необходимо грузить конструкции на авто­ мобили с прицепами; при этом длина свешивающегося конца сваи или шпунта не должна превышать Vs длины сваи.

10.При транспортировании свай необходимо прини­ мать меры по предохранению их от ударов. Поднимают сваи при погрузке и разгрузке с помощью траверсы (рис. 129) и специальных стропов (рис. 130). Подъем свай к копру производят по схеме, указанной на рис. 131.

11.Железобетонные сваи и шпунт располагают на площадке согласно проекту. При транспортировании и хранении каждая свая должна опираться на две деревян­ ные прокладки, располагаемые вблизи монтажных петель. При хранении свай в штабелях прокладки распола­ гают по одной вертикали (не вразбежку). Высота шта­ беля не должна превышать 2 м с подкладками и про­ кладками при хранении свай квадратного сечения и 1,5 ж при хранении свай трубчатого сечения.

Высота деревянных прокладок должна превышать высоту монтажных петель не менее чем на 2—3 см, а ширина прокладок должна быть не менее 15 см. Сваи располагают головами в одну сторону.

§ 44. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОПРОВЫХ УСТАНОВОК НА ПЛОЩАДКЕ

1. Самоходные копровые установки при расстоянии между сваями не более 10—15 м перемещают на пло­ щадке без опускания мачты в транспортное положение. Однако следует учитывать возможные неровности релье­ фа на строительной площадке, поэтому при маневриро­ вании агрегата допустимые углы наклона его не долж­

240


ны превышать величин, указанных в техническом паспор­ те машины.

2. Передвижка стационарных копров связана с при­ менением рельсовых путей, устройство и эксплуатация которых требует дополнительных мер предосторожности.

Основание под рельсовые пути стационарных копров должно быть тщательно спланировано и представлять собой горизонтальную поверхность.

При укладке путей на насыпной грунт основание предварительно уплотняют. Верхний слой основания должен быть из материала с предельно малой осадкой (песок, песок с галькой и т. д.). Особое внимание необходимо уделять предохранению основания от размыва.

К месту укладки пути должны быть обеспечены подъ­ езды для доставки элементов копров автомобильным транспортом и последующего их монтажа.

3.Во время эксплуатации подкранового пути возмож­ ны общие или местные просадки одной или обеих ниток рельсов, вследствие чего нарушается их горизонтальность

ипрямолинейность. В таких случаях работы прекраща­ ют до исправления состояния путей.

4.Разрешается пользоваться только исправными спе­ циальными стандартными путейными инструментами, стропами и приспособлениями.

5.Разгрузку, погрузку, укладку, разборку рельсов, шпал и отдельных инвентарных звеньев автомобильными или башенными кранами разрешается выполнять только при условии, что вес грузов не превышает грузоподъем­ ность крана при данном вылете стрелы, а шпалы или рельсы не засыпаны и не завалены грунтом или строи­ тельными деталями.

6.В горизонтальном направлении грузы следует пе­ ремещать, предварительно подняв их на высоту 0,5—1 м.

7.Для направления и разворота рельсов применяют специальные оттяжки (крючья, канаты) необходимой длины.

8.Перед перемещением груза необходимо убедиться, что стропы закреплены надежно и не могут сосколь­ знуть.

9.При подъеме, опускании и перемещении груза на­ ходиться под ним запрещается.

10.Па концах рельсовых путей должны быть уста­ новлены инвентарные упоры-ограничители, рассчитан­

241


ные на динамическую нагрузку от копровой установки, движущейся с максимальным грузом.

11. Продольный уклон рельсового пути и возвышение одного рельса над другим не должны превышать вели­ чин, указанных в паспорте копровой установки, и долж­ ны быть оговорены в проекте. Состояние пути и ширину колеи необходимо проверять ежедневно.

§ 45. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СВАЙНЫХ РАБОТ МЕТОДАМИ ВИБРОПОГРУЖЕНИЯ, ПОДМЫВА И ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

При погружении свай вибрационным методом надо соблюдать следующие правила техники безопасности:

1. В случае сильного ветра (более 6 баллов) работу необходимо прекратить; при этом копер следует предо­ хранить от опрокидывания и угона (перемещения), а вибропогружатель опустить в крайнее нижнее положе­ ние.

2.Вибропогружатель можно включать после того, как он под действием собственного веса опустится на сваю; при этом и свая и вибропогружатель находятся в на­ правляющих.

3.При перерывах в работе вибропогружателя элект­ ропривод следует обесточить и защитить от поврежде­ ний. Корпус пульта управления и конструкции копра или крана должны быть заземлены.

4.В процессе работы вибропогружателя необходимо наблюдать за ходом погружения сваи и немедленно уст­ ранять неисправности, временно прекращая работы.

5.Ролики вибромашины не должны выходить из ра­ мок направляющих.

6.Стоять под вибромашиной при ее работе или подъе­ ме запрещается.

7.При замере скорости погружения сваи необходимо принимать соответствующие меры предосторожности.

8.Грузоподъемность кранов, применяемых для по­ гружения и извлечения свай вибропогружателем, долж­ на быть не менее удвоенного суммарного веса погружателя и сваи. Предельный вес копровой установки и ее мак­ симальная грузоподъемность должны быть указаны на раме механизма. На копрах с механическим приводом должны быть установлены ограничители подъема.

242

9. Крюк крана должен быть оборудован устройством, предотвращающим самопроизвольное соскальзывание подвески вибропогружателя.

При погружении свай в грунт методом подмыва надо соблюдать следующие мероприятия.

1. Подмывные трубки и соединительные шланги должны быть испытаны в собранном виде давлением, на 50% превышающим рабочее.

2.Путь к задвижке, перекрывающей трубопровод, должен быть хорошо освещен и не загроможден лишни­ ми предметами.

3.Пускать насосный агрегат разрешается только по

сигналу производителя работ или лица, заменяюще­ го его.

4.Наконечники в подмывных трубах должен менять квалифицированный рабочий; при этом задвижка долж­ на быть закрыта.

5.Оставлять без надзора действующие подмывные трубки запрещается. Сопло вынутой из грунта подмыввой трубки следует направлять в сторону, противополож­

ную копру.

Все задвижки, вентили, клапаны и краны необходимо содержать в полной исправности.

После погружения свай в грунт для последующего устройства сборного или монолитного железобетонного ростверка верх голов свай выравнивают под проектную отметку срубанием выступающих недобитых свай отбой­ ными молотками или другими механизмами. При этом' необходимо предусмотреть меры предосторожности про­ тив внезапного падения срубленной части сваи.

По окончании свайных работ на строительной пло­ щадке следует провести следующие мероприятия.

1.Остановить и обесточить все механизмы и машины.

2.Копры прикрепить к рельсовым путям против уго­ на их ветром.

3.Рабочие органы (дизельные, паровоздушные, виб­ рационные и т. д.) опустить в нижнее положение и за­ крепить шкворнями.

4.Протереть и очистить от пыли и грязи рабочие час­ ти машин и механизмов.

5.Закрыть на замки распределительные устройства (электрошкафы, рубильники и т. д.).

6.Привести в порядок рабочие места.

7.Убрать инструменты.

243


8. Произвести необходимые отметки в сменном жур­ нале о работе копра.

9. В случае использования копра с паровоздушным молотом необходимо собрать и высушить паровоздуш­ ные шланги, открыть конденсационные краны, продуть котел через спускной кран, в холодное время года спус­ тить воду из котла и из паропропроводов.

10. Горючие и вспомогательные материалы, находя­ щиеся в специально отведенных для них местах, должны быть закрыты и защищены от посторонних лиц.

Г л а в а X

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И ЭКОНОМИКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

§46. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Строительное производство является одной из важ­ нейших отраслей народного хозяйства СССР, которое развивается на основе единого государственного плана. Этот план отражает требования закона планомерного развития народного хозяйства.

Государственный план определяет направление раз­ вития народного хозяйства и ставит перед трудящимися конкретные задачи, разрешение которых должно быть обеспечено организационной работой.

Рассматривая сущность и содержание организации строительного производства, прежде всего необходимо иметь представление о таких понятиях, как руководство, планирование, управление, научная организация труда.

Под руководством, основанным на объективных зако­ нах социализма, демократическом централизме, новой системе планирования и экономического стимулирова­ ния, сочетании в работе коллегиальности и единонача­ лия, следует понимать планирование, организацию и уп­ равление строительным производством.

Если планирование решает задачи по выбору целей, разработке мероприятий по осуществлению этих целей, основанных на наиболее эффективных или оптимальных решениях, то управление предусматривает постановку

2 4 4

задач исполнителям, сбор и обработку информации, ре­ гулирование хода работ, разработку решений и указаний для последующих действий при широком применении диспетчеризации и вычислительной техники.

Главные направления совершенствования планирова­ ния и усиления экономического стимулирования в строи­ тельном производстве вытекают из решений XXIV съез­ да КПСС и сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС.

Решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС представляют собой глубокую экономическую реформу, осуществление которой дает возможность вскрыть и пол­ ностью использовать преимущества, заложенные в социа­ листической системе хозяйства, значительно повысить экономическую эффективность общественного производ­ ства и благосостояния народа.

Новая система планирования и экономического сти­ мулирования обеспечивает:

более широкое применение экономических методов в управлении производством;

сочетание централизованного планового производства с расширением хозяйственной самодеятельности пред­ приятий;

повышение ответственности предприятий и коллекти­ вов работников за результаты работы предприятия;

усиление роли прибыли в системе экономического сти­ мулирования деятельности предприятия;

усиление материальной заинтересованности работни­ ков предприятий в повышении производительности труда и снижении себестоимости продукции.

Основная и самая важная особенность изменений, вносимых хозяйственной реформой во все отрасли народ­ ного хозяйства, состоит в том, что создается новая систе­ ма показателей, направленная на стимулирование эф­ фективности производства, повышение качества продук­

ции и

экономической

результативности. Одновременно

с этим

стимулируется

заинтересованность коллективов

и каждого работника в отдельности в лучших, более вы­ соких результатах работы.

В мае 1969 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР

приняли постановление «О совершенствовании планиро­ вания капитального строительства и об усилении эконо­ мического стимулирования строительного производства».

Под организацией понимается комплекс организа­ ционно-технических решений и мероприятий по подготов­

245