Файл: Урок 1 организм человека. Нервная система цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

За 15 часов сражения линия обороны русских не была прорвана. К ночи бой затих.

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! «Огромная площадь редутов, взрытая ядрами, – вспоминали участники сражения, – везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью…»

Наполеон впоследствии писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Физкультминутка

Игра «Скучно, скучно так сидеть».

От одной стены класса стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны тоже стоят детские стулья, но их число на один меньше количества учащихся.

Ученики садятся около первой стороны классной комнаты. Учитель читает стихотворение:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только учитель кончает читать стихотворение, все учащиеся бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Рассказ учителя.

– Тяжёлая битва при Бородино показала, что враг ещё очень силён и война будет продолжаться. Наполеон, несмотря на поражение, рвался к стенам древней Москвы. Кутузов считал, что новое сражение давать нельзя, так как у Наполеона оставалось ещё очень большое войско. И если очень опытные в ратных делах и хорошо обученные французские солдаты одолеют наших воинов, то война будет окончательно проиграна.

Кутузову возражали некоторые русские генералы. Они думали, что если не будет нового и окончательного сражения, то Наполеон без помех сумеет захватить Москву. В крестьянской избе в подмосковной деревне Фили собрались генералы. М. И. Кутузов открыл заседание Совета и попросил высказаться каждого. Большинство офицеров считало: лучше умереть, чем сдать древнюю столицу. Но фельдмаршал, выслушав всех, сказал, что с потерей Москвы ещё не потеряна Россия. Он приказал отступить, оставить Москву без боя, чтобы сохранить армию и подготовиться к последующим битвам.


Под печальный звон колоколов русская армия покидала Москву. Многие плакали… Наполеон гордо стоял на Поклонной горе. Он любовался золотыми маковками московских церквей, которые сверкали на осеннем солнце. Французский император ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но этого не произошло. Входя в опустелую Москву, наполеоновские воины надеялись на отдых, на тёплые квартиры, на скорое возвращение домой. Но на улицах было пусто, лишь ветер гонял листву и обрывки бумаг. Дома стояли открытыми, магазины и лавки были полны товарами, подвалы ломились от продуктов и вин. Только москвичей было мало. Офицеры стали занимать роскошные особняки, солдаты бросились грабить дома и магазины. Сам император расположился в Кремле как победитель. А ночью начались пожары. Запах дыма висел в воздухе, ветер перекидывал пламя из одного квартала на другой. Москва полыхала несколько дней. Весь сентябрь французская армия, находившаяся в городе, грабила его. В кареты и телеги грузились картины, скульптуры, сервизы, дорогие ткани, мебель. Добра было в городе много, а вот запасы хлеба, мяса, овощей, сена и овса иссякли. Воинская дисциплина падала. Наполеон, запершийся в московском Кремле, наконец понял, что Кутузов его перехитрил.

Пока Наполеон в бессильной злобе наблюдал, как уменьшаются силы его армии, Кутузову удалось накопить большие силы. Весь русский народ помогал армии людьми и оружием, одеждой, продуктами питания. А французы даже не знали, где в это время находилась русская армия. Очень неуютно чувствовал себя французский император в пылающей пожарами, враждебной ему древней российской столице. Наконец он принял решение отступить, для того чтобы сохранить хотя бы остатки своего войска. Кутузов вынудил французов отступать по той дороге, которая уже была ими разорена при наступлении на Москву. Русские войска, преследуя отступавших французов, захватывали в плен многих голодных и плохо одетых солдат Наполеона. Теперь Наполеон, наконец, понял, что война безнадёжно проиграна. Бросив остатки своих войск, он вернулся во Францию. Почти вся его армия погибла при отступлении.

Драматичной для отступающей армии стала переправа через реку Березину в ноябре 1812 года. Наполеон рассчитывал

, наведя быстро мосты, уйти от преследования. Но русская артиллерия открыла разрушительный огонь по переправе. Французские солдаты бежали по горящим мостам, бросались в реку и тонули. Это была уже не армия, а толпа обезумевших от страха людей.

Нашествие Наполеона на Россию кончилось полным его крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: «Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

– Наполеон рассчитывал, что продовольствие для армии будут поставлять покорённые жители России. Но всё оказалось иначе. Крестьяне прятали или уничтожали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса. Создавали отряды из местных жителей. Народ встал на защиту Отечества. Поднялась «дубина народной войны», началось партизанское движение в стране. Французы жаловались, что русские воюют «неправильно»: неожиданно нападают на обозы с продовольствием, забирают оружие и скрываются в лесах. Наполеон называл партизанскую войну «варварской войной без правил». Однако правило у партизан было: «Есть ружье – хорошо! Нет ружья – кольями, вилами – гони врага с родной земли!»

Партизаны наносили ощутимый урон захватчикам. Отряд под командованием крестьянина Герасима Курина состоял из пяти тысяч пеших и пятисот конных человек. Они были вооружены ружьями, отбитыми у неприятеля, пистолетами, саблями, а также самодельными пиками.

Солдат Ермолай Четвертаков был ранен и попал в плен. Ему удалось бежать и создать в тылу врага большую группу сопротивления. Она не допускала поставок продовольствия в армию Наполеона, устраивала засады и разбивала в боях французов.

Не знали поражений партизаны под командованием старостихи Василисы Кожиной. Её имя наводило ужас на французских солдат. Они не могли поверить, что партизанским отрядом, который взял в плен множество французских солдат, командовала простая деревенская женщина.

Большую роль в войне сыграли армейские партизаны. Бывший адъютант Багратиона – Денис Давыдов – создал отряд, который действовал в тылу врага. Лихой гусар, весельчак, поэт, Денис Давыдов был человеком огромного личного мужества. О нём с восторгом и почтением отзывались и дворяне, и крестьяне. Его имя обрастало легендами. Однажды, имея 50 гусар и 80 казаков, он атаковал неприятельский транспорт с припасами, который охраняло 250 кавалеристов. Очевидец вспоминал: «Все рассыпались при нашем появлении: иных мы захватили в плен не только без оружия, но даже без одежды, иных вытащили из сараев. Сей наезд доставил нам 10 провиантских повозок и одну повозку с патронами». Однажды при встрече с Кутузовым Денис Давыдов извинялся, что стоит перед фельдмаршалом не в военной форме. Но Кутузов его успокоил: «Действуй, как действуешь, головой и сердцем. Мне нужды нет, что на голове не кивер, а шапка, а сердце бьется не под мундиром, а под армяком».


Много легенд было сложено и о другом руководителе армейского партизанского отряда – Александре Фигнере. Он проникал в штабы противника и, пользуясь прекрасным знанием французского языка, приносил Кутузову ценные сведения. В войсках Наполеона служили за деньги немцы, австрийцы, итальянцы. И все они принимали за своего капитана Фигнера, который знал четыре языка. Однажды объединённые силы армейских партизан Дениса Давыдова и Александра Фигнера захватили в плен колонну французов в 2 тысячи человек во главе с генералом.

В городских домах, в имениях, в крестьянских избах самой главной темой стали военные события. Все осуждали и презирали помещиков, которые остались «под французом» и кормили завоевателей. Многие молодые дворяне добровольно уходили в действующую армию, и родители благословляли их на ратное дело.


III. Закрепление изученного материала.

Самостоятельное выполнение заданий 83–84 (рабочая тетрадь № 2, с. 39).

IV. Итог урока.

– Как защищались русские люди от французских завоевателей?

– Почему битва названа Бородинской?

– Подумайте, могли ли русские солдаты победить, не имея таких военачальников и командиров?

– Какие черты характера проявляли русские люди в борьбе с наполеоновской армией?

Учитель комментирует ответы, объявляет оценки за урок; учащиеся задают интересующие их вопросы по теме, записывают домашнее задание.

– У поэта М. Ю. Лермонтова есть такие строки:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия?

Домашнее задание: составить рассказ о Бородинском сражении, используя отрывки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Иллюстративный материал к уроку



Бородинское сражение

Урок 64
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
1941–1945 ГОДОВ


Цели: расширять знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками; воспитывать интерес к истории своего отечества, чувство патриотизма.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

Ответы на вопросы.

– Что вам известно о Второй мировой войне?

– Какое другое ее название вы знаете?

– Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечественной войны?

– Какие книги о Великой Отечественной войне с фашистскими захватчиками вы читали?

– Какие фильмы смотрели?

– Что вам рассказывали дедушки и бабушки, родители об этих событиях?

– С какими героическими подвигами вы встречались при описании военных событий этих лет?

– Что видели в музеях Великой Отечественной войны?

– Какие памятные места, связанные с этими событиями, есть в вашем городе (селе)?

III. Формирование новых знаний.

Рассказ учителя.

– Много событий произошло в конце XIX – начале XX века. Войны, разруха, голод – всё обрушивалось на Россию. В двадцатых годах началась мирная жизнь нашего народа. Много было сделано, многое можно было ещё сделать. Но начинались новые суровые испытания.