Файл: 1. Какие примеры фундаментальных законов вы можете привести К фундаментальным законам природы относят закон.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19. Определение понятия «Система». Системное мышление учителя-дефектолога.
Система - совокупность взаимосвязанных и структурированных компонентов, каждый из которых представляется собой подсистему и добросовестно выполняет предназначенные ему обязанности с целью укрепления единства и повышения безопасности всей системы. Учитель-дефектолог должен системно мыслить в отношении таких парных категорий как «Здоровье» и «Дефект», «Здоровье» и «Болезнь», «Жизнь» и «Смерть», «Вдох»и «Выдох», «День» и «Ночь» и т.д., понимая, что всё пересиленное лишь субсистемы (части) одной большой системы мироздания.
20. Определение организма в узком смысле слова. Привести конкретные примеры. Не меньше пяти примеров.
Организм(узк.) - самостоятельная единица живого, способная к саморегуляции и отвечающая как единое целое на постоянно меняющиеся условия окружающей среды. Примеры: человек, собака, кошка, мышь, ромашка.
21. Определение организма в широком смысле слова. Привести конкретные примеры. Не меньше пяти примеров.
Организм(шир) -система, совокупность взаимосвязанных и структурированных компонентов, каждый из которых представляет собой подсистему и добросовестно выполняет предназначенные ему обязанности с целью укрепления единства и безопасности всей системы. Примеры: клетка, оганизм, государство, система образования, семья.
22. Общие системные свойства, их иерархия. Привести конкретные примеры каждого общего системного свойства.
Не меньше пяти примеров.
Общие системные принципы
Единство
Взаимосвязь
Иерархическая структурированность
Альтруизм каждого отдельного компонента системы (подсистемы)
Без выполнение первого принципа, остальные – не сработают. Все остальные принципы 9(их может быть и больше, до нескольких десятков), по сути, вытекают из первого, в иерархии самого главного.
23. Расшифровать и объяснить системный принцип альтруизма.
Под альтруизмом подразумевают принцип поведения, при котором человек совершает добрые поступки, бескорыстно заботясь о благополучии других людей. По сути, принцип альтруизма заключается в том, чтобы «жить ради других».
Выделяют три основных принципа альтруизма:
-
Жертвенность. Под ней подразумевают готовность поступиться своими целями ради дорогих людей. Считается, что альтруизм наиболее ярко проявляется при помощи близким родственникам.
-
Бескорыстие. Альтруист не ждет ничего взамен. Он никогда не пойдет на сделку с совестью, помогая другому для того, чтобы манипулировать им в дальнейшем.
-
Справедливость. Это своеобразный компас морали и одновременно двигатель альтруизма. Борьба за справедливость объединяет людей, мотивирует действовать сообща без преследования личной выгоды.
24. Что составляет основу системного мышления.
системное мышление - это способ понять сложность мира, рассматривая его с точки зрения единства, целостности и взаимосвязей, а не разделяя его на части. Оно используется как способ изучения и разработки эффективных действий в сложных контекстах. Системное мышление опирается на теорию систем и системные науки и вносит свой вклад в их развитие
25. Признаки жизни (отличия живого от неживого), их иерархия.
Основные отличия живого от неживого заключаются в том, что все живые организмы питаются, дышат, растут и размножаются, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются. Для творений неживой природы характерна высокая устойчивость, слабая изменчивость, если судить в масштабах человеческой жизни. Человек рождается, живет, стареет, умирает, а гранитные горы остаются такими же и планеты вращаются вокруг Солнца на протяжении многих лет. Мир живой природы предстает перед нами совсем иным - подвижным, изменчивым и удивительно разнообразным. Жизнь демонстрирует нам фантастический карнавал разнообразия и неповторимости творческих комбинаций. Мир неживой природы - это прежде всего мир симметрии, придающий его творениям устойчивость и красоту. Мир живой природы - это, прежде всего мир гармонии.
26. Этапы формирования системного мышления дефектолога.
27. Фундаментализация образования дефектолога.
Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее образование. Системообразующим критерием комплекса необходимых научных и практических знаний выступает антропологический принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию знаний о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики с последующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.
Важнейшими характеристиками современного образования педагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация.
Фундаментализация предполагает такое построение профессионального образования, при котором на основе широкой общенаучной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.
Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом.
28. Компетенции, реализуемые при изучении дисциплины «Клинико-педагогические основы дефектологии». Примеры их применения в педагогической деятельности(исходя из полученных знаний). Уметь их расшифровать применительно к каждому вопросу.
ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
ПК-8. Готов к реализации коррекционной, абилитационной, реабилитационный работы с лицами с ОВЗ в вариативных условиях.
Специальное научное знание:постижение фундаментальных законов. Педагогическая деятельность:Помогает не допустить базовых ошибок в педагогической деятельности, служит основой для построения всей последующей работы.
Специальное научное знание: формирование системного мышления учителя - дефектолога.
Педагогическая деятельность: Для развития умения систематизации не нужно перегружать ребёнка знаниями. Информация должна подаваться учителем-дефектологом постепенно, упрощённо, ярко. Причин но-следственные связи должны отчётливо и позитивно выражаться. Необходимо делать акцент на ключевых моментах, чтобы ребёнок видел связь. Например-аналогия солнца и луны. Если рассказывать об этих небесных телах по отдельности, в памяти останется лишь то, что они оба круглой формы и светят. Поэтому во время рассказа необходимо установить причинно-следственную связь, объяснив почему солнце светит днём, а луна - по ночам, и как на это влияет вращение земли.
Специальное научное знание: умение создавать комфортные условия для оказания помощи лицам с ОВЗ.
Педагогическая деятельность: поиск различных пособий, развивающих игр, методик которые способны помочь учителю дефектологу оказать помощь конкретному ребёнку с конкретной проблемой.
29. Современное определение «Здоровья». Обоснование редакции определения «Здоровья», данного ВОЗ.
Здоровье - это состояние относительно полного душевного, психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Эти 4 компонента здоровья взаимосвязанных.
Иерархия компонентов здоровья такова:
Первично:душевный компонент
Вторично:остальные компоненты
Приоритет душевного компонента над остальными заключается в том, что высокий уровень духовно нравственного развития (здоровое глубинное мировоззрение) является практически неиссякаемым источником жизненной энергии. (есть жизненная энергия-есть жизнь).
30. Физический компонент здоровья.
Физический компонент здоровья – уровень роста и развития органов и систем организма. Основой его являются резервы организма. Физическое здоровье характеризуют по совокупности антропометрических, физиологических и биохимических показателей, которые изменяются в соответствии с природно-климатическими условиями, возрастом, полом, средой обитания и обучения. Человеку необходимо знать, как должны функционировать органы, чтобы понять, здоров он или в его организме что-то не так.
Физический компонент здоровья составляют шкалы:
• физическое функционирование (PF); • ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP);
• интенсивность боли (BP); • общее состояние здоровья (GH).
Можно выделить следующие факторы, определяющие уровень здоровья: • образ жизни, • наследственность,
• внешняя среда, • медицинское обслуживание. Образ жизни включает условия труда, двигательную активность, питание, культуру поведения, отношения в семье, стрессовые ситуации, вредные привычки и др.
31. Духовно-нравственный компонент здоровья.
Духовно нравственный компонент (я должен) – это система мотивационных ценностей, установок, норм поведения индивидуума в обществе. Нравственное здоровье зависит от того, что мы относим к жизненным ценностям, что для нас имеет наибольшее значение. Оно является стержнем нашего образа жизни.
По определению духовно- нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве.
Основные формы духовно-нравственного направления: беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, проведение совместных праздников школы и социума, экскурсии и целевые прогулки, детская благотворительность, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
32. Психический компонент здоровья. Его отличия от духовно-нравственного компонента здоровья.
Психической компонент здоровья (я хочу) – это состояние психической сферы. Его основу составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности. Психическое здоровье зависит от того, насколько хорошо мы разбираемся в своих чувствах, умеем делиться ими с другими людьми. Важно, чтобы человек понимал, какие чувства являются нормальными :добро, любовь, красота, сопережевание.
Критерии здоровья для психического здоровья - я хочу; для нравственного здоровья - я должен.
Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего ...
О психическом здоровье человека можно вести речь при наличии трех компонентов: отсутствие психических болезней; развитие психики, соответствующее норме; нормальное (благоприятное) общее состояние.
33. Иерархия компонентов здоровья. Научное обоснование иерархии.
Д – духовно-нравственно
П – психические
Ф – физические
С – социальные
Все компоненты важны по своему и в основе «древа» лежит – душевно-нравственная часть
С – удовлетворён место в обществе
Ф – благополучие тела
П – состояние психического благополучия, которое позволит людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни
Д – способ жизни человека и его развития, проявления внутренней свободы
Научное обоснование
Неокортекс(знание, интеллект)
Лимбическая (чувства, эмоции)
Иерархия – это высокий духовно-нравственного развития(здоровое глубинное мировоззрение), является практически неиссякаемым источником жизненной энергии. Есть энергия – есть жизнь
34. Фундаментальный исток дефектов развития ребёнка. Дать развёрнутый ответ, с привлечением всего (или почти всего) изученного материала по дисциплине.
Фундаментальный исток дефектов развития ребёнка – глубинный исток родителей, прародителей, иначе говоря – искажение духовно-нравственной среды – глубинное мировоззрение, ДНК, биополе, на несколько поколений.
Если у родителей есть дефекты – то повышается вероятность генетических дефектов
Также дефектологическое воздействие должно быть направлены на фундаментальные причины
Исток дефектов – это преобладание ограниченных форм в подсознании над любовью, вызывает ущемление потока жизненной энергии необходимого для полноценной детородной функции.
Дефект также может выражаться в форме повторения, яркости и авторитетности
В возможности берём вектор от засорённости агрессии духовно-нравственной сферы родителей
И если нет возможности работы с родителями, то наша цель учить ребёнка правильно любить и воспринимать этот мир.