Файл: Гаращенко, Г. М. Безопасность судовождения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/WVWWWW4/VA/W4/VS/4/4AA/WW4/WV4/\/NA/W\A/4

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложенис № 1

Сводный перечень звуковых сигналов, применяемых на внутренних водных путях Украинской ССР

(тире означает продолжительный звук, точка — короткий)

Подаваемый

Значение звукового сигнала

сигнал

 

 

Иду снизу, разрешаю пройти у моего

 

левого борта

 

Иду сверху, расхожусь с вами левыми

 

бортами

 

Подхожу судном к пристани, переправе,

 

шлюзу, наплавному мосту

 

Нахожусь на траверзе знака «Сигнал» и

 

прохожу его

 

Иду сверху, прошу земснаряд дать раз­

 

решение на проход

 

Разрешается судну, идущему сверху,

 

пройти мимо земснаряда

Стою в тумане Занял узкость, поэтому встречным су­

дам необходимо остановиться и в уз­

кость не входить Разрешается судну, идущему снизу,

пройти мимо земснаряда Мои машины работают на задний ход

Иду задним ходом; будем расходиться согласно поданным отмашкам

210

П р о д о л ж е н и е

Подаваемый

Значение звукового сигнала

сигнал

Иду в тумане

Требую уменьшить ход

• —

Ошвартовался у пирса подходного ка­

 

нала, жду дальнейших указаний

— •

Требую увеличить ход

Прошу разрешить обогнать вас Разрешаю обгон

Явас понял

. Инспектор судоходства заметил ваше

нарушение Правил плавания, поэтому сделайте запись в вахтенном журнале об обстоятельствах нарушения

Бедствия не терплю, но требую оказать

мне помощь

Отхожу от пристани в рейс

Обращаю внимание Буксирую суда с опущенными в воду

лотами (цепями-волокушами), поэтому отсоедините один конец троса канатной переправы

211


 

П род о лж ен и е

Подаваемый

Значение звукового сигнала

сигнал

Прошу явиться на радиосвязь

Прошу подать лодку (шлюпку) с обста­

новочного поста пути или подойти к моему борту

Требую остановиться и получить у меня

срочное указание

----- -----

Вызываю рейдовый теплоход

 

Прошу прекратить движение и принять

 

к своему борту лодку (шлюпку)

 

Прошу подать шлюпку с вашего судна

(и больше)

(и больше)

Мое судно терпит бедствие, требую экст­ ренной помощи от других судов и с берега

Ошвартовал судно в камере шлюза и го­ тов к шлюзованию

Тревога «Человек за бортом»

Делаю оборот Становлюсь на якорь

Сигнал «Предупреждение». Подается при замеченной грозящей другому судну или плывущему человеку опасности

212

Приложение № 2

Соотношение силы и скорости ветра

 

Характер ветра

Скорость, м/сек

Балл

Штиль

0 —

0,5

0

Тихий ветер

0,6—

1,7

1

Легкий ветер

1,8—

3,3

9

Слабый ветер

3,4—

5,2

3

Умеренный ветер

5,3—

7,4

4

Свежий ветер

7,5—

9,8

5

Сильный ветер

9,9— 12,4

G

Крепкий ветер

12,5— 15,2

7

Очень крепкий ветер

15,3 — 18,2

8

Шторм

18,3— 21,5

9

Сильный шторм

21,6 — 25,1

10

Жесткий шторм

25,2 — 29

11

Ураган

свыше 29

12

Приложение № 3

Шкала видимости

Интервал Характерис­ видимости тика види­

мости

0—50 м

Очень

50-200 м 'плохая видимость

200—500 м

0,5—1 км

Плохая

ВИДИМОСТЬ

При каких преимущественно условиях наблюдается

Очень сильный туман

Сильный туман или очень густой снег

Умеренный туман или сильный снег

Слабый туман, или уме­ ренный снег, или сильная мгла

Балл ­видимости

0

1

2

3

213


Интервал Характерис­ видимости тика види­

мости

1—2 км

2—4 км

 

 

Средняя

4—10 км

видимость

 

П р о д о л ж е н и е

 

1 !

При каких преимущественно

Баллвидимости

условиях наблюдается

 

Умеренный снег, или

 

очень сильный дождь,

 

или умеренная дымка

4

(мгла)

Слабый снег, или силь­

5

ный дождь, или слабая

 

дымка (мгла)

 

Умеренный дождь, или

6

очень слабый снег, или

 

слабая дымка (мгла)

 

10—20 км

Хорошая

Слабый дождь

7

 

видимость

 

20—50 км

Очень

Без осадков

 

хорошая

8

 

видимость

 

Более 50 км

Исключи­

Совершенно чистый

 

тельная

воздух

9

 

видимость

 

 

Приложение № 4

Некоторые специальные термины, встречающиеся

 

в книжке

 

Бакан (бакен) — принятое

у речников название плаву­

чего предостерегающего знака, подобного бую,

кото­

рый устанавливают для ограждения опасных шест вблизи фарватера. Многие бакены оборудуются сиг­ нальными фонарями и звуковыми устройствами.

Банка — поперечная скамья для гребцов на шлюпке. Бан-

214


кой называют также отдельно лежащую мель, скры­ тую под водой.

Бимс — поперечная балка, связывающая верхние концы шпангоутов. Бимсы поддерживают палубу судна.

Буй— плавучий предостерегающий знак, устанавливае­ мый в морских районах; поплавок специальной фор­ мы и раскраски, укрепленный на мертвом якоре. Ориентир для судоводителей.

Буртик — рейка, укрепленная снаружи у верхней линии бортов шлюпки. Предохраняет обшивку от возмож­ ных ударов и повреждений.

Веха — знак, предостерегающий о подводной опасности; шест специальной расцветки, имеющий на вершине предмет обусловленной формы и расцветки (корзину, поперечину).

Гавань — прибрежный водный участок, естественно или искусственно защищенный от ветров и волнения, удобный для стоянки судов близ берега.

Диаметральная плоскость (ДП) — условная плоскость, делящая судно по длине на две симметричные поло­ вины.

Дифферент — продольное наклонение судна по отноше­ нию к поверхности воды.

Дрек — небольшой шлюпочный якорь.

Дректов — трос, служащий якорным канатом для дрека или плавучего якоря.

Катамаран — простейшее судно, применявшееся жите­ лями островов Тихого океана и Индии; грузовое судно, состоящее из двух длинных корпусов, свя­ занных между собой общей палубой.

Катер — небольшое судно или корабль водоизмегцениехг до 100—150 т. Существует множество катеров и дру­ гих мелких судов различных наименований и назна­ чений.

Киль — главная продольная связь набора, устанавливае­ мая в ДП в днищевой части судна и простирающая­

ся до штевней.

 

продольная связь на судах без

Кильсон —• днищевая

двойного дна.

В

мелком

судостроении — продоль­

ный брус, накладываемый внутри корпуса вдоль над

килем.

 

(чаще искусственный) бассейн

Ковш — естественный

для стоянки, ремонта или достройки судов.

Комингс — сплошной

бортик

вокруг выреза

в палубе

для грузового,

сходного и других люков;

комингсом

215


также называют высокие пороги у судовых дверей.

Коэффициент

полноты

водоизмещения — коэффициент,

характеризующий полноту обводов корпуса. Равен

отношению объема

подводной

части корпуса судна

к условному объему бруса, у

которого сторонами

являются

главные

размерения

данного судна (дли­

на, ширина, осадка).

Кранец —■упругий валик, особо сплетенный из мягкого троса или парусиновый мешок, набитый пробкой. Служит для смягчения ударов и предохранения бортовой обшивки при причаливании.

Крен — поперечное наклонение судна по отношению к поверхности воды.

Леерное ограждение — ограждение палубы или Мостика,

состоящее из металлических (леерных)

стоек

и тро­

сов или прутьев (лееров), протянутых

через

отвер­

стия в стойках.

частью

несамоходное суд­

Лихтер — грузовое, большей

но. Используется для морских перевозок на букси­

ре и для перегрузочных работ на морских и речных

рейдах.

которой

имеется мощный

Маяк — башня, на вершине

источник света определенного характера. Служит ориентиром для судоводителей при плавании вблизи берегов. При наличии нескольких маяков башни де­ лают разной формы и окраски.

Мидель — условное поперечное

сечение

корпуса

судна

на середине его длины плоскостью, перпендикуляр­

ной ДП.

(скелет) корпуса судна. Совокупность

Набор — каркас

продольных

и поперечных балок и различных “под­

креплений в корпусе судна,

которые

придают ему

заданную

форму

и обеспечивают

необходимую

прочность.

 

часть

корпуса,

находящаяся

Надстройка — крупная

выше верхней палубы. Идет от борта до борта суд­

на (например бак, ют, средняя надстройка).

сохра­

Непотопляемость— способность

судна

частично

нять плавучесть, остойчивость и другие мореходные качества при затоплении одного или нескольких от­

секов в результате повреждений в корпусе.

и бор­

Обшивка — водонепроницаемая оболочка днища

тов судна; прикрепляется к набору судна.

снаб­

Огонь — навигационный

предостерегающий знак,

женный источником

света.

 

216