Файл: Методические указания к выполнению раздела "Экологическая безопасность " выпускной квалификационной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Основные требования экологизации проекта.

Таблица 2. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, выбрасываемых цехом.



Вещество

ПДК

1.

В атмосферном воздухе

пыль нетоксичная

оксид углерода

диоксид серы

диоксид азота

(мг/м3)

0,5/0,15

3/1

0,5/0,05

0,085/0,085

2.

В воде водоемов

Взвешенные вещества

Сульфаты

хлориды

(г/м3)

20

500

350

Примечание: в числителе – максимальная разовая концентрация, в знаменателе – среднесуточная.
4. Пути экологизации производства

Существующие методы экологизации на производстве.

В настоящее время очистка технологических газов конвертеров осуществляется в автономных газоочистных установках, включающих в себя орошаемый газоход, блок труб Вентури, каплеуловитель и нагреватель. Очищенные газы выбрасываются в атмосферу через две дымовые трубы высотой 80 м. Очистка неорганизованных выбросов при повалке конвертеров не производится.
При действующей технологии наблюдается превышение ПДК, а следовательно, реконструкция цеха должна сопровождаться снижением вредных выбросов.

Суммарные выбросы вредных веществ в окружающую среду до и после реконструкции приводятся в табл. 3.
Таблица 3. Изменение выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы после реконструкции цеха (тыс. т/год).





Вещество

До реконструкции

После реконструкции

% изменения

Образующееся

улавливаемое

выбрасываемое

выбрасываемое

Образующееся

улавливаемое

1.

Выбросы в атмосферу:

Пыль нетоксичная

Оксид углерода

Диоксид серы

Диоксид азота



170

240

1,2

0,2



165

205

-

-




2

20

0,04

0,12



5

35

1,2

0,2



75

410

0,04

0,12



73

390

-

-




2.

Выбросы в водоемы:

Взвешенные вещества

Сульфаты

хлориды



4,0

2,5

2,0



3,5

2,45

1,97



0,3

0,007

0,01



0,5

0,05

0,03



6,3

3,4

3,3



6,0

3,39

3,29







5. Предложения по экологизации технологического процесса (1 стр.)
Для защиты атмосферы от выбросов реконструируемого цеха предусматриваются следующие мероприятия:

  • полная замена устаревшего оборудования газоочистки на новое, отвечающее современным требованиям, включающее установку высоконапорных регулируемых труб Вентури с пароинжекционным узлом;

  • замена морально и физически устаревших печей обжига извести, работавших на коксе, на новые шахтные печи, работающие на природном газе и оснащенные газоочистками, что позволит резко сократить выброс диоксида серы и пыли;

  • очистка неорганизованных выбросов в высокопроизводительных тканевых фильтрах марки ФРИР-7000 (четыре фильтра общей площадью фильтрации 28 тыс.м2);

Реализации указанных мероприятий обеспечит снижение выбросов: пыли – в 2,5 раза, оксида углерода – в 1,75 раза, диоксида серы – в 30 раз, диоксида азота – в 1,6 раза.

Для улучшения условий рассеивания вредных веществ атмосфере предусмотрена замена труб высотой 80 м на трубы высотой 120 м.

При реконструкции цеха количество сточных вод “грязного” оборотного цикла (ГОЦ) возрастает с 2000 м3/ч до 3200 м3/ч. В настоящее время сточные воды проходят очистку на четырех радиальных отстойниках диаметром 30 м. Шлам из отстойников перекачивается на сгустители и направляется на утилизацию. При реконструкции предусматривается:

  • строительство двух новых радиальных отстойников ГО-30 диаметром 30м;

  • реконструкция трех существующих радиальных отстойников с устройством камер флокуляции;

  • переоборудование одного существующего радиального отстойника в сгуститель шлама;

  • строительство насосной станции с реагентным хозяйством для откачки шлама.

Для стабилизационной обработки воды ГОЦ предусмотрено применение реагентов: ВПК-402 при дозе 2 мг/л и жидкое стекло при дозе 10 мг/л. Реконструкция “грязного” оборотного цикла обеспечивает требуемый эффект осветления сточных вод и, таким образом, исключает сброс загрязненных производственных стоков в реку, находящуюся вблизи завода.

Технология предусматривает утилизацию твердых отходов. Ванадиевый шлак используют при производстве ферросплавов, сталелитейный шлак – в доменном производстве, неиспользуемый шлак направляется в действующий шлакоотвал, а пыль улавливаемая газоочистными устройствами

, затаривается в контейнеры и отправляется потребителю.

Уровни звукового давления на постоянных рабочих местах и в рабочих зонах производственных помещений цеха колеблются от 85 до 130 дБ. Поскольку воздействие шума в данном случае происходит преимущественно в производственном помещении, то вопросы борьбы с ним обсуждаются в разделе “Охрана труда”.

Уменьшение выбросов тепла в атмосферу достигается мероприятиями по его утилизации для технологических нужд, которая должна возрасти с 2,1 до 4,3 млн кДж/год. Для этой цели при реконструкции устанавливаются 3 котла утилизатора. Утилизация тепла является одновременно мероприятием по энергосбережению.

Проведенный анализ показывает, что для экологизации воздушного бассейна предусматривается сочетание пассивных методов (газоочистки, фильтры и др.) с активными (замена кокса природным газом). Для очистки водоемов используются пассивные методы (очистка сточных вод).

Рекомендуемые мероприятия позволят сделать данный технологический процесс более экологичным, поскольку при росте производства продукции резко снизится объем вредных выбросов.

Выполнение раздела “Экологическая безопасность” в научно-исследовательском дипломном проекте



1. Введение. Глобальные экологические проблемы (общие и применительно к своей работе).

Актуальность природоохранных мероприятий и рационального природопользования. Объем – 1стр.
2. Анализ воздействия исследуемого технологического процесса на экологические системы (1,5 – 2 стр.).

Следует привести основные показатели, характеризующие взаимодействие исследуемого технологического процесса с окружающей средой (табл.1, раздел I), показать санитарно-гигиенические нормы показателей технологического процесса (табл. 2 и 3, раздел I).

3. Улучшение экологической эффективности предполагаемого усовершенствования технологического процесса по сравнению с базовым (1,5 – 2стр.).

Показать влияние предполагаемого внедрения результатов научно-исследовательской работы в базовый технологический процесс на снижение уровня отходов производства и улучшение эффективности использования природных ресурсов. Например:
Таблица 4.Изменение экологической эффективности технологического процесса



Показатели

Базовая технология

Новая технология

Улучшение показателей, %

1.

Потребности в ресурсах:

Сырье (по видам)

Энергия (по видам)










2.

Отходы

Материальные (по видам)

Энергетические (по видам)











В конце раздела дать заключение об экологичности проекта и привести список использованной литературы.

Выполнение раздела “Экологическая безопасность” в методической дипломной работе



Темой методической дипломной работы является разработка или переработка учебно-программной документации дисциплин, изучаемых в высшей школе и в системе профтехобразования.

Выполнение раздела “Экологическая безопасность дипломного проекта” в методической дипломной работе подчинено задачам совершенствования системы экологического образования, развития и внедрения главных принципов обучения: непрерывности, межпредметных связей и профессиональной направленности.

Рекомендуется следующий план раздела “Экологическая безопасность дипломного проекта” в методической дипломной работе.


  1. .Введение. Глобальные экологические проблемы. Актуальность дальнейшего совершенствования системы экологического образования (0,5стр.).

  2. Роль учебной дисциплины в решении задач повышения эффективности охраны окружающей среды и рационального природопользования (1,5 – 2стр.).

Показать значение изучаемой дисциплины в решении задач экологизации производства и экономики. Провести анализ связей учебной дисциплины с базовым курсом “Экология”.
Основное содержание курса “Экология”

  1. Содержание и задачи рационального природопользования в условиях научно-технического прогресса:

    1. Основы взаимодействия общества и природы.

    2. Социальные аспекты природопользования.

    3. Историческое и современное содержание понятия экологии.

  2. Экологические основы рационального природопользования:

    1. Экология как научная база природопользования

    2. Трансформация вещества и энергии в биосфере

    3. Основные термины, понятия и законы экологии.

  3. Природопользование и экологические системы:

    1. Природные ресурсы и их классификация

    2. Ресурсный цикл и его особенности

    3. Загрязнение и ухудшение качества экосистем.

    4. Общие принципы рационального и экологически корректного природопользования.

  4. Улучшение качества природных экосистем рациональное природопользование на промышленном предприятии:

    1. Санитарные требования к качеству экосистем

    2. Инженерные основы ресурсосберегающих технологий и сохранение высокого качества экосистем.

    3. Контроль за состоянием экосистем.

  5. Рациональное использование ресурсов, сырья и материалов в отрасли, экономические вопросы природопользования

  6. Правовые вопросы природопользования





  1. Разработка плана экологической подготовки в рамках учебной дисциплины (2 – 2,5стр.)

Раздел должен быть выполнен в виде таблицы.
Таблица 5. План экологической подготовки по дисциплине………

Тема и раздел дисциплины

Вопрос экологической подготовки

Аудиторное время, мин

Технические средства обучения и контроля знаний















  1. Рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы экологического образования (1,5 – 2стр.).

Рекомендации должны быть направлены на углубление экологических знаний, усиление природоохранного аспекта в системе профессионально-технического и высшего образования и улучшение экологического воспитания учащихся и студентов.

Приводится список используемой литературы.


Варианты тем раздела “Экологическая безопасность” дипломного проекта (работы)



Раздел “Экологическая безопасность дипломного проекта” можно выполнить также по следующим направлениям:

  1. Утилизация бытовых отходов (применительно к своей специальности)

  2. Экологизация сознания.

  3. Экологизация образования (применительно к своей специальности, экологический тест).

  4. Перспективы решения экологической проблемы в России.

  5. Экология как главная отрасль культуры будущего.

  6. Проблемы биоэтики и экологической этики.

  7. Методология экологических исследований.

  8. Соотношение социосистем и экосистем.

  9. Особенности применения математического моделирования в экологии.

  10. Тенденция экологизации науки и техники.

Список рекомендуемой литературы





  1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Учебник для вузов. – Ростов на Дону, 2000. – 575 с.

  2. Общая экология. Под ред. Степановских А.С. – М., 2000. – 506с.

  3. Шилов И.А. Экология. Учебник для вузов. – М., 2000. – 512с.

  4. Вронский В.А. Прикладная экология. – Ростов на Дону, 1996. – 512с.

  5. Горелов А.А. Экология. – М., 2002. – 312с.

  6. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. М., 1992. –358с.

  7. Петров С.С. Экологическое право России. – М, 2003. – 160с.

  8. Гусакова Н.В. Химия окружающей среды. – Ростов на Дону, 2004. –185с.

  9. Двинский В.М. Экологический менеджмент. Основы экологической культуры. – Екатеринбург, 2001. – 295с.

  10. Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. Справочник для студентов вузов.– М. – Ростов на Дону, 2003. – С. 197 –264.

  11. Акимова Т.А., ХаскинВ.В.Экология: Учеб. для вузов. – М., 2001. 566 с.

  12. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000. – 447 с.

  13. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учеб. пособие для вузов. – С-Пб, 1997. – 240 с.

  14. Лозановская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л.К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: Учеб. пособие. – М., 1998. – 287 с.

  15. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология: Для студентов вузов и специалистов экологов. – М., 2000. – 304 с.

  16. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998. – 304 с.