Файл: Реферат на тему Общая характеристика и принципы построения системы органов государственной власти Российской Федерации. Их классификация.pdf
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10
5.2
Совет Федерации
Порядок формирования Совета Федерации установлен в настоящее вре- мя Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соот- ветствии с данным законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один избирается законода- тельным (представительного) органом власти, другой назначается высшим должностным лицом (главой исполнительного органа власти) субъекта
Российской Федерации. Членами Совета Федерации являются по должности руководитель законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Возглавляет Совет Федерации должностное лицо, именуемое
Председателем. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Избранный Председатель предлагает кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации, количество которых устанавливается палатой. В соответствии с Регламентом на первом заседании
Совета Федерации второго созыва было избрано четыре заместителя
Председателя Совета Федерации. Регламент палаты устанавливает, что
Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил Российской
Федерации за пределами ее территории; назначение выборов президента РФ; отрешение президента РФ от должности; назначение на должность судей
Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного
Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора.
11
5.3.
Государственная Дума
Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте
Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.
В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане
Российской Федерации независимо от их места проживания на территории
России.
Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом
Государственной Думы может быть избран гражданин Российской
Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя правительства; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Центрального банка России; назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции.
При роспуске государственной Думы Президент, назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Согласно п «е» ст. 103 Конституции в ведении государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. Постановление об объявлении амнистии, в соответствии со ст. 169
Регламента. Подписывается Председателем Государственной Думы и подлежит официальному опубликованию в течение трех дней.
12
5.4. Органы законодательной власти субъектов Российской
Федерации
Законодательные органы власти республик в составе Российской Федерации
Законодательными органами власти республик в составе РФ являются их парламенты. Они избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или пять лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и
Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан). Порядок формирования и численный состав определяются конституциями этих республик и законами о выборах их парламентов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Компетенция парламентов республик складывается из следующих основных групп полномочий: конституционное строительство, экономическое и социально-культурное строительство, а также внешние сношения.
В области конституционного строительства парламенты республик принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения; принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения; осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик; принимают решения по вопросам государственного устройства; решают вопросы об изменении границ республик; принимают решения о проведении республиканских референдумов; назначают выборы депутатов и глав республик; утверждают структуры органов исполнительной власти; дают согласие на назначение прокуроров республик Генеральным прокурором РФ; назначают председателей национальных банков республик по согласованию с Центральным банком России и др.
В области экономического
и
социально-культурного
строительства парламенты республик определяют внутреннюю политику республик; утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального развития; обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением.
В области внешних сношений определяют международные связи республики; ратифицируют и денонсируют международные договоры.
13
6.
Органы исполнительной власти
К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти–Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти-министерства, государственные комитеты и ведомства при правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации-президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомтсва. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.
Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты правительственных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение.
С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.
По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
- органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов
Федерации);
- органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);
- органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение
(государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).
По порядку разрешения подведомственных вопросов
:
- коллегиальные органы управления - Правительство РФ, государственный комитет, федеральная комиссия;
- единоначальные органы – министерства и ряд других органов исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.
14
Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с со- гласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает кан- дидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных мини- стров.
Правительством Российской Федерации осуществляется разработка го- сударственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономиче- ской политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав насе- ления.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 112) Председатель
Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет
Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Правительству
Российской
Федерации принадлежит право законодательной инициативы, путем внесения в Государственную думу законопроектов.
Согласно Конституции (ст. 104) Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
6.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации
Система исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» от 6 октября 1999 г.
В систему органов исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет президент (глава) республики (например, в Республике
Ингушетия), в других - правительство или его глава (например, в Республике
Карелия).
15
7.
Судебная власть.
Важное место в государственном аппарате занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами (ч. 1 ст. 118 Конституции). Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная система Российской Федерации, включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный
Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов
Федерации.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской
Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и непри- косновенны. Судьей может быть: гражданин Российской Федераций, достигший 25 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 -лет.
16
8.
Заключение.
Предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.
Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятель- ностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государ- ственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
В особенности это касается законодательной и исполнительно-распо- рядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует прези- дентская, а точнее, исполнительная власть.
Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Консти- туционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
В отношениях с законодательной властью доминирование исполни- тельной власти во многом предопределяется тем, что Президент обладает та- кими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной
Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.
К сожалению, сложившаяся ситуация, в значительной степени предо- пределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями госу- дарственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления.
17
Список используемой литературы:
1. Конституция РФ. 2000 г.
2. Веденин Н.Н., Гусов К.Н. «Правоведение»,Москва, «Юристъ», 2002 г.
3. Стрекозов В.Г. «Конституционное право России», Москва, «Юристъ»
1997 г.
4. Венгеров А.Б. «Теория государства и права», ,«Новый юрист», 1998 г.
5. Кутафин О.Е. «Основы государства и права», Москва, « Юристъ», 1998 г.
6. 6. Исаев И.А. «История государства и права России»:Учебник. –
Москва, «Юристъ», 2000 г.
7. 7.Рассолов М.М.«Теория государства и права»,Москва,«Юристъ»,2000 г.