Файл: Реферат на тему Общая характеристика и принципы построения системы органов государственной власти Российской Федерации. Их классификация.pdf
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
На тему
Общая характеристика и принципы построения системы органов государственной власти Российской Федерации. Их классификация.
Москва, 2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение…………………………………………………………………….….…..3 2.
Понятие государственного органа………………………………….…..4 3.
Понятие системы разделения властей в государстве…….…….6 4.
Президент РФ………………………………………………………………….….7 5.
Органы законодательной власти…………………………………….…..8 5.1
Федеральное собрание…………………………………………..……9 5.2
Совет Федерации………………………………………………….……10 5.3
Государственная Дума…………………………………………...…..11 5.4
Органы законодательной власти субъектов РФ…………..12 6.
Органы исполнительной власти………………………………………….13 6.1
Органы исполнительной власти субъектов РФ……………14 7.
Судебная власть………………………………………………………………….15 8.
Заключение………………………………………………………………………..16 9.
Список использованной литературы……………………………………17
3
1.
Введение
Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. В современном мире идет тенденция к тому, чтобы все государства мира, в том числе и РФ усовершенствовали свою политико- правовую доктрину, то есть отходили от старых взглядов, на политическую власть, чтобы строили государство как можно более демократичнее. Ибо, как правило, в демократичных странах более развит принцип. разделения властей.
В своей работе я рассмотрела не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как, она наиболее полно отражает признаки и виды властвующих органов.
Вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопрос имеет особое значение, поскольку, вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.
4
2.
_Понятие государственного органа
Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Орган государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.
Органы государства характеризуются следующими основными чертами.
1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами российской Федерации и ее субъектов, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями о государственных органах и другими нормативными правовыми актами.
2. Каждый государственный орган образуется в установленном государственном порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов государственной
Думы также устанавливаются федеральными законами (ч. 2 ст. 96
Конституции).
3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст.
127) высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
4.
Каждый государственный орган действует в установленном государственном порядке. Например, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст.
114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст.
128) устанавливается порядок деятельности Конституционного Суда,
Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда российской
Федерации и иных федеральных судов.
5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской
Федерации. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 5) указывается, что
5 федеративное устройство России основывается на единстве системы государственной власти.
Все государственные органы образуются в установленном государственном порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов.
Единство системы государственных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно правовая связь.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляют президент РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, системы избираются или действуют совместно, находятся во взаимосвязи с органами системы органов государства.
6
3.
Понятие системы разделения властей в государстве.
В соответствии с Конституцией РФ от 1993г в Российской Федерации признается разделение властей, ст. 10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за- конодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, ис- полнительной и судебной власти самостоятельны.
По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодатель- ная и исполнительная власти и судебная не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, существующей в стране, и от сложившихся обыкновений.
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического госу- дарства.
Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный ( законодательный) орган, исполнительно - распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) – органы исполнительной власти, правосудие – суды, при этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально не зависимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимоконтроль.
В настоящее время многие государства мира приходят к принципу разделения властей, то есть большинство стран мира поняли, что настоящее правовое государство может быть только при разделении властей, а если нет этого принципа, то это государство в большинстве случаев не правовое. В большинстве таких государств нарушаются права и свободы граждан. Разде- ление властей так же, как и само их функционирование основывается на
Конституции.
7
4.
Президент РФ
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти – законодательную, исполнительную, судебную.
Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия от всего населения России.
У Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы.
По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению
Правительством РФ. Согласно Конституции, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории
России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
Президент держит в поле своего зрения внутреннюю и внешнюю политику государства. Согласно Конституции он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами.
Президент полностью формирует Правительство РФ, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку, хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие
Государственной Думы. Дума может также выразить недоверие
Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной
Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие
Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу. При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством, Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти.
8
5.
Органы законодательной власти.
Органы законодательной власти – это представительные органы государственной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К органам законодательной власти относятся
Федеральное
Собрание, народные собрания, государственные собрания. Верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев.
Городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.
Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня. А также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и
региональные ( субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской
Федерации.
Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие не территории Российской
Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
По Конституции РФ 1993 года (ст. 94), Федеральное собрание при- знается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное
Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значи- тельную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100).
9
5.1 Федеральное Собрание
Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к Правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.
Также, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную
Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Статьи 102 и 103 перечисляют вопросы, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим вопросам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее решение большинства из этих вопросов так или иначе пересекается с конституционными полномочиями других органов государственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос (например, решение Государственной Думой вопроса о доверии Пра- вительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой
Государственной Думы).