Файл: Урок 1 организм человека. Нервная система цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как и в годы Отечественной войны с французами, огромную помощь армии в войне с фашистами оказывали партизаны.

Рассмотрите иллюстрацию.

– Кто изображен?

– Каким выглядит партизан?

– Какой у него взгляд?

– Что его беспокоит?

– Какой у него настрой?

– Можно ли его назвать народным мстителем?

Партизанские отряды, действовавшие в тылу врага, наносили ему большой урон. Очень неспокойно было фашистам на занятой ими территории нашей страны. То здесь, то там вспыхивали ожесточённые схватки между фашистами и партизанами – народными мстителями. Партизаны взрывали вражеские поезда, мешали фашистам переправлять на фронт новые танки, самолёты, оружие, солдат. Иногда целые области нашей страны, захваченные в начале войны врагом, становились партизанскими краями. Очень боялись фашисты передвигаться по этой территории. Их ожидали засады, взрывы партизанских мин, плен и смерть. Народные мстители вели успешную разведку в тылу врага. Все собранные сведения о расположении и передвижении фашистских войск, о планах гитлеровских командиров партизанские разведчики сообщали в Москву. На партизанские аэродромы с «Большой земли» (так называлась территория нашей страны, куда не пустили врага) приземлялись самолёты с оружием, лекарствами и пополнением для партизанских отрядов. Обратно самолёты вывозили раненых партизан. К концу Великой Отечественной войны некоторые партизанские отряды объединились в крупные войсковые подразделения, громившие фашистов вместе с частями нашей армии.

Войне посвящено множество картин, скульптур.

Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

2. Практическая работа.

Рабочая тетрадь № 2, с. 40, № 86.

Физкультминутка

Раз – правую ногу вперед, назад и в сторону.

Два – вправо, не торопясь, повернули голову.

Три – попрыгать три раза на левой ноге.

Четыре – туловищем потянуться к правой руке.

Пять – вдох глубокий, закончили отдыхать,

Сесть, продолжим урок изучать.

– Четвёртый год шла война. Сколько горя осталось позади! И битва под Москвой, первая серьёзная победа нашей армии, и окружение фашистских армий под городом Сталинградом, и сражение под Курском, решившее участь фашистских войск, – всё это уже позади. Наши солдаты уверенно продвигались по дорогам Европы к Берлину, чтобы уничтожить фашистов в их доме. Фашисты постарались сделать из Берлина неприступную крепость. Они собирались надолго задержать наши войска перед столицей своего государства, чтобы выиграть время. А оно им нужно было для того, чтобы накопить силы для отпора. Но враг просчитался. Уже весной последнего года войны, весной победоносного 1945 года, солдаты нашей армии стояли у стен Берлина. Последний рывок – и враг будет повержен. В апреле, весенней ночью, тысячи наших артиллерийских орудий открыли яростный огонь по фашистской столице. Тысячи бомб упали на город. Однако враг упорно защищался.


И вдруг со стороны наших войск ослепительно зажглись десятки ярких солнц. Это по приказу маршала Жукова позиции оборонявшихся фашистов стали освещать мощные прожектора. Ночная тьма сразу же отступила. Стало светло как днём. В ужасе, бросая оружие, испуганные фашисты покидали свои окопы. Поначалу они подумали, что русские использовали в битве за Берлин новое секретное оружие. Да, это было новое оружие, но вовсе не секретное. Оно давно уже известно всем врагам нашей Родины – талант российских полководцев, героизм народа, беззаветная вера и умение наших солдат и офицеров сражаться, уверенность всего народа в скорой победе над ненавистным врагом.

Тёплым весенним майским утром 1945 года над поверженной фашистской столицей уже реяло Красное знамя – знамя великой победы.

И по сей день весь наш народ каждый год 9 мая отмечает как праздник великой победы над фашизмом. Именно в этот день маршал Жуков подписал в поверженной фашистской Германии акт о безоговорочной капитуляции врага. Великая Отечественная война, принёсшая столько крови и страданий нашему народу, завершилась долгожданной победой. Память о ней навсегда останется в истории нашей Родины. Вскоре знамёна поверженных фашистских войск были брошены на брусчатку Красной площади под ноги наших солдат-победителей. Это был парад Победы. И командовал им доблестный маршал Жуков.


IV. Закрепление изученного материала.

Ответы на вопросы.

– Каких вы знаете героев-партизан детей и взрослых?

– Какой подвиг они совершили?

V. Итог урока.

– Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке?

– Кто помогал фронту? Кто вместе с бойцами на полях сражений в тылу ковал долгожданную победу?

Домашнее задание: учебник, с. 135–138, читать и пересказывать текст; ответить на вопросы; подготовить материал о разных народностях, которые населяют нашу Родину.

Урок 66
МЫ ЖИВЕМ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН


Цели: дать представление учащимся о правах и обязанностях граждан России; расширять знания о государственной символике – гербе, флаге, гимне родной страны; воспитывать толерантные качества, гражданско-патриотические чувства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный журнал «По страницам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Обобщение изученного материала.

Учитель. Каждый год празднует наша страна День Победы. И сегодня (так же, как и в далеком 45-м) этот день остается праздничным, волнующим и одновременно трагическим: никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую победу и память о той страшной цене, которую мы за нее заплатили.

Звучит в записи первый куплет и припев песни «Священная война» А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача.

1-й ученик. История еще не знала такого порыва, с каким встали на защиту Родины советские люди.

2-й ученик.

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над страною дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина!

В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.

3-й ученик. Первая линия мужества и отваги советских людей прошла вдоль пограничных застав, защитники которых первыми вступили в бой и открыли счет убитым гитлеровцам. Символом беспримерного мужества советского народа стал подвиг защитников Брестской крепости, одними из первых принявших на себя удар фашистских полчищ. Горела земля, плавился камень, но из полуразрушенных стен Брестской крепости все строчили и строчили пулеметы, и возникали на тех стенах надписи, пропитанные кровью:

«Нас было трое. Нам было трудно. Но мы не пали духом. Умрем как герои. Июль 1941 года».
(Из документа.)

4-й ученик. Потом были кровопролитные бои под Москвой, блокадным Ленинградом, славным Сталинградом, была Курская Дуга, Малая Земля…

5-й ученик. Жарким гулом наполненные дни и ночи июля 1943 года на Курской Дуге навсегда вошли в историю Великой Отечественной войны. 12 июля под Прохоровкой состоялось невиданное в истории танковое сражение, в котором действовало около тысячи танков. За один только день боев враг потерял около четырехсот танков.

Звучит в записи песня «Журавли»; музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова.

6-й ученик. Стой! Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто сейчас в камне смотрит с высоты своих памятников, кого нет сейчас среди нас, потому что во имя нас они отдали свои жизни. Каждый из двадцати миллионов погибших был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком – братом, отцом, дедушкой, дядей… Это были люди, мечтающие о счастливой жизни своего народа. Из них шесть миллионов замучено и истреблено мирных жителей.

Сотни тысяч людей загублены фашистами в лагерях смерти.

7-й ученик. Каждый из воинов, отдавших жизнь за победу, был самым дорогим человеком на свете для матери, жены, сына, отца. А воевали на фронтах целыми семьями. Случалось, семьями и погибали.

8-й ученик. Война продолжалась. Но бои шли не только на фронтах. Они велись всюду, куда ступала нога захватчика: в больших и малых городах, в поселках и деревнях, в лесах, горах и степях.

Борьба была всенародной. Русская земля горела под ногами немецких оккупантов.

9-й ученик. Вот что пишет в своем дневнике обер-майор Густав Гольц, назначенный в свое время комендантом небольшого украинского местечка Заречное: «В моем районе действует какая-то неведомая сила… Начали исчезать солдаты гарнизона. Как в воду падают поставленные мною волостные бургомистры и сельские старосты. Мне ясно: это партизаны, их действия становятся все нахальнее. В прошлом месяце они взорвали зареченскую мельницу, где сгорело 27 тысяч пудов собранного для армии фюрера хлеба. Ими руководит умелая рука. Какая дикая, какая некультурная страна! Народ упрямый, невоспитанный. Сколько его не стреляй, он не покоряется, не становится на колени».

10-й ученик. Всего за годы Великой Отечественной войны партизаны подорвали восемнадцать тысяч поездов
, вывели из строя 52 тысячи автомашин. Их не пугало, что за все это они должны были расплачиваться жизнью.

11-й ученик. Их расстреливали в тюрьмах, замучивали в гестапо, отправляли в концентрационные лагеря. Вот какие строки писались в застенках гестапо:

«Фашизм. Когда я произношу это слово, на меня веет гнилью застенков и карцеров, до меня доносятся стоны и крики замученных жертв, я слышу вопли матерей, на глазах у которых эти изверги убивали детей. Да, это были звери». (Из документа.)

12-й ученик. Вы слышите победные шаги? Это идут наши солдаты. Идут и несут народам Европы свободу.

Победоносно прошли они по землям Болгарии, Польши, Венгрии, Югославии, Чехословакии, Румынии, Австрии и Германии и пришли к Берлину, чтобы задушить зверя в его логове и расписаться на рейхстаге, чтобы пришел конец этой кровопролитной войне.

13-й ученик. Это было невозможно, это было немыслимо – умереть за несколько часов до Победы. Но сильнее желания увидеть Победу было желание добить фашистов в их логове, и снова бросались воины в бой и побеждали!

14-й ученик. Да, к нам пришла Победа… Победа, которую так долго ждали и приближали, как могли.

По улицам и площадям всех освобожденных городов, сел и поселков шли и шли счастливые и уставшие наши солдаты, шли гвардейские дивизии и стрелковые полки, шли танковые и артиллерийские войска.

15-й ученик. Победа… Она пришла к нам 9 мая 1945 года.

Не в лавровом венке, торжественная и спокойная, нет. Она пришла в образе старой матери, опустившей натруженные руки. И за 1418 дней и ночей над Европой впервые воцарилась тишина.

16-й ученик. Победа… И если сейчас слагаются песни, плавится сталь и пишутся книги, если растет хлеб на родных полях, то это потому, что была Победа!

Звучит в записи песня «День Победы» Д. Тухманова.

III. Формирование новых знаний.

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

– Все мы, живущие в нашей стране, независимо от социальной и национальной принадлежности, – граждане своего Отечества, своего государства.

– Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны?

В современном мире существует множество государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю.

– Как называлось наше государство в разные исторические времена? (Ответы учащихся.)