Файл: 1 Социальная защита населения и ее нормативноправовое регулирование в рф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Финансирование социальной сферы осуществляется по следующим основным направлениям: социальная защита в случае нетрудоспособности; социальная защита пенсионеров; социальная защита ветеранов войны и труда; социальная защита семьи, детей и молодежи; социальная защита безработных; помощь в решении жилищного вопроса; социальная защита других категорий населения; фундаментальные и прикладные исследования и разработки в сфере социальной защиты; другая деятельность в сфере социальной защиты [1].
Отметим, что в настоящее время около 70% населения в мире не имеют доступа к достойной системе социальных гарантий. Об этом сообщалось в докладе Международной организации труда (МОТ) [2]. Данная тенденция в большинстве стран коснулась наиболее незащищенных категорий населения, в результате проводимых правительством этих стран мер по экономии бюджетных ресурсов, что являлось реакцией на различного рода факторы экономической неопределенности, слабого экономического роста и возросшего неравенства населения.
Следует добавить, что развивающиеся государства выделяют на социальное обеспечение 16-18% ВНП, в то время как высоко развитые страны расходуют до 30% ВНП [9].
В России данный показатель составляет лишь 13%, что говорит о достаточно низком уровне социальной защиты граждан. Так же, говоря о социальном обеспечении граждан РФ, стоит добавить, что выплачиваемые пенсии и пособия составляют всего 30-35% размера предшествующей заработной платы. Немаловажным является то, что средний размер заработной платы РФ в несколько раз меньше заработной платы в европейских странах [9].
Таким образом, результаты исследования указывают на положительные сдвиги в системе социальной защиты населения (поднятие минимальных стандартов и предоставления государственной помощи), но негативным является и катастрофическое недофинансирование отрасли и, как последствие, сокращение или прекращение финансирования программ обеспечения социального развития.
С целью преодоления указанных проблем на уровне государства целесообразной является разработка и внедрение не только государственных социальных реформ, но и поощрения заинтересованных лиц в увеличении источников финансирования социальной сферы. В частности, по нашему мнению, надо расширить перечень услуг социального характера, которые будут предлагаться негосударственными учреждениями. С этой целью необходимо сформировать: базовый перечень государственных услуг, направленных на конкурентное финансирование; методические рекомендации по расчету нормативных затрат на предоставление государственных услуг; требования к качественным характеристикам социальных услуг, направленных на конкурентное финансирование; правовые основы размещения заказа на оказание государственных социальных услуг негосударственными учреждениями; критерии отбора поставщиков услуг и тому подобное.
Безусловно, привлечение негосударственного сектора в финансирование социальной сферы связано с рядом проблем, ведь субсидирование негосударственного сектора на равных условиях с государственным невозможно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг создаст условия для повышения качества услуг вследствие развития конкурсных механизмов бюджетного финансирования, будет способствовать сокращению дефицита в части предоставления населению ряда обязательных услуг в социальной сфере.
Таким образом, в условиях экономической нестабильности и катастрофического недостатка средств, рост числа лиц, нуждающихся в государственной помощи, финансирование социальной сферы остается актуальной проблемой, для решения которой целесообразно привлекать не только государство, но и рядовых граждан и хозяйствующие структуры.
Основными направлениями совершенствования механизма финансового обеспечения социальной сферы должны стать: усиление ответственности за нецелевое использование средств; оптимальное разграничение полномочий по осуществлению расходов между органами власти всех уровней; привлечение неправительственных организаций к оказанию социальных услуг с целью повышения их качества и тому подобное. Только комплексное внедрение определенных мероприятий позволит достичь повышения эффективности финансирования социальной сферы и улучшение качества жизни населения как основной цели реализации социально-экономической политики государства.
ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
https://old.rsue.ru/econference/index.aspx?r=tezis&id=1&tid=2039
49.24%
Одной из самых серьезных задач социально-ориентированной экономики Российской Федерации является работа, направленная на социальную защиту всех слоев населения и на выработку стратегии действенной социальной политики, которая охватывает все сферы экономических связей в стране.
Современная ситуация в стране довольно неустойчивая: экономика является нестабильной, крайне медленно растет количество людей с доходами, выше прожиточного минимума, наблюдается усиление тенденции к различению населения по доходам, достаточно остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Социальное обеспечение является основным подтверждением заботы государства о своих гражданах, а источники финансирования являются основным инструментом поддержания финансовой стабильности социальной защиты, что требует повышения качества контроля за адресным финансирование социальной защиты населения.
Необходимость бюджетного финансирования социальной защиты обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.
Согласно Конституции Российской Федерации, важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.
Важным источником финансирования системы социальной защиты населения являются бюджеты бюджетной системы страны. В среднесрочной перспективе возрастает значение, прежде всего, федерального бюджета. Это означает, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами будут являться достаточно функциональной финансовой базой для осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны.
Тенденции формирования расходов федерального бюджета социального характера по функциональным разделам классификации расходов бюджета сохраняются на среднесрочную перспективу. Так, бюджетные ассигнования в 2015 году по разделу «Социальная политика» определены в сумме 4001, 9 млрд. руб. (114,7% к предыдущему году), в 2016 году – 4 554, 0 млрд. руб. (113,8%), в 2017 году – 4 667,3 млрд. руб. (102,6%). По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела составляет в 2014 году 4,8%, в 2015 году – 5,2%, в 2016 году – 5,5% и в 2017 году –5,2 процента. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» по сравнению с 2014 годом (24,8%) увеличивается и составляет в 2015 году 25,8%, в 2016 – 28,7% и в 2017 году – 28,7 процента.
Наибольший объем расходов по этому разделу занимают расходы, предусмотренные по подразделу «Пенсионное обеспечение» - 65,1%. Изменения объемов бюджетных ассигнований, обусловлены общими правилами составления проекта федерального бюджета с учетом уровня инфляции, курса долл. США по отношению к рублю, решений по оптимизации расходов и др. В составе расходов по разделу «Социальная политика» учтены бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат, в том числе:
- ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан,
-пособия гражданам, имеющим детей,
- меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации,
- компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с прохождением военной службы,
- предоставление материнского (семейного) капитала.
Бюджетные ассигнования на указанные цели предусмотрены с учетом индексации размеров выплат и увеличения численности получателей в связи с необходимостью предоставления данных выплат гражданам, проживающим на территории Республики Крым и города Севастополя. Основными направлениями и ориентирами социальной политики на среднесрочную перспективу будут являться сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе:
• поддержания высоких темпов экономического роста;
• обеспечения макроэкономической стабильности;
• увеличения денежных доходов населения;
• повышения эффективности программ социальной защиты;
• совершенствования механизма социального партнерства.
Важным условием реализации социальной политики государства является ее реализация в регионах. Региональная социальная политика также обеспечивает защиту прав и интересов социально незащищенных слоев населения, базируясь на федеральных законах.
В условиях социально-экономической нестабильности региональные органы власти изыскивают возможности реализации дополнительных мер поддержки семей. Разрабатываются конкретные целевые программы, как правило, региональные программы направлены на поддержку социально незащищенных слоев населения, им оказывается дополнительная адресная поддержка. В первую очередь, в регионах обеспечивается социальная поддержка беременных женщин, женщин, имеющих детей младшего и школьного возраста, многодетных семей.
Социальная поддержка оказывается в различных формах, одной из которых являются социальные программы.
Так, основные идеи стратегирования социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения Республики Северная Осетия-Алания. Расходы по разделу «Социальная политика» занимают второе место среди общего объема расходов областного бюджета. К приоритетным расходам раздела «Социальная политика» в Республике Северная Осетия-Алания можно отнести:
- выплаты государственной пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям граждан, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, пострадавшим во время событий в г. Беслан и другие виды пенсий отдельных категорий граждан, а также закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в социальной сфере;
- расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений Ростовской области, в рамках социального обслуживания населения, на сохранение кадрового потенциала;
- оказание адресной социальной помощи в виде социальных пособий в рамках социальной поддержки отдельных категорий граждан;
- субвенции на осуществление полномочий по назначению и выплате единовременных пособий отдельным категориям граждан в рамках совершенствования мер демографической политики в области социальной поддержки семьи и детей.
Анализ состава и структуры расходов областного бюджета Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочный период показал, что при формировании областного бюджета на 2015-2017 годы в целях адаптации к экономической реальности приняты достаточно жесткие решения – сокращение регламентных расходов при сохранении приоритетных инвестиционных.
К приоритетам относятся следующие социальные расходы, в рамках программных Указов Президента Российской Федерации:
- повышение заработной платы работникам бюджетного сектора экономики;
- ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения;
- улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей;
- переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу;
- установление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
- льготное обеспечение жителей Республики Северная Осетия-Алания лекарственными средствами и продуктами лечебного питания;
- организация и проведение государственными музеями Республики Северная Осетия-Алания обменных выставок с музеями Российской Федерации;
- содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
Таким образом, республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания остается социально-ориентированным, все меры социальной поддержки населения сохранены по всем законодательно принятым направлениям.