Файл: Гаращенко, Г. М. Безопасность судовождения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Г. М. ГАРАЩЕНКО, Е. Н. САПОЖНИКОВ
БЕЗОПАСНОСТЬ
СУДОВОЖДЕНИЯ
(Пособие для водителей прогулочных судов)
Издательство «Реклама»
Киев — 1975
каучмо-твхни ' •.,-л К
ока с*:-'. >*
ЭКЗЕМПЛЯР
| ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
Уо -3J O i! f
В-}5_
В книге изложены сведения и практичес кие советы, необходимые для безопасности вождения моторных лодок по рекам и водо хранилищам СССР. Описывается судоходная обстановка, даются подробные характерис тики знаков и сигналов. Значительная часть материала посвящена устройству современ ных моторных лодок, стационарных и под весных моторов, а также конструкциям валопровода, дейдвуда и гребного винта.
Предназначена для любителей водно-мо торного спорта, может быть использована также как учебное пособие для слушателей краткосрочных курсов и учебных комбина тов по подготовке судоводителей-любите- лей.
Табл. 11, илл. 103, библ. 12.
© Издательство «Реклама», 1975 г.
31807—7068
Бз 20—3—74
Г М212(04)—75
I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВОЖДЕНИЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ ПЛАВАНИЯ
Для обеспечения безопасности плавания судов и дру гих плавучих сооружений по внутренним судоходным пу тям СССР разработаны Правила плавания.
Общие Правила плавания состоят из пяти основных разделов: общие требования, правила движения и управ ления судами, установка и швартовка судов, сигнализа ция на них, навигационная (судоходная) обстановка на судоходных путях.
С учетом конкретных условий судоходства для от дельных рек, озер и водохранилищ издаются местные Правила плавания. Ответственность за эксплуатацию су дов и обеспечение безопасного их движения возлагается на владельцев.
Эти Правила являются нормативным юридическим документом, которым руководствуются при расследова нии случаев нарушений безопасности судоходства, а так же при разборе исков и претензий органов речного транспорта, организаций и лиц, пользующихся его услу гами.
На территории СССР протекает множество рек, где нет государственного судоходства. По некоторым осу ществляется сплав леса в плотах и молью. В большин стве районов нашей страны такие реки, как и озера, используются для отдыха трудящихся.
В последние годы на малых внутренних водоемах появилось большое количество любительских судов. Все они плавают, руководствуясь местными правилами пла вания. Создается сеть постов с общественными инспек
1 3
торами судоходства. Владельцы судов и водители-люби тели обязаны знать и безоговорочно выполнять общие и местные Правила плавания, а также требования общест венных инспекторов судоходства.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ СУДОВОДИТЕЛЕЙ-ЛЮБИТЕЛЕЙ.
ИХ ОБЯЗАННОСТИ
Право на управление судном
Водить моторную лодку разрешается физически здо ровым гражданам, которые достигли 18-летнего возрас та и имеют необходимые знания в области эксплуатации прогулочных судов.
Подготовку судоводителей-любителей организуют, ко митеты ДОСААФ и ОСВОД. Поступающие на курсы должны пройти медицинское освидетельствование и по лучить заключение, подтверждающее, что по состоянию здоровья они могут быть допущены к управлению суд ном.
После окончания курсов или заочного обучения необ ходимо сдать экзамены и пройти дипломирование в спе циальной комиссии.
Право на самостоятельное управление судном оформ ляется специальным документом — свидетельством су- доводителя-любителя. Оно выдается лицу, получившему при дипломировании отличные, хорошие или удовлетво рительные оценки по Правилам плавания, судовождению, лоции, устройству корпуса и двигателя внутреннего сго рания.
Передавать полученное свидетельство другому лицу запрещается. Если владелец моторной лодки по какойлибо причине не получил прав на вождение, он может дать доверенность на управление его судном лицу, имею щему на то право. Такая доверенность должна быть за регистрирована в ближайшей инспекции судоходства.
Чтобы получить право на управление малыми судами, которые принадлежат государственным, общественным и кооперативным организациям, надо иметь диплом (сви детельство). Он выдается пароходством или инспекцией судоходства после окончания учебного заведения или курсов со специальной программой обучения.
В спортивных целях разрешается водить принадлежа
4
щие государственным, общественным и кооперативным организациям суда, мощность двигателей которых не превышает 15 л. с. Разрешение выдает инспекция судо ходства по ходатайству руководителя организации и местного профсоюзного органа, подтверждающих, что лицо, которому доверяется водить судно, имеет стаж безаварийного плавания не меньше одного года.
Лица, которые управляют судном, не имея на то прав, привлекаются к административной ответственности.
Технический надзор за малыми судами осуществляет ся для обеспечения их безопасного плавания. При этом определяются: годность судна к плаванию в определен ном водоеме, его пассажировместимость и грузоподъем ность, тип и мощность мотора, нормы оснащения спаса тельным, противопожарным, водоотливным и другим инвентарем.
На территории Украинской ССР технический надзор за любительскими судами, если мощность их моторов ме нее 50 л. с., осуществляют технические комиссии област ных, а также Киевского и Севастопольского городских Советов депутатов трудящихся.
Для определения технического состояния судна орга ны технического надзора проводят первоначальное, оче редное и внеочередное освидетельствования.
Первоначальное проводится перед регистрацией суд на. Определяются тип и размеры судна, его конструк тивные особенности, техническое состояние корпуса и ме ханизмов, наличие оборудования и судового инвентаря.
Очередное проводят ежегодно. При этом осуществля ется контрольная проверка состояния корпуса, механиз мов, устройств и предметов снабжения. Если судно ис правно, докумен.ты на его годность к плаванию продле ваются.
Внеочередное освидетельствование проводится после аварии или после переоборудования судна и установки на нем двигателя большей или меньшей мощности.
Состояние металлического корпуса признается удов летворительным, если износ обшивки днища, бортов и палубы составляет не более 35%, а прочность каркаса (набора) — не более 45% первоначальной его толщины.
Для деревянного корпуса допускается износ обшивки бортов и днища до 20%, а набора — до 30% (на глу бину до 0,5 толщины). Если износ обшивки составляет 40%, а набора — 50%, эксплуатация корпуса запре щается.
Не допускается к плаванию судно, у которого нена дежно закреплены сигнальные, осветительные лампы и аккумуляторы, неисправна электропроводка.
На моторной лодке необходимо иметь спасательные круги и пояса (один круг на 2 человека и один пояс на 1 человека), огнетушитель, ящик с песком, кошму или брезент, черпак, а для лодок длиной 10 м и больше — ручную или механическую помпу. Железнодорожный ро жок или свисток и флаг-«отмашку» белого цвета разме ром 0,5X0,5 м, а для ночного времени — электрический фонарь или фонарь «летучая мышь» с белым стеклом, а также все необходимые сигнальные отличительные огни. Кроме того, на моторной лодке должен быть стальной или пеньковый трос длиной 8—10 м для буксировки, бре
зент, который используют при |
возникновении пробо |
ины в корпусе, гребные весла, |
запасной гребной винт, |
багор и топор. |
|
Инвентарь нужно содержать в исправном состоянии и - в удобном для пользования месте.
При техническом освидетельствовании устанавливают ся разряд судна и разряд водоема, где будет разрешено • плавание.
В зависимости от размеров и конструктивных особен ностей всем малым самоходным судам, в том числе лю бительским, может быть присвоен II, III или IV разряд. В зависимости от разряда для судна устанавливается размер надводного борта и определяются допустимые условия плавания на водоеме соответствующего разряда.
Данные технического освидетельствования заносятся в акт комиссии. В случае несогласия с актом судовладе лец имеет право обжаловать решение перед председате лем областной (городской) технической комиссии.
Все самоходные суда, а также несамоходные грузо подъемностью свыше 5 т, подлежат внесению в судовые реестры (приписке).
Суда, постоянно плавающие в пределах или ниже морских торговых портов, расположенных на реках, под лежат внесению в судовые реестры этих портов.
Согласно существующему в Украинской ССР поло жению неподнадзорные инспекции Речного Регистра су да регистрируются (приписываются) в технических ко миссиях областных, Киевского и Севастопольского го родских Советов депутатов трудящихся.
Для этого владелец должен представить: а) заявление установленного образца;
6
б) документы, подтверждающие принадлежность лод ки данному лицу или организации;
в) удостоверение о годности судна к плаванию, вы данное инспекцией Регистра, или акт технического осви детельствования судна, подтверждающий годность судна к плаванию;
г) квитанцию Госбанка об уплате сбора за регистра цию и за бланк судового свидетельства или судового билета.
.'Документами, подтверждающими принадлежность моторной лодки, могут быть: справки местных Советов депутатов трудящихся или организаций и предприятий, продавших лодку или отпустивших материалы для по стройки; чеки магазинов о покупке корпуса, двигателя или лодки в собранном виде; акт купли-продажи, заве ренный нотариусом или руководителем организации, в которой работает лицо, осуществляющее перепродажу лодки или материалов для ее изготовления.
На основании документов, подтверждающих годность судна к плаванию, регистрирующая организация выдает судовой билет. Он является документом, удостоверяю щим право собственности на судно, и может быть оспо рен лишь в судебном порядке.
Если судно подарено, продано, перешло в наследство, то к новому владельцу переходит и судовой билет, ко торый вместе с письменным законным основанием пере дачи судна и удостоверением инспекции Регистра о год ности судна к плаванию необходимо предъявить в орга низацию, где это судно зарегистрировано, для внесения новой фамилии. Правовыми документами в этом случае могут служить лишь свидетельства, выданные нотариаль ными конторами. Если билет утерян, то дубликат выда ется только после получения от владельца судна заявле ния и опубликования в газете объявления об утере и не действительности подлинника.
Обязанности владельцев судов и работников пути
Оборудование, снабжение и техническое состояние поднадзорных речному Регистру судов должны удовлет ворять Правилам технической эксплуатации речного транспорта и Правилам речного Регистра. Неподнадзор ные Регистру суда должны удовлетворять требованиям Правил регистрации и технического надзора.
7
Все без исключения суда, используемые для перевоз ки грузов, людей (в том числе в любительских целях), должны иметь документы, удостоверяющие принадлеж ность и годность судна к плаванию.
Ответственность за эксплуатацию судна, не удовлет воряющего требованиям Правил безопасности судоход ства, несет его владелец.
Все суда должны иметь название или номер, который может быть с буквенным индексом.
Поскольку плавание в одном и том же бассейне двух и более судов с одинаковыми названиями не допускает ся, наименование (его подбирает владелец судна) обя зательно согласовывается с инспекцией судоходства.
Самоходным судам с двигателем мощностью меньше 150 л. с. и несамоходным баржам присваивают номер с буквенным индексом или только номер.
Моторным лодкам (независимо от их размера и мощ ности двигателя), которые принадлежат частным лицам, присваивают номер с буквенным индексом.
Название судна, номер с буквенным индексом или только номер наносятся с обеих сторон носовой части' судна (моторной лодки). При этом цифры и буквы долж- . ны иметь высоту не менее 20 см, а цвет — резко отли чаться от Лона, на котором они нанесены.
На внутренних сторонах бортов моторной лодки не обходимо указать установленную-инспекцией Регистра или комиссией по техническому осмотру пассажировместимость.
За нанесение на бортах или надстройке судна (мо торной лодки) ложного наименования, номера с буквен ным индексом или только номера, за несоблюдение тре бований, связанных с наименованием судна, владелец несет ответственность по закону.
Содержание пути и обеспечение судоходной обстанов ки на внутренних водных путях возлагается на техничес кие участки пути. Они обязаны:
— проводить необходимые путевые работы с целью создания надлежащих условий для безопасного и беспе ребойного движения судов;
—обеспечивать непрерывность действия и достаточ ную видимость знаков;
—поддерживать необходимые габариты в судоход
ных пролетах мостов, под |
воздушными переходами и |
Т. д.; |
обнаруженные препятствия |
— своевременно убирать |
8
на судовом ходу, в камерах шлюзов, в подходных кана лах и т. д.
Управляющие судами, обязаны всегда иметь при себе:
—диплом или свидетельство с талоном предупреж дения, дающие право водить судно, мощность которого меньше указанной в свидетельстве на право вождения;
—справку о прохождении очередного медицинского осмотра в специальной поликлинике (судоводители-лю бители проходят медосмотр один раз в 5 лет).
Требования к волевым и моральным качествам судоводителя
Нередко аварии случаются от того, что любители бе рутся управлять судном, не учитывая своих личных ка честв и особенностей.
Очень важно не только иметь большой объем внима ния, но и уметь длительное время концентрировать его на одном и том же предмете.
Немаловажной является также способность распре делять внимание — одновременно наблюдать несколько предметов и быстро переносить (переключать) его с од ного на другой. Правильной последовательностью при переключении и распределении внимания характеризует ся осмотрительность.
Необходимо полностью, быстро и точно запомнить увиденное и узнать его при повторном восприятии.
Слуховая память помогает распознать приближаю щиеся суда по шуму двигателей, замечать уменьшение запаса воды под днищем судна при выходе на мелко водье и т. д.
Основные способы запоминания увиденного или услы шанного — механический и логический.
При механическом отсутствует осмысливание и уста новление осознанных связей между запоминанием и предыдущим ответом. При логическом происходит запо минание смысла, анализ и обобщение материала, а также выявление наиболее существенного. При первом способе информация запоминается в большем количестве, но не надолго, при втором материала запоминается меньше, но на более продолжительное время.
На внимании отрицательно сказываются утомление водителя, а также присутствие у пульта управления лиц, мешающих вести судно.
9