Файл: Урок 1 организм человека. Нервная система цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Почки – парные органы, они расположены в брюшной полости, по обе стороны от позвоночника. По форме почка напоминает боб, длина почки составляет 10–12 см, ширина – 5–6 см, масса – не более 200 г.

– Прочитайте текст на с. 26 учебника.

– Что относится к органам выделения?

– Почему почки часто называют «биологическим фильтром»?

– Почему для обследования больного делают анализ мочи?

Физкультминутка

Упражнение «Покажи, как…».

Учитель предлагает учащимся показать, как летает стрекоза, прыгает кузнечик, порхает бабочка, гудит при взлете самолет, скачет заяц, переваливается медведь, семенит утка и т. д.

Это же упражнение может проводиться в другом варианте: два-три ученика по выбору показывают у доски сами, предварительно договариваясь, движения каких-либо животных или предметов, дети класса повторяют и отгадывают, что изобразили водящие.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа по рисунку-схеме на с. 26 учебника.

– Рассмотрите рисунок-схему. Назовите и покажите органы выделения.

2. Коллективное выполнение задания 35 в рабочей тетради № 1 на с. 13.

3. Ответы на вопросы:

– Почему продукты обмена веществ должны постоянно выводиться из организма?

– Какую функцию выполняют почки?

– Сколько почек у человека? Может ли человек жить без одной почки?

4. Разгадывание кроссворда.



По горизонтали: 1. Опора тела. 3. Человек, дающий свою кровь для переливания. 4. Орган тела человека и животных, состоящий из ткани, способный сокращаться. 7. Подвижный кожный покров глазного яблока. 8. Самый тяжелый орган нашего тела. 9. Бывают молочные, бывают коренные. 10. Орган выделения.

По вертикали: 2. Особая жидкость красного цвета, необходимая человеку и животному. 4. Орган мышления у человека. 5. Соединяют головной и спинной мозг. 6. Орган пищеварительной системы.

Ответы: по горизонтали – 1. Скелет. 3. Донор. 4. Мышца. 7. Веко. 8. Печень. 9. Зуб. 10. Почки. По вертикали – 2. Кровь. 4. Мозг. 5. Нервы. 6. Желудок.

V. Итог урока.

– Откуда в организме появляются вредные вещества и углекислый газ?

– Какими способами вредные вещества и углекислый газ удаляются из организма?
(Через легкие, кожу, почки.)

– Назовите органы выделения.

– Какими новыми сведениями пополнили свои знания о самом себе?

– Почему человеку необходимы знания о своем организме?

Домашнее задание: выполнить задание на с. 23 учебника.

Урок 10
КОЖА. СТРОЕНИЕ КОЖИ. КАК «РАБОТАЕТ» КОЖА


Цели: ознакомить учащихся с кожей и её значением, с гигиеной кожи; формировать умения оказания первой помощи при повреждении кожи; воспитывать культурно-гигиенические навыки ухода за кожей.

Ход урока

I. Организационный момент.

Советов не давай – советов не беру.

Сама учусь всему, свой опыт мне дороже.

Живу, как журавли, как лесовик в бору,

Воспринимая жизнь душой и кожей.

Н. Леонова

– О каких способах познания окружающего мира пишет поэтесса?

– Как можно воспринимать мир кожей? А душой?

– Конечно, автор стихотворения – уже взрослый человек, поэтому она хочет во всем сама разобраться, а вот вам опыт старших товарищей и авторов нашего учебника очень полезен для изучения новых сведений о мире и о человеке.

– Сегодня наш разговор пойдет о роли кожи в системе органов человека.


II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа-повторение по вопросам и заданиям:

– Назовите органы выделения.

– Почему организм постоянно освобождается от ненужных веществ?

– Что вы знаете о почках?

Учитель добавляет ответы учащихся:

ПОЧКИ

Хорошо, когда в доме есть водопровод. Человек моет под краном руки, а мыльная вода из раковины убегает по трубам канализации.

Своя канализация есть и в нашем организме.

Как старательно ни охраняет его кожа, разные железы, ворсинки носа и бронхов, все-таки вместе с пищей и воздухом в кровь попадают ненужные, а то и вредные вещества. Да и в самом организме скапливаются разные отходы. И все это надо как-то удалить.

Этим заведуют почки – парный орган, по форме похожий на огромные бобы фасоли. Внутри эти «бобы» состоят из множества крохотных камер, пронизанных тончайшими кровеносными сосудами. Лежат почки в нижней части спины, чуть повыше поясницы.

Печень направляет сюда поток крови, в котором растворены ненужные и вредные вещества, попавшие в организм или скопившиеся при его работе. Почки перерабатывают все это в мочу, и она уносит отбросы из организма, как трубы канализации уносят из дома грязную воду.

(По А. Дорохову.)

– Какую функцию выполняют почки?

– Покажите на своем теле, где располагаются почки.

2. Опрос по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.

Задание. Перечислите пять систем человека.

Карточка 2.

Задание. Запишите, что относится

к нервной системе – ____________________________________;

пищеварительной системе – _____________________________;

дыхательной системе – __________________________________;

кровеносной системе – __________________________________;

выделительной системе – ________________________________.

Карточка 3.

Задание. Вставьте пропущенные слова в предложения.

Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы ___________, _____________, забирает _____________ и ненужные для организма _______________.

Карточка 4.

Задание. Выберите из перечисленных слов названия органов выделения.

Печень, почки, мочеточники, тонкая кишка, мочевой пузырь, легкие, сердце, кожа.

III. Формирование новых знаний.


1. Объяснение материала о строении и значении кожи.

Учитель. Какие основные части человека вы знаете?

Ученики. Это голова, шея, туловище, руки и ноги.

Учитель. Все эти части покрыты кожей. Кожа защищает тело от различных повреждений. Она не пропускает воду, предохраняет человека от холода и жары.

Кожа не просто оболочка нашего тела. Она надежный защитник от многих, самых различных опасностей. Вот почему она так же необходима для сохранения жизни, как сердце или мозг.

Давайте возьмём лупу и рассмотрим кожу.

Рассматривая с помощью микроскопа строение кожи, можно увидеть под наружным, очень тонким слоем надкожницы более толстый слой собственно кожи. Его толщина – 1–2 мм. Здесь находятся корни волос, маленькие железки и большое количество различных чувствительных телец. Эти тельца посылают по нервам в мозг срочные сообщения: одни – о возникшей боли, другие – о тепле, холоде, прикосновении к коже. В ответ мозг принимает решения и контролирует их выполнение, чтобы вовремя предохранить организм от всяких неприятностей.

Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами, расположенными в два этажа.

Ночью и днем, в жару и холод температура внутри нашего тела почти не меняется. Об этом заботится кожа – главный регулировщик отдачи тепла в окружающую среду. Один из способов такой регуляции – сужение и расширение кровеносных сосудов, расположенных в «верхнем этаже». Когда они расширяются, по ним протекает много теплой крови. Поверхность кожи согревается и отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении тех же сосудов почти вся кровь протекает по сосудам «нижнего этажа», и кожа становится холодной, а потому потеря организмом тепла снижается. В жаркую погоду начинает работать огромное количество маленьких железок, вырабатывающих пот. Попадая по трубочкам на поверхность кожи, он испаряется и тем самым охлаждает кожу.

Вы видите много волосков и мелких отверстий. Через эти мельчайшие отверстия на поверхность кожи постоянно выступают пот и жир. Вместе с потом из тела выделяются различные вредные вещества. Когда бывает очень жарко, человек сильно потеет. Пот испаряется с кожи, и тело человека охлаждается, ему становится легче переносить жару. Жир, выделяемый кожей, смягчает её.


Под кожей есть слой клеток, почти целиком заполненных жиром. Это подкожная клетчатка. Она тоже принимает участие в защите организма. Толщина ее в отдельных местах может достигать нескольких сантиметров. Она оберегает нас от возможных толчков и ударов.

Большое значение имеет надкожница, хотя ее толщина – десятые доли миллиметра. Она не пропускает ни воды, ни растворенных в ней веществ. Микробы заразных болезней могут проникнуть через надкожницу, только если она повреждена. Однако она плохо задерживает солнечные лучи, и можно получить ожог.

Хорошо еще, что благодаря особому свойству надкожницы кожа покрывается загаром, который сильно задерживает ультрафиолетовые лучи. Если солнечная ванна не слишком длительна, ультрафиолетовые лучи, возбуждая клетки надкожницы, заставляют их скорее расти и размножаться. Находящиеся в части клеток маленькие темные зернышки начинают увеличиваться, иногда заполняя чуть ли не всю клетку. Они-то и образуют сплошной коричневый слой загара. Загар мешает ультрафиолетовым лучам проникнуть в глубь кожи.

Кожей мы непосредственно соприкасаемся с окружающей средой. В коже имеется огромное количество нервных окончаний, с помощью которых мы воспринимаем тепло, холод, прикосновения.

В середине XVII века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» – олицетворение «золотого века». Тело ребёнка было покрыто золотой краской. Праздник удался.

Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провёл в холодном замке. Он сильно замёрз: золотая краска, покрывавшая тело, вызвала резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась. Мальчик заболел и вскоре умер.

Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребёнка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение, поступление в организм воздуха. Только значительно позже, в XIX веке, опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина в нарушении теплорегуляции организма.

2. Вопросы и задания для обсуждения:

– Рассмотрите рисунок-схему «Строение кожи» на с. 28 учебника.

– Из каких частей состоит кожа?

– Как называется первый слой кожи?

– Что находится во втором слое? Из чего состоит третий слой?