Файл: Конспект лекций по дисциплине для студентов направления подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98 мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально;

феномен подчинения авторитету, в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.
Психолог Д. Майерс все многообразие человеческих проявлений в группе свел к шести основным групповым феноменам.
Феномен социальной фасилитации (от англ. fasility - легкость, благоприятные условия) или закономерность Зайенса: присутствие других всегда действует возбуждающе и благотворно сказывается на решении простых и привычных задач (в которых доминирует правильный ответ); мешает решению сложных новых задач (в которых доминирует неправильный ответ либо ответа нет вовсе).
Почему же нас возбуждает присутствие других? Во-первых, из-за боязни оценки окружающих. Другими словами, мы обеспокоены тем, как нас оценивают другие.
Во-вторых, из-за отвлечения внимания, конфликта между вниманием к другим и вниманием к задаче.
В-третьих, из-за присутствия других, как такового.
Феномен социальной лености или закономерность Латане, Вильямса и
Харкинса: люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои анонимные усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности, когда виден вклад каждого отдельно в общее дело.
Почему это происходит? В многочисленных экспериментах выяснилось: люди обычно уверены, что их оценивают только тогда, когда они дейcтвyют в одиночку.
Групповая ситуация уменьшает боязнь оценки. Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценивать свой собственный вклад, их личная ответственность распределяется между всеми членами группы.
Леность проявляется гораздо меньше:

когда совместная деятельность вызывающе трудна, притягательна и увлекательна;

когда работники считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности;

когда члены группы - друзья «сплоченность усиливает старания»;

когда трудятся работники, принадлежащие к так называемым коллективистским (преимущественно азиатским) культурам;

когда группа состоит преимущественно из женщин.
Феномен деиндивидуализации или почему вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку.


99
Когда возбуждение и размывание ответственности комбинируется, нормативноесдерживание иногда ослабевает. Результатом могут быть действия, варьирующие отлегкого нарушения запретов (выкрики во время собраний, совещаний) до импульсивногосамовыражения (групповой вандализм, оргии) и даже до разрушительных социальныхвзрывов (уличные беспорядки, стихия толпы).
В определенных групповых ситуациях люди склонны к тому, чтобы отброситьнормативное ограничение, утратить чувство индивидуальной ответственности. Такимобразом, под феноменом деиндивидуализации понимается утрата самосознания и боязниоценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает.
Условия, определяющие вероятность и интенсивность проявлениядеиндивидуализации.
Во-первых, размер группы. Чем больше группа, тем больше ее члены утрачиваютчувство самоосознания и тем с большей готовностью соглашаются пойти на нарушениенормативного поведения.
Во-вторых, физическая анонимность и обезличенность. Психолог Ф.
Зимбардопредположил, что обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимностьи предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм.
В-третьих, возбуждающие и отвлекающие действия группы, подготавливающиепочву для деиндивидуализации (аплодисменты и хлопки, пение хором, различныеритуальные мероприятия и церемонии и др.).
Иной раз мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе, потомучто можем предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность сокружающими.
В-четвертых, ослабленное самоосознание.
Групповое бытие, ослабляющеесамоосознание, имеет тенденцию рассогласовывать поведение и установки личности. Неосознающие себя менее заторможены, меньше себя контролируют, более склонныдействовать, не задумываясь о своих ценностях, более восприимчивы к ситуации.
Фактором, повышающим деиндивидуализацию, является алкогольное опьянение.
Напротив, деиндивидуализация снижается в обстоятельствах, повышающихсамоосознание: перед зеркалами, фотоаппаратами, кино- и видеокамера ми, в маленькихпоселках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, внеобычной обстановке.
Феномен групповой поляризации впервые описанный С. Московичи и
М.Заваллони. Сущность его проявляется в том, что обсуждение актуальных проблем вгруппе зачастую усиливает изначальные установки ее членов, как положительные, так иотрицательные; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мненийвнутри группы.
Почему это происходит? Во-первых, из-за информационного влияния. Во времягруппового обсуждения складывается банк идей, большая часть из


100 которых согласуется сдоминирующей точкой зрения. Идеи, входящие в базовый запас знаний членов группы,часто будут высказываться во время обсуждения, или, даже не будучи упомянуты,повлияют в целом не его результат.
Во-вторых, из-за нормативного влияния. В соответствии с теорией социальногосравнения Л. Фестигера, в человеческой природе заложено желание оценивать своимнения и способности, а это мы можем делать, только сравнивая свои мнения с чужими.
Наибольшее влияние на нас при этом оказывают представители той группы, с которой мысебя идентифицируем. Более того, желая понравиться другим, мы можем начать выражатьболее жесткие мнения, когда обнаруживаем, что другие разделяют наши взгляды.
Феномен огрyплeния мышления, описанный И. Джанисом, заключается в том, чтодля группы интересы групповой гармонии часто важнее принятия реалистическихрешений. Действие этого феномена особенно часто проявляется в деятельности группы,принимающей управленческие решения.
Группа всегда стремится к внутренней гармонии даже вопреки требованиямпринципа реализма. Особенно это верно тогда, когда:

у группы сильна потребность в единстве;

группа изолирована от альтернативных идей;

лидер дает понять, чего он хочет от группы.
Феномен влияния меньшинства, описанный С. Московичи и заключающийся в том,что меньшинство группы наиболее влиятельно при условиях последовательности в своихвзглядах, уверенности в своей правоте и способности привлекать сторонников из числабольшинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взглядыменьшинства, они пробудят у большинства сомнения в себе и склонят его к рассмотрениюдругих альтернатив, часто при водящих к лучшему, более творческому решению.
Природа влияния меньшинства все еще остается предметом споров.
Вместе с темне подлежит сомнению, что меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, болеевлиятельно, чем меньшинство колеблющееся.
Последовательное меньшинство являетсявлиятельным, пусть и не популярным, частично из-за того, что вскоре именно оностановится центром спора.
Всеобщее внимание позволяет человеку высказатьнепропорционально большее количество аргументов. А позиция, в пользу которойвысказано больше аргументов, обычно побеждает. Красноречивые члены группы, какправило, более влиятельны.
Последовательность и настойчивость говорят об уверенности в себе.
Более того,эксперименты свидетельствуют, что любое действие меньшинства, выражающееуверенность, склонно порождать у большинства сомнения в себе.
Ощущение сильной инепоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобыпересмотреть свою позицию.


101
Когда меньшинство постоянно сомневается в мудрости большинства, те членыбольшинства, которые в противном случае подвергали бы имеющиеся у них сомнениясамоцензуре, теперь не стесняются их высказывать и могут даже перейти на позициименьшинства. Упрямое меньшинство разрушает всякую иллюзию единомыслия. Причемотступники со стороны большинства гораздо более убедительны, чем непоколебимыепредставители меньшинства. В ряде экспериментов было выявлено, что как толькопоявляются перебежчики, зачастую за ними сразу тянутся все остальные, вызывая эффектснежной лавины.
Воздействие меньшинства зачастую парадоксально и нелогично.
Доказано, чтогонения со стороны лидеров большинства по отношению к меньшинству далеко не всегдаукрепляет позиции первых. Наоборот, эти действия зачастую ведут к росту сомнений встане большинства, к симпатиям относительно гонимого меньшинства. Мировая историязнает немало примеров, когда ореол мученика помог утвердиться лидерам меньшинства.
Рассмотренные феномены показывают сложность, противоречивость,пульсирующий характер групповой жизнедеятельности.
Знание руководителемзакономерностей действия этих феноменов позволяет не только прогнозировать развитиегрупповых процессов, но и управлять ими.
Социально-психологический климат в команде
На сегодняшний день существует более сотни определений социально- психологического климата. Будем исходить из того, что социально- психологический климат есть состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующux продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации.
Климат - это одна из сторон жизнедеятельности и взаимоотношений людей. Он неодинаков в разных коллективах и по-разному оказывает влияние на членов коллектива.
Его влияние сказывается, прежде всего, на психологическом самочувствии людей.
Климат проявляется, главным образом, в таких групповых эффектах:

сплоченность как степень единства действий (поведения) членов организации в условиях свободного выбора вида этих действий из нескольких возможных вариантов;

взаимная совместимость (взаимная приемлемость) как возможность бесконфликтного общения и согласованности действий членов организации в условиях их совместной деятельности;

состояние уровня идентификации, понимаемого как сознательное, внутренне мотивированное принятие членом группы (в отличие от пассивной адаптации) целей, ценностей и норм групповой жизни и др.


102
Признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

высокая требовательность и доверие членов организации друг к другу;

доброжелательная и деловая критика;

свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни;

удовлетворенность, принадлежностью к организации;

высокая степень взаимопомощи;

достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
Несколько слов об управлении социально-психологическим климатом.
Оно включает в себя осуществление следующих мероприятий:

управление процессом формирования содержа тельных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей,' установок, традиций, группового мнения, и настроения);

оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;

комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;

опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;

предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10