Файл: Задание 3 Куликова Ю. Л дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 3 Куликова Ю.Л
1.Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д)
Методы специальной психологии делят на 3 большие группы:
Методисследования.
Он состоит из сбора информации и ее обработки:
1.изучение документации на ребенка, в ней содержатся медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, развития и работы органов и систем, ответственных за нарушение психического развития.
2.изучение продуктов его деятельности и успеваемости дает представление об уровне развития.
3.наблюдение, с целью изучить особенности и возможности развития ребенка.
4.беседа с ребенком проводится с целью установления с ним контакта и понятия его общего развития. Со взрослыми для выявления отношения взрослого к проблемам ребенка.
5.эксперимент, в процессе его проведения исследователь может управлять изучаемым явлением.
6.тест для выяснения индивидуальных психических особенностей ребенка.
Метод профилактики.
Направлен на предотвращение нарушений психического развития, диагностику, коррекцию и предупреждение рецидивов. Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
1.первичная позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение.
2.вторичная заключается в выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему помощи, позволяет предупредить тяжелые формы нарушений развития.
3.третичная направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития и осуществляется в форме психологической поддержке ребенка и его семьи в обучении и социализации.
Метод воздействия.
Специалист решает, что нужно сделать для нормализации психического развития ребенка, проводит работу с самим ребенком и его семьей.
2.Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.
В конце 19 – начале 20 вв. изучение психологии глухих детей и взрослых осуществлялась в рамках общей психологии, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха. В 30-е гг. ХХ в., Выготский Л.С. создан теорию о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Им были введены понятия о первичных и вторичных дефектах.
Сурдопсихология-это раздел специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.
Предмет-изучения психического развития с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.
Методы. К основным методам относятся наблюдение и психологический эксперимент. Наблюдение применяется к большому кругу явлений. Главное целенаправленность и планомерность, необходимо проводить длительные и систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности. Активное вмешательство со стороны исследователя – эксперимент. Главное это постановка цели, планирование, анализ полученных результатов.
Педагогическая классификация направлена на обучение детей с нарушениями слуха. В нашей стране наиболее распространена классификация Р.М. Боскис. Ее основу составляют теории Л.С. Выготского, а именно положение о сложной структуре нарушения. Критерии классификации Боскис: 1) степень потери слуха; 2) время потери слуха; 3) уровень развития речи. Глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом, не могут воспринимать речь естественным путем и не могут самостоятельно ею овладеть. Они обучаются речи зрительно (чтение с губ) и при помощи слухозрительной аппаратуры. Позднооглохшие – те, кто потерял слух, когда речь уже была сформирована. Для них важно освоение зрительного или слухозрительного восприятия речи. Слабослышащие (тугоухие) дети с частичной потерей слуха. Такие дети в какой-то степени могут самостоятельно овладевать речью.
Для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушением слуха, необходимо разобраться в общих и специфических особенностях развития у них общения, усвоения различных средств общения.
Речь-это процесс использования языка для общения, а язык-это система знаков и правил их преобразования.
3.Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития
Нарушение интеллекта у детей характеризуется как умственная отсталость, которая вызвана различным органическим поражением ЦНС. Одна из основных характеристик является уменьшение деятельности, направленное на познание мира. Основные синдромы нарушения интеллекта-слабоумие и малоумие. Слабоумие (деменция)-вызванная паталогическим процессом стойкая, трудно восполняемая утрата интеллектуальных способностей. Снижение памяти, ослабление познавательных способностей, оскудение эмоциональной сферы и изменение поведения. Малоумие (олигофрения)-врожденное состояние умственной недостаточности различной степени.
Умственную отсталость подразделяют на:
- идиотию: тяжелые нарушения координации движения, моторики и ориентировки в пространстве. Трудно формируются навыки самообслуживания, недоступно осмысление окружающего мира, речь не развивается или развита слабо.
- имбецильность: более легкое нарушение интеллекта по сравнению с идиотией. Такие дети имеют больше шансов овладеть речью, освоить навыки самообслуживания и трудовой деятельности.
- дебильность: наиболее легкая форма течения болезни. Трудности воспитания и обучения связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций ЦНС. Могут работать и выполнять простейшие виды деятельности, но по шаблону.
Дети с задержкой психического развития, таких детей нельзя отнести с умственно отсталым, т.к. они способны к общению, но возникают трудности при изучении школьной программы.