Файл: Гаращенко, Г. М. Безопасность судовождения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Отсек — большое помещение в корпусе |
судна, |
отгоро |
|||||||
женное водонепроницаемыми |
переборками. |
судна. |
|||||||
Палуба — горизонтальное |
перекрытие корпуса |
||||||||
Судно может иметь несколько палуб. Перекрытия |
|||||||||
надстроек и рубок тоже называются палубами. |
|||||||||
Переборка— прочная |
перегородка, разделяющая |
кор |
|||||||
пус судна на отдельные помещения (отсеки). |
|
||||||||
Перевальный столб — береговой |
знак |
на |
реке, |
показы |
|||||
вающий изменение направления судового хода от |
|||||||||
одного берега к другому. Ставится у переката. |
|||||||||
Перо руля — пластина или вертикальное |
крыло |
обтека |
|||||||
емой формы, образующее рабочую часть руля. |
|
||||||||
Пиллерс— вертикальная |
стойка |
(колонна). |
Служит |
||||||
опорой для бимса, полубимса или др. горизонталь |
|||||||||
ной связи набора. |
|
|
судно |
с маячным огнем, |
|||||
Плавучий маяк — специальное |
|||||||||
стоящее на якоре. |
|
|
образующий верхнюю ли |
||||||
Планширь — брусок (планка), |
|||||||||
нию борта шлюпки. |
На |
крупном судне — планка- |
|||||||
поручень, идущая по верху фальшборта или леерно- |
|||||||||
го ограждения. |
водный |
район, |
имеющий |
гавань, |
|||||
Порт — береговой и |
|||||||||
причальные сооружения, помещения для пассажи |
|||||||||
ров и грузов, оборудование для погрузки, выгрузки, |
|||||||||
ремонта и снаряжения судов. |
|
|
|
перед |
морс |
||||
Рейд — значительное |
водное пространство |
||||||||
кой или речной гаванью или портом, удобное для |
|||||||||
якорей стоянки судов. |
оборудованное |
холодильными |
|||||||
Рефрижератор — судно, |
|||||||||
установками. Служит для перевозки |
скоропортя |
||||||||
щихся грузов. |
|
|
|
|
|
|
|
бортов |
|
Рубка — закрытое помещение, не доходящее до |
|||||||||
судна, расположенное выше верхней палубы или |
|||||||||
надстройки. |
|
|
построенное |
или |
приспо |
||||
Рудовоз — судно, специальное |
|||||||||
собленное для перевозки руды. |
|
|
рычаг, |
слу |
|||||
Румпель — металлический |
или |
деревянный |
|||||||
жащий для перекладки руля. |
|
|
|
|
|
|
Рыбины — (елани) деревянные решетки или щиты с упо рами для ног гребцов, укладываемые на дно шлюп ки. Предохраняют дно от повреждений.
Семафорная мачта — ставится на берегу реки. Служит для подъема знаков, показывающих глубину и ши рину судового хода в данном месте, а также дру гих сигналов.
217
Створные знаки— два |
щита |
определенной |
формы и |
|||||
раскраски. Устанавливаются один за другим по во |
||||||||
ображаемой линии безопасного курса судна в дан |
||||||||
ном месте фарватера. |
|
днищевого или |
бортового |
|||||
Стрингер — продольная |
балка |
|||||||
набора. |
|
|
|
|
инженерных со |
|||
Судно — общее название всех плавучих |
||||||||
оружений, на которых можно перевозить людей и |
||||||||
грузы или производить различные работы на воде. |
||||||||
Танкер — судно, служащее для |
перевозки нефти, |
бензи |
||||||
на, масел и др. жидких |
грузов наливом |
в |
трюмы |
|||||
(танки). |
кормы |
судна. Вертикальная |
или |
|||||
Транец — плоский срез |
||||||||
наклонная доска, образующая кормовой срез. |
|
про |
||||||
Узел — мера скорости, равная |
числу морских миль, |
|||||||
ходимых кораблем в один час. |
|
|
мости |
|||||
Фальшборт — сплошное |
ограждение палубы или |
|||||||
ка с прорезями (шпигатами) для стока воды. |
|
на |
||||||
Флюгарка — фигурная |
дощечка |
особой |
расцветки |
|||||
бортах и на транце шлюпки, а также флажок, при |
||||||||
крепляемый к парусу. |
Является |
отличительными |
||||||
знаками шлюпок. |
|
днищевого набора, |
составля |
|||||
Флор — поперечная связь |
||||||||
ющая часть шпангоутной рамы. |
или |
наклонная |
||||||
Форштевень — передняя |
вертикальная |
|||||||
часть набора, образующая носовую оконечность |
||||||||
судна и служащая продолжением киля. |
заданной |
|||||||
Ходкость — способность |
судна |
двигаться с |
||||||
скоростью при возможно меньшей мощности двига |
||||||||
теля. |
|
|
|
|
|
|
|
мо |
Шлюпка — небольшое гребное, гребно-парусное или |
||||||||
торное судно, построенное по определенным пра |
||||||||
вилам и нормам. |
|
литая |
или сварная |
конструк |
||||
Якорь судовой — кованая |
ция, соединяемая с судном цепью или тросом. Слу жит для удержания судна на месте, а также для маневрирования при стоянке.
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
Г а р а щ е н к о |
Г. М. Судоводителю-любителю о |
без |
опасном плавании. К., «Реклама», 1972 г. |
конт |
|
Г а р а щ е н к о |
Г. М., Ч и с т я к о в В. А. Вести |
роль психологических способностей судоводителей,— жури. «Речной транспорт», 1972 г. № 1, стр. 46—47.
Г л у щ е н к о М. С. и др. Лодочные двигатели, К., «Гос-
технздат УССР», 1963 г. |
(41). 1973 г. |
|
Журнал «Катера и яхты» № 1 |
||
НИИАТ |
«Краткий автомобильный справочник». М., |
|
«Транспорт», 1971 г. |
катерам, лодкам и мото |
|
Н о в а к |
Г. Н. 300 советов по |
рам. М., «Судостроение», 1973 г.
О л ь ш а м О с к и й С. Б., З е м л я н е в с к и й А. К., Щ е п е т о в И. А. Организация безопасности пла вания судов. М., «Транспорт», 1972 г.
Т а п и н е к и й В. |
Н. и др. «Ремонт автомобиля «Моск- |
вич-412». М., |
«Транспорт», 1972 г. |
С а п о ж н и к о в |
Е. ,Н. — Двигатели внутреннего сго |
рания. К., «Техника», 1972 г.
С а п о ж н и к о в Е. Н., Р о д и о н о в В. Н., Г а р а
щ е н к о |
Г. М. Подобие судоводителю-любителю. К., |
«Техника», 1973 г. |
|
Х а п и к о в |
А. А. Знаки и Сигналы на внутренних су |
доходных путях УССР. К., «Техника», 1969 г. Правила плавания по внутренним судоходным путям
УССР. Устав службы на судах. К., «Реклама», 1972 г.
219
СОДЕРЖ АНИЕ
I. Основы безопасности судовождения |
|
|
|
|||
Общие сведения |
из |
Правил |
плавания . . |
|
3 |
|
Порядок оформления документов судово- |
4 |
|||||
дителей-любителей. Их обязанности . |
. |
|||||
Право на |
управление |
судном . . . . |
|
4 |
||
Обязанности владельцев судов и работников |
7 |
|||||
п у т и |
............................................................ |
|
|
|
|
|
Требования к волевым и моральным качест |
9 |
|||||
вам судоводителя |
|
|
||||
Основные сведения |
из л о ц и и ................................... |
|
|
10 |
||
Формирование русла р е к и ................................... |
па внутренних |
16 |
||||
Навигационная |
обстановка |
17 |
||||
судоходных |
п у т я х |
|
|
|||
Створные |
з н а к и ....................................................... |
|
|
17 |
||
Перевальные з н а к и ................................................ |
|
|
18 |
|||
Ходовые знаки |
.............................................. |
|
|
19 |
||
Сигнальные и семафорные мачты . . . |
|
19 |
||||
Знак «Сигнал» |
. |
знаки . . . . |
|
20 |
||
Весенние |
(паводковые) |
. |
20 |
|||
Вехи, бакены, буи, свальные бакены . |
|
21 |
||||
Способы ориентировки на реке . . . . |
|
22 |
||||
Выбор курса судна. Контроль за правиль |
24 |
|||||
ностью |
выбранного |
. . . . |
. |
|||
Плавание |
по |
озерам |
водохранилищам |
26 |
||
Плавание |
на |
в о л н е ....................................... |
|
28 |
|
|
Плавание но подходным каналам. Шлюзо |
29 |
|||||
вание с у д о в ....................................................... |
|
|
||||
Сигнализация и порядок движения судов на |
31 |
|||||
внутренних |
водных п ..................................у т я х |
. |
. |
|||
Зрительная сигнализация на |
31 |
|||||
Звуковая |
сигнализация |
судах . . |
. |
34 |
Встреча и расхождение больших судов |
|
|
38 |
||||||
Расхождение судов на подводных крыльях |
|
40 |
|||||||
Движение, встреча и расхождение мелких |
41 |
||||||||
судов с |
большими |
и между |
собой . |
|
. |
||||
Встреча |
с |
судном, |
|
буксирующим |
баржи |
|
|||
или п л о т ..................................................... |
|
|
|
|
|
42 |
|
||
Встреча с грузовым теплоходом и тепло |
44 |
||||||||
ходом, |
толкающим |
приставку |
. . . |
|
|||||
Встреча с пожарно-спасательным судном |
|
45 |
|||||||
Встреча |
с |
составом, |
идущим |
за |
двойной |
||||
т я г о й |
............................................................ |
|
|
|
|
|
45 |
|
|
Встреча с буксировщиком, ведущим судно |
|
||||||||
под б о р т о м .............................................. |
|
|
|
|
|
46 |
46 |
||
Встреча |
с |
буксировщиком-шаландером |
|
|
|||||
Встреча |
с |
толкаемым составом |
. . . |
. |
47 |
||||
Встреча |
с парусно-моторным судном . |
48 |
|||||||
Встреча |
с |
моторной |
лодкой................................. |
|
. . . |
|
48 |
||
Встреча |
с |
рыболовными судами |
|
49 |
|||||
Меры по предупреждению аварийных слу |
50 |
||||||||
чаев при расхождении судов . . . . |
|
||||||||
Виды обгона судов и составов. Меры по |
52 |
||||||||
предупреждению |
аварийных |
случаев |
|
|
|||||
Порядок движения малых судов мимо рей |
53 |
||||||||
дов в |
портах |
|
................................................ |
|
|
|
|
||
Движение мимо судов и плотов, стоящих на |
55 |
||||||||
якорной |
стоянке |
или на мели |
. . . |
|
|||||
Движение судов мимо работающих земсна |
|
||||||||
рядов, переправ, под мостами, у выпра- |
|
||||||||
вительных сооружений и наплавных мос |
57 |
||||||||
тов |
|
.................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
Местные Правила плавания моторных ло |
|
||||||||
док по акваториям крупных портов |
64 |
||||||||
Днепра |
............................................................. |
|
|
|
|
|
|
||
Управление |
и маневрирование моторной лодкой |
67 |
|||||||
Порядок размещения грузов и людей в мо |
67 |
||||||||
торной л о д к е ...................................................... |
судна |
|
|
|
|
||||
Поворот |
и оборот |
|
|
|
|
68 |
|||
Привал и отвал, постановка моторной лод |
69 |
||||||||
ки на |
якорь и снятие с якоря . . . |
|
|||||||
Сведения из |
судовой |
практики |
. . . . |
|
77 |
||||
Подготовка моторной лодки к рейсу . |
|
77 |
|||||||
Меры по оказанию помощи терпящим бед |
78 |
||||||||
ствие |
|
.................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
Действия судоводителя при аварии с суд |
79 |
||||||||
ном и несчастном случае с людьми . |
. |
||||||||
Сигналы, |
подаваемые при бедствии |
. |
|
83 |