Файл: 1. Какие примеры фундаментальных законов вы можете привести К фундаментальным законам природы относят закон.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


19. Определение понятия «Система». Системное мышление учителя-дефектолога.

Система - совокупность взаимосвязанных и структурированных компонентов, каждый из которых представляется собой подсистему и добросовестно выполняет предназначенные ему обязанности с целью укрепления единства и повышения безопасности всей системы. Учитель-дефектолог должен системно мыслить в отношении таких парных категорий как «Здоровье» и «Дефект», «Здоровье» и «Болезнь», «Жизнь» и «Смерть», «Вдох»и «Выдох», «День» и «Ночь» и т.д., понимая, что всё пересиленное лишь субсистемы (части) одной большой системы мироздания.

20. Определение организма в узком смысле слова. Привести конкретные примеры. Не меньше пяти примеров.

Организм(узк.) - самостоятельная единица живого, способная к саморегуляции и отвечающая как единое целое на постоянно меняющиеся условия окружающей среды. Примеры: человек, собака, кошка, мышь, ромашка.

21. Определение организма в широком смысле слова. Привести конкретные примеры. Не меньше пяти примеров.

Организм(шир) -система, совокупность взаимосвязанных и структурированных компонентов, каждый из которых представляет собой подсистему и добросовестно выполняет предназначенные ему обязанности с целью укрепления единства и безопасности всей системы. Примеры: клетка, оганизм, государство, система образования, семья.

22. Общие системные свойства, их иерархия. Привести конкретные примеры каждого общего системного свойства.

Не меньше пяти примеров.

Общие системные принципы

Единство

Взаимосвязь

 Иерархическая структурированность

 Альтруизм каждого отдельного компонента системы (подсистемы)

Без выполнение первого принципа, остальные – не сработают. Все остальные принципы 9(их может быть и больше, до нескольких десятков), по сути, вытекают из первого, в иерархии самого главного.

23. Расшифровать и объяснить системный принцип альтруизма.

Под альтруизмом подразумевают принцип поведения, при котором человек совершает добрые поступки, бескорыстно заботясь о благополучии других людей. По сути, принцип альтруизма заключается в том, чтобы «жить ради других». 

Выделяют три основных принципа альтруизма:

  • Жертвенность. Под ней подразумевают готовность поступиться своими целями ради дорогих людей. Считается, что альтруизм наиболее ярко проявляется при помощи близким родственникам.

  • Бескорыстие. Альтруист не ждет ничего взамен. Он никогда не пойдет на сделку с совестью, помогая другому для того, чтобы манипулировать им в дальнейшем.


  • Справедливость. Это своеобразный компас морали и одновременно двигатель альтруизма. Борьба за справедливость объединяет людей, мотивирует действовать сообща без преследования личной выгоды.

24. Что составляет основу системного мышления.

системное мышление - это способ понять сложность мира, рассматривая его с точки зрения единства, целостности и взаимосвязей, а не разделяя его на части. Оно используется как способ изучения и разработки эффективных действий в сложных контекстах. Системное мышление опирается на теорию систем и системные науки и вносит свой вклад в их развитие

25. Признаки жизни (отличия живого от неживого), их иерархия.

Основные отличия живого от неживого заключаются в том, что все живые организмы питаются, дышат, растут и размножаются, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются. Для творений неживой природы характерна высокая устойчивость, слабая изменчивость, если судить в масштабах человеческой жизни. Человек рождается, живет, стареет, умирает, а гранитные горы остаются такими же и планеты вращаются вокруг Солнца на протяжении многих лет. Мир живой природы предстает перед нами совсем иным - подвижным, изменчивым и удивительно разнообразным. Жизнь демонстрирует нам фантастический карнавал разнообразия и неповторимости творческих комбинаций. Мир неживой природы - это прежде всего мир симметрии, придающий его творениям устойчивость и красоту. Мир живой природы - это, прежде всего мир гармонии.

26. Этапы формирования системного мышления дефектолога.

27. Фундаментализация образования дефектолога.

Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее образование. Системообразующим критерием комплекса необходимых научных и практических знаний выступает антропологический принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию знаний о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики с последующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.

Важнейшими характеристиками современного образования педагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация.

Фундаментализация предполагает такое построение профессионального образования, при котором на основе широкой общенаучной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.



Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом.

28. Компетенции, реализуемые при изучении дисциплины «Клинико-педагогические основы дефектологии». Примеры их применения в педагогической деятельности(исходя из полученных знаний). Уметь их расшифровать применительно к каждому вопросу.

ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

ПК-8. Готов к реализации коррекционной, абилитационной, реабилитационный работы с лицами с ОВЗ в вариативных условиях.

Специальное научное знание:постижение фундаментальных законов. Педагогическая деятельность:Помогает не допустить базовых ошибок в педагогической деятельности, служит основой для построения всей последующей работы.

Специальное научное знание: формирование системного мышления учителя - дефектолога.

Педагогическая деятельность: Для развития умения систематизации не нужно перегружать ребёнка знаниями. Информация должна подаваться учителем-дефектологом постепенно, упрощённо, ярко. Причин но-следственные связи должны отчётливо и позитивно выражаться. Необходимо делать акцент на ключевых моментах, чтобы ребёнок видел связь. Например-аналогия солнца и луны. Если рассказывать об этих небесных телах по отдельности, в памяти останется лишь то, что они оба круглой формы и светят. Поэтому во время рассказа необходимо установить причинно-следственную связь, объяснив почему солнце светит днём, а луна - по ночам, и как на это влияет вращение земли.

Специальное научное знание: умение создавать комфортные условия для оказания помощи лицам с ОВЗ.

Педагогическая деятельность: поиск различных пособий, развивающих игр, методик которые способны помочь учителю дефектологу оказать помощь конкретному ребёнку с конкретной проблемой.

29. Современное определение «Здоровья». Обоснование редакции определения «Здоровья», данного ВОЗ.

Здоровье - это состояние относительно полного душевного, психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Эти 4 компонента здоровья взаимосвязанных.

Иерархия компонентов здоровья такова:

Первично:душевный компонент

Вторично:остальные компоненты

Приоритет душевного компонента над остальными заключается в том, что высокий уровень духовно нравственного развития (здоровое глубинное мировоззрение) является практически неиссякаемым источником жизненной энергии. (есть жизненная энергия-есть жизнь).


30. Физический компонент здоровья.

Физический компонент здоровья – уровень роста и развития органов и систем организма. Основой его являются резервы организма. Физическое здоровье характеризуют по совокупности антропометрических, физиологических и биохимических показателей, которые изменяются в соответствии с природно-климатическими условиями, возрастом, полом, средой обитания и обучения. Человеку необходимо знать, как должны функционировать органы, чтобы понять, здоров он или в его организме что-то не так.

Физический компонент здоровья составляют шкалы:

• физическое функционирование (PF); • ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP);

• интенсивность боли (BP); • общее состояние здоровья (GH).

Можно выделить следующие факторы, определяющие уровень здоровья: • образ жизни, • наследственность,

• внешняя среда, • медицинское обслуживание. Образ жизни включает условия труда, двигательную активность, питание, культуру поведения, отношения в семье, стрессовые ситуации, вредные привычки и др.

31. Духовно-нравственный компонент здоровья.

Духовно нравственный компонент (я должен) – это система мотивационных ценностей, установок, норм поведения индивидуума в обществе. Нравственное здоровье зависит от того, что мы относим к жизненным ценностям, что для нас имеет наибольшее значение. Оно является стержнем нашего образа жизни.

По определению духовно- нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве.

Основные формы духовно-нравственного направления: беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, проведение совместных праздников школы и социума, экскурсии и целевые прогулки, детская благотворительность, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

32. Психический компонент здоровья. Его отличия от духовно-нравственного компонента здоровья.

Психической компонент здоровья (я хочу) – это состояние психической сферы. Его основу составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности. Психическое здоровье зависит от того, насколько хорошо мы разбираемся в своих чувствах, умеем делиться ими с другими людьми. Важно, чтобы человек понимал, какие чувства являются нормальными :добро, любовь, красота, сопережевание.


Критерии здоровья для психического здоровья - я хочу; для нравственного здоровья - я должен.

Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего ...

О психическом здоровье человека можно вести речь при наличии трех компонентов: отсутствие психических болезней; развитие психики, соответствующее норме; нормальное (благоприятное) общее состояние.

33. Иерархия компонентов здоровья. Научное обоснование иерархии.

Д – духовно-нравственно

П – психические

Ф – физические

С – социальные

Все компоненты важны по своему и в основе «древа» лежит – душевно-нравственная часть

С – удовлетворён место в обществе

Ф – благополучие тела

П – состояние психического благополучия, которое позволит людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни

Д – способ жизни человека и его развития, проявления внутренней свободы

Научное обоснование

Неокортекс(знание, интеллект)

Лимбическая (чувства, эмоции)

Иерархия – это высокий духовно-нравственного развития(здоровое глубинное мировоззрение), является практически неиссякаемым источником жизненной энергии. Есть энергия – есть жизнь

34. Фундаментальный исток дефектов развития ребёнка. Дать развёрнутый ответ, с привлечением всего (или почти всего) изученного материала по дисциплине.

Фундаментальный исток дефектов развития ребёнка – глубинный исток родителей, прародителей, иначе говоря – искажение духовно-нравственной среды – глубинное мировоззрение, ДНК, биополе, на несколько поколений.

Если у родителей есть дефекты – то повышается вероятность генетических дефектов

Также дефектологическое воздействие должно быть направлены на фундаментальные причины

Исток дефектов – это преобладание ограниченных форм в подсознании над любовью, вызывает ущемление потока жизненной энергии необходимого для полноценной детородной функции.

Дефект также может выражаться в форме повторения, яркости и авторитетности

В возможности берём вектор от засорённости агрессии духовно-нравственной сферы родителей

И если нет возможности работы с родителями, то наша цель учить ребёнка правильно любить и воспринимать этот мир.