Файл: Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир для обучающихся 4 класса разработана в соответствии с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 им. В.В. Куприянова

Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

Утверждено

решением методического совета № 1 от 30.08.2022г.

председатель методсовета

_________ Ершова И.К.

Директор школы

_________ Дорошенко С.С.



п. Сулук

2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Ступень обучения начальное общее

Класс 4

Количество часов: всего 68 часа; в неделю 2 часа;

Уровень базовый

Учитель Максимова Ольга Викторовна

Программа I вида разработана на основе рабочей программы, составленной на основе примерной программы по окружающему миру и авторской программы по окружающему миру «Окружающий мир»: программа: 1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения;

- рекомендациями Примерной основной образовательной программой начального общего образования;

- положениями Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 20 п. Сулук;

- авторской программой «Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф. 1-4 классы «Начальная школа XXI века».- М.: Вентана- Граф.
МЕСТО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане на изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год (34 учебных недели).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



раздела

Раздел учебного курса, количество часов

Содержание программного материала

1

  Человек – живое существо (организм)

(16 часов)

Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека.

Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно - двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно – двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память. Условия их развития.

2

Твоё здоровье

(12 часов)

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным.

Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Практические работы:

Составление режима дня школьника для будней и выходных.

Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.

Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

3

Человек – часть природы

(3 часа)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.


4

Человек среди людей

(5 часов)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.


5

Родная страна: от края до края

(11 часов)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно–Европейская равнина, Западно–Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).


6

Человек – творец культурных ценностей

(13 часов)

Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.)

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.) Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.П. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

7

Человек – защитник своего Отечества

(5 часов)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Практические работы.

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

8

Гражданин и государство

(3 часа)

Россия - наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.




ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:

-устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

-оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.

-анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

-описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

-составлять рассказ описание о странах – соседях России;

-различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

-выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

-моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

-показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); 

-показывать на исторической карте места изученных исторических событий; 

-находить место изученных событий на «ленте времени»; 

-знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; 

-соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; 

-рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; 

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; 

-использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); 



-называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);

-называть экологические проблемы и определять пути их решения; 

-создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; 

-использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; 

-соблюдать правила нравственного поведения на природе; 

-осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; 

-соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); 

-соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; 

-осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




раздела

Тема раздела

Кол-во

часов

1

 Человек – живое существо (организм).

16

2

Твоё здоровье.

12

3

Человек – часть природы.

3

4

Человек среди людей.

5

5

Родная страна: от края до края.

11

6

Человек – творец культурных ценностей.

13

7

Человек – защитник своего Отечества.

5

8

Гражданин и государство.

3




Итого:

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Виноградова Н.Ф., Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – М. Вентана-Граф, 2021.


- Виноградова Н.Ф., Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Виноградова Н.Ф., Окружающий мир: программа: 1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2021.

- Виноградова Н.Ф., Окружающий мир: 3 – 4 классы: методическое пособие/ Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2021.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 им. В.В. Куприянова

Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ:

Окружающий мир




Учитель: Максимова О.В.

учитель начальных классов

п. Сулук

2022-2023 учебный год

Паспорт календарно-тематического планирования

«Проверено» «Утверждаю»

Заместитель директора по УР директор школы

______________/ И.К. Ершова ____________/ С.С. Дорошенко Протокол № 1 Приказ № 84

от «30» августа 2022 г. от «30» августа 2022 г.
Учебный предмет окружающий мир

Количество часов в неделю по учебному плану 2

Всего количество часов в году по плану 68

Класс 4

Учитель Максимова Ольга Викторовна

Планирование составлено на основе рабочей программы, составленной на основе примерной программы по окружающему миру, рекомендованной МОиН РФ и авторской программы по окружающему миру «Окружающий мир»: программа: 1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф.

(утвержденной методическим советом протокол № 1 от 30.08.2022г)

Количество обязательных контрольных работ 6

Количество обязательных лабораторных работ нет

Учебное пособие для учащихся «Окружающий мир»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – М. Вентана-Граф


Календарно- тематическое планирование

Окружающий мир, 4 класс

рассчитана на 2 часа в неделю

34 учебных недели – 68 уроков

урока

Тема урока

Кол-во часов

Кол-во

к/р

ХКК ГОС

Дата по плану

Дата по факту

I четверть (16 ч)

Человек – живое существо (организм) (16 часов)

1

Как устроен организм человека. Нервная система.

1










02.09

2

Двигательная система.

1










06.09

3

Тест по теме «Двигательная система». Пищеварительная система.

1










09.09

4

Входная контрольная работа.

1

1







13.09

5

Работа над ошибками. Дыхательная система.

1










16.09

6

Кровеносная система.

Практическая работа «Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок».

1










20.09

7

Кожа. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

1










23.09

8

Проверочная работа по теме «Как устроен организм человека».

1










27.09

9

Работа над ошибками. Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.

1










30.09

10

Слух. Обоняние.

1










04.10

11

Вкус. Осязание.

Тест по теме «Как человек воспринимает окружающий мир».

1










07.10

12

Мир чувств. Эмоции.

1










11.10

13

От эмоций - к чувствам.

1










14.10

14

Обратите внимание на внимание. Задания для внимания.

1










18.10

15

Контрольная работа за 1 четверть по теме «Человек – живое существо».

.1

1







21.10

16

Работа над ошибками. Помни о памяти.

1










25.10

II четверть (16 ч)

Твоё здоровье (12 часов)

17

Правила здоровой жизни. Здоровье человека.

1










28.10

18

Режим для школьника. Практическая работа «Составление режима дня».

1










08.11

19

О правильном питании.

1










11.11

20

Правила закаливания.

1










15.11

21

Поговорим о вредных привычках.

1










18.11

22

Поговорим о вредных привычках. Проверочная работа по теме «Правила здоровой жизни».

1










22.11

23

Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг.

1




Дом, в котором мы живём.




25.11

24

Как пользоваться электрической (газовой) плитой. Работаем с компьютером.

1




Дом, в котором мы живём.




29.11

25

Какие опасности подстерегают нас на дороге. Правила дорожного движения. Улица полна неожиданностей.

1










02.12

26

Если случилась беда…

Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях»

1










06.12

27

Ядовитые грибы. Ядовитые растения. Признаки ядовитых грибов.

1




Ядовитые растения Верхнебуреинского района, Хабаровского края




09.12

28

Поведение при встрече с опасными животными. Правила поведения во время грозы.

Тест по теме «Ядовитые грибы и растения».

1




Опасные животные нашего района.




13.12

Человек – часть природы (3 часа)

29

Чем человек отличается от животного.

Составление рассказа. Чем человек отличается от животного.

1










16.12

30

От рождения до старости. Что необходимо человеку для роста и развития. Почему пожилым людям нужна помощь.

1










20.12

31

Контрольная работа за 2 четверть по темам «Человек – часть природы. Твоё здоровье».

1

1







23.12

Человек среди людей (5 часов)

32

Работа над ошибками. Поговорим о доброте. Проект «Составляем книгу о добре».

1










_______

III четверть (20 ч)

33

Что такое справедливость.

1













34

О смелости.

1













35

Умеешь ли ты общаться.

1













36

Умеешь ли ты общаться. Тест по теме «Человек среди людей»

1













Родная страна: от края до края (11 часов)

37

Природные зоны России. Зона арктических пустынь.

1













38

Природные зоны России. Тундра.

1













39

Природные зоны России. Тайга.

1




Тайга нашего района.







40

Природные зоны России Зона смешенных и широколистных лесов.

1













41

Природные зоны России. Степь. Пустыня. Влажные субтропики.

1













42

Тест по теме «Природные зоны России». Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных.

1




Растения и животные Верхнебуреинского района.







43

Рельеф России.

1













44

Рельеф России. Практическая работа «Работа с картой «Рельеф России».
















45

Как возникали и строились города.

1




Как возникали и строились города, поселки нашего края. Строительство посёлков БАМа.







46

Россия и её ближние и дальние соседи. Практическая работа с картой.

1













47

Россия и её ближние и дальние соседи. Практическая работа с картой.

1













Человек – творец культурных ценностей (13 часов)

48

Из истории письменности.

1













49

Образование - часть культуры общества. О первых школах и книгах.

1













50

Чему и как учились в России при Петре I. М. Ломоносов.

1













51

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Родная страна от края до края».

1

1

Край, в котором мы живём.







52

Работа над ошибками. Музыка в Древней Руси.

1













IV четверть (16 ч)

53

Русское искусство до 18 века.

1













54

Искусство России 18 века.

1













55

Искусство России18 века. Живопись. Проверочная работа «Образование – часть культуры».

1













56

Золотой век русской культуры - 19 век.

1













57

Композиторы и художники 19 века. Тест по теме «Золотой век русской культуры – 19 век».

1













58

Искусство России 20 века. Архитектура.

1













59

Контрольная работа по теме «Человек – творец культурных ценностей».

1

1










60

Работа над ошибками. Виртуальная экскурсия в художественный музей.

1













Человек – защитник своего Отечества (5 часов)

61

Как Русь боролась с половцами.

Победа над шведскими захватчиками. Практическая работа с исторической картой.

1













62

Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. Тест «Куликовская битва».

1













63

Годовая контрольная работа.

1

1










64

Работа над ошибками. Великая Отечественная война 1941- 1945г. Битва под Москвой. Практическая работа с исторической картой.

1




Советско-японская война (8 августа – 2 сентября 1945 года)







65

"Всё для фронта, всё - для победы".

1













Гражданин и государство (3 часа)

66

Мы живём в Российском государстве.

1













67

Гражданин и государство. Права граждан России.

1













68

Символы России.

1




Символика Хабаровского края и Верхнебуреинского района.










ИТОГО:

68

6