Файл: 1. Русская Правда как один первых источников права 1 Понятие и характеристика источников древнего права.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ указанных памятников русского права показывает, что в Московском государстве единство процесса уже разрушается: возникает различие между «судом» (обвинительным процессом) и «розыском» (следственным процессом).
1.2 Предпосылки и порядок создания Русской Правды
«Русская правда» - свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси. Известно более 100 списков «Русской правды», которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник «Русской правды» был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей.
Существует еще две редакции «Русской правды», которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы).
Русская Правда продолжает развитие уголовного права и процесса, в частности именно там возникают нормы об ордалиях, которые являлись испытанием железом, водой и пр.
Ордалии получили распространение в период наибольшего развития состязательного процесса, который, в свою очередь, падает на период феодальной раздробленности, и уже чуть позже формируются такие структуры как сыск и розыск. Следственный процесс начинает возникать на фоне развития товарно-денежных отношений и ростом классовых противоречий.
Постепенно ордалии начинают уступать другим мерам принуждения, к которым относятся показания свидетелей, письменным доказательствам, а в сыске к повальному обыску и пытке. Проведенные исторические исследования показывают высокий уровень правового развития в Киевской Руси, основанный на том, что киевские князья стремились к установлению единой системы наказаний на территории всей Киевской Руси, они пытались ввести единые нормы ответственности за убийство и другие преступления.
Русская Правда стала первым юридическим сборником древнерусского государства1.
Анализ норм Русской Правды свидетельствует, что они возникли на местной почве и были результатом развития юридической мысли в Киевской Руси. Итак, наши предки были носителями высокой тогда правовой культуры. Русская Правда ощутимо повлияла на развитие права западных и северо-восточных славян, ощутимо повлияла на становление таких памятников права, как Литовские статуты, Псковская судебная грамота, Судебники 1497 и 1550 г., и в определенной степени - Соборное уложение 1649р.
Следующий законодательный источник права на территории Древней Руси - это Псковская судная грамота, представляющая Свод законов Псковской феодальной республики, который был составлен в 1467 г. на базе отдельных постановлений псковского вече, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской Правды и обычаев.
Вместе с известными по Русской Правде судебными доказательствами начинают появляться и новые: судебный поединок («поле») и письменные доказательства, которые разделяются на «доски» (частные расписки) и «записи» (официально заверенные документы). В это же время возник институт представительства в судебном поединке («пособничество»), но могли им воспользоваться лишь женщины, подростки, монахи, старые люди. Разрешенные судом дела пересмотру не подлежали2.
2. Основные положения Русской Правды
2.1 Основные редакции Русской Правды
История Киевской Руси, которая определяется такими хронологическими рамками, как IX – начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода, к первому из которых относится время с IX века по середину X в., то есть время первых киевских князей. Второй период представлен второй половиной X – первой половиной XI в., то есть временем Владимира и Ярослава Мудрого. Во время третьего периода со второй половины XI до начала XII в. осуществлен переход к территориально-политической раздробленности.
Создание единого русского государства стало возможным вследствие осуществлении консолидации в IX столетии восточнославянских союзов племён (вятичей, кривичей, северян, волынян и др.) в единую древнерусскую народность.
Несмотря на общие для ряда стран закономерности процесса образования централизованных государств, этот процесс в России имел некоторые существенные особенности. Его главная особенность связана с тем, что Россия в то время не только ещё не вступила в стадию позднего феодализма, но в ней всё ещё продолжалось поступательное развитие и укрепление феодального способа производства.
Образование централизованного государства в России связывали с ростом и укреплением крепостничества в масштабе всего государства. Главной социальной силой в процессе формирования единого Русского государства становится класс землевладельцев (при этом на более раннем этапе это были бояре, на более позднем дворяне).
Вторая особенность процесса образования централизованного государства в России связана с более слабым по сравнению со странами Западной Европы развитием городов. Страна сохраняла в основном аграрный облик и роль города в её экономике была менее заметной, чем на Западе. Уровень развития городов в России тогда был значительно ниже, чем в западноевропейских городах.
И причин для этого было много, к которым можно отнести и незавершённость процесса феодализации на территории всего государства, и замедленность экономического развития в условиях татаро-монгольского ига, и оторванность от морских торговых путей, и т. д. И, в то же время, без выяснения участия города и горожан в процессе формирования Русского централизованного государства понять данный процесс невозможно.
2.2 Русская Правда – как венец древнерусского права
Венец древнерусского права представлен в качестве юридического сборника - Русская Правда. По мнению множества исследователей её прототип – это сборники законов «Устав» и «Закон русский», действующие в начале десятого века – являющиеся тогдашними основами судопроизводства. Оригинала Русской Правды не удалось сохранить. До нас она дошла в 106 списках - летописи и юридические сборники XIII-XVII вв.
Списки именуются в зависимости от места нахождения (Синодальная Правда хранится в библиотеке Синода, Академическая находится в библиотеке Академии наук, Троицкую хранят в Троице-Сергиевой Лавре). Списки разделяли и в зависимости от фамилии тех лиц, которые находили данные списки (Карамзинський, Татищевський). При этом, данные списки подразделили на 3-и редакции - Короткая, Расширенная и Сокращенная редакция.
Самой древней является Краткая редакция, отражающая порядок государственной организации и древнерусского права во время периода, когда произошло становление феодального строя, состоящая из Правды Ярослава и других источников. Считается, что Правда Ярослава сформировалась в 10-30-х годах XI столетия, а Правда Ярославичей принята в 50-60-е годах XI века и ей были отрегулированы общественные отношения, сформировавшиеся в раннефеодальный период. 1
В Правде Ярослава сохраняется, хотя и со значительным ограничением, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в Краткой редакции выступает жизни и телесная неприкосновенность феодалов и княжеских дружинников; она регулирует вопросы собственности, владения, наследования. Четко прослеживается специфика феодального права как права привилегии господствующих сословий. Изменения и дополнения Правды Ярославичей имели целью защитить княжеские имения и княжескую земельную собственность. Даже замена кровной мести системой денежных взысканий предусматривала увеличение поступлений в государственную казну. Покон вирний касается распределения поступлений от водоворот (уплаты штрафов за преступления) и продажи (натуральной или денежной вознаграждения, которое должен получить вирник при изъятии водовороты). «Урок мостникам» регулирует оплату ремонта городских мостовых.
Расширенная редакция Русской Правды отражает эволюцию феодального права в результате дальнейшего социально-экономического и политического развития Киевской государства. Ее создания приходится на период княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. В ней - немало переработанных и дополненных норм Краткой редакции, а также Устав Владимира Мономаха, в котором зафиксированы новые нормы, защищающие интересы феодалов, ограничивают имущественные и личные права феодально зависимого населения. Но в главном Устав был направлен на смягчение классовых противоречий, которые обострились в условиях упадка Киевского государства (его появление вызвало восстание в Киеве в 1113 г.).
3. Процессуальное право по Русской Правде
3.1 Материальное право по Русской Правде
Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства. Особенности Русской Правды заключаются в том, что она закрепила сословное неравенство в уголовном праве, то есть установила право сильного, право господина, а также «кулачное» право. Русская Правда не содержала в себе определенного понятия преступления. Преступление характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо. Субъектами преступления моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. При этом хозяин холопа имел право безнаказанно убить его или покалечить.
Преступные деяния согласно Русской Правды определялись не системно, а казуально, примерами. Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность всегда была одинаковой.
Виды преступлений по Русской Правде.1
1. Против личности:
- убийство. Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание. Чуть позже Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.
Его виды:
а) убийство в ссоре или на пиру;
б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);
- причинение телесных повреждений (данное преступление могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).
2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание, влекли за собой большой штраф – 12 гривен.
3. Против собственности. Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за
поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.
Государственных преступлений в те годы не было.
Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.
Виды наказаний по Русской Правде:
- месть;
- поток и разграбление;
- штраф: вира;
- продажа (в пользу князя);
- урок (возмещение потерпевшему);
- головничество (возлагался на всю семью).
3.2 Нормы процессуального права в Русской Правде
Древнейшей формой судебного процесса был суд общины. Процесс носил ярко выраженный состязательный характер. Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Одновременно в 10-11 вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь и его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом. Прототипом такого процесса может служить суд княгини Ольги над послами древлян в период восстания или суд князей над восставшими в 1068 г. и 1113 г.
Поводами к возбуждению процесса служили жалобы истцов, захват преступника на месте преступления, факт совершения преступления.
Процесс делился на 3 этапа (стадии). Первый – заклич – означал объявление о совершившемся преступлении, например, о пропаже имущества. Он производился в людном месте, «на торгу», где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).1
Вторая стадия процесса – свод (ст.35-39 ПП) – напоминала очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод.