ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВ О ТРАНС ПОРТА РО ССИЙСК ОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕ РАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕ ННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО П РОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ РАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСК ОЕ ВЫСШ ЕЕ АВИ АЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖ ДАНСКО Й АВИАЦИИ (ИНС ТИТУТ)
В.М. Корнеев
К ОНСТРУ КЦИЯ И ЭКСПЛ УАТАЦИЯ ВОЗДУШ НЫ Х СУ ДОВ
ДЛЯ П ИЛОТОВ И БОРТИ НЖЕ НЕРОВ
Конспект лекций
Ульяновск 2006
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
Оглавление |
ББК 053-02 я7 + 053-082.02 я7 К67
Корнеев В.М. Конструкция и эксплуатация воздушных судов для пилотов и бортинженеров: конспект лекций / В.М. Корнеев. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2006. – 152 с.
ISBN 5-7514-163-8
Содержит необходимые сведения по основным вопросам базовой спецдисциплины «Конструкция и эксплуатация воздушных судов». При описании каждой функциональной системы рассмотрены: назначение, состав и принцип работы системы, ее эксплуатация в ожидаемых условиях и особых ситуациях полета.
Предназначен для курсантов и студентов заочной формы обучения специализаций 240701 – Летная эксплуатация гражданских воздушных судов и 240705 – Летная эксплуатация силовых установок и функциональных систем воздушных судов.
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
1. |
Классификация воздушных судов.............................................................................. |
3 |
|
2. |
Нагрузки, действующие на самолет........................................................................... |
7 |
|
3. |
Крыло самолета.......................................................................................................... |
14 |
|
4. |
Фюзеляж и оперение самолетов............................................................................... |
25 |
|
5. |
Гидравлическая система самолёта........................................................................... |
34 |
|
6. |
Шасси самолёта.......................................................................................................... |
45 |
|
7. |
Управление самолетом.............................................................................................. |
58 |
|
8. |
Вибрации и аэроупругость самолёта ....................................................................... |
76 |
|
9. |
Топливная система самолёта .................................................................................... |
91 |
|
10. |
Системы кондиционирования воздуха |
|
|
|
|
и автоматического регулирования давления....................................................... |
105 |
11. |
Противообледенительная система самолёта....................................................... |
119 |
|
12. |
Противопожарное оборудование самолёта......................................................... |
124 |
|
13. |
Силовая установка ................................................................................................. |
131 |
|
14. |
Транспортное оборудование |
|
|
|
|
современных грузовых самолётов........................................................................ |
139 |
15. |
Бытовое оборудование........................................................................................... |
144 |
Библиографический список |
........................................................................................151 |
ISBN 5-7514-163-8 |
© Корнеев В.М., 2006 |
|
© Ульяновск, УВАУ ГА, 2006 |
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
2 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
1. Классификация воздушных судов |
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Самолётом называется летательный аппарат тяжелее воздуха, подъёмная сила которого создается неподвижным относительно других частей летательного аппарата крылом при его поступательном движении в воздухе.
К основным частям самолёта относятся: крыло, фюзеляж, оперение, силовая установка, шасси, система управления самолётом.
Взаимное пространственное расположение частей самолёта и его различных устройств называется компоновкой самолёта.
Различают два основных вида компоновки – внешнюю, или аэродинамическую, определяющую внешний облик, и внутреннюю. Внутренняя компоновка – это расположение кабины экипажа, оборудования и системы управления, помещений или отсеков, предназначенных для размещения целевой нагрузки (в пассажирских ВС это салоны, багажно-грузовые и вспомогательные (бытовые) помещения).
Самолёт имеет ряд функциональных систем, которыми называется совокупность взаимосвязанных изделий, предназначенных для выполнения заданных общих функций. К основным функциональным системам самолетов гражданской авиации можно отнести:
−гидравлическую и воздушную системы;
−шасси;
−управление самолетом;
−топливную систему;
−системы кондиционирования и автоматического регулирования давления в гермокабине;
−противообледенительную систему;
−противопожарную систему;
−бытовое и сантехническое оборудование;
−погрузочно-швартовочное оборудование грузового самолета.
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
3 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
1. Классификация воздушных судов |
Все самолет ы можно классифицировать по следующим конструктивным пр изнакам (рис. 1.1 ):
−по числу и расположению крыльев;
−по типу ф юзеляжа;
−по форме и расположению оперения;
−по типу, количеству и расположению двигателей;
−по типу и располо жению шасси.
Рис. 1.1. Классиф икация самолетов по конструктивным пр изнакам
По количеству крыльев делят на монопланы, т.е. самолёты с одним крылом, и бипланы, т.е. самолёты с двумя крыльями, располож енными одно над другим.
По располож ению крыла относительно фюзеляжа различают низкоплан, среднеплан и высокоплан.
По типу фюзеляжа делят на однофюзеляжные и двухбалочные. Фюзеляжи, не несущи е опере ния, назы вают гондолами. Оперение в этом случае поддерж ивается двумя балками, и само ёты при этом называют двухбалочными.
В зависимости от расположения оперения различают:
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
4 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
1. Классификация воздушных судов |
1)самолёты стандартной схемы, у которых стабилизатор и киль размещаются в хвостовой части фюзеляжа;
2)самолёты схемы «утка», у которых горизонтальное оперение расположено впереди крыла;
3)самолёты типа «бесхвостка», у которых горизонтальное оперение отсутствует.
Большинство современных самолётов выполнено по первой схеме, которая имеет следующие конструктивные разновидности:
−однокилевое оперение; −разнесенное вертикальное оперение; −V-обpазное оперение;
−Т-образное оперение.
Переднее расположение горизонтального оперения при использовании схемы «утка» повышает его эффективность, исключая его затенение впереди находящимся крылом.
Самолёт «бесхвостка» имеет меньшую массу и лобовое сопротивление, но при этом появляются проблемы с продольной устойчивостью самолета.
Взависимости от типа шасси различают сухопутные, гидросамолеты и амфибии.
Шасси сухопутных самолётов бывают колёсными и лыжными. Гидросамолеты разделяются на лодочные и поплавковые.
По количеству опор шасси самолёты подразделяются на трёхопорные с передней опорой, трёхопорные с хвостовой опорой и «велосипедного» типа. Наиболее распространенной в настоящее время является трёхопорная схема с передней опорой, которая предотвращает капотирование и «козление» самолёта.
В зависимости от максимальной взлетной массы ВС присваиваются классы:
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
5 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
1. Классификация воздушных судов |
для самолетов:
−1 класс: масса 75 тонн и более,
−2 класс: масса от 30 до 75 тонн,
−3 класс: масса от 10 до 30 тонн,
−4 класс: масса до 10 тонн; для вертолетов:
−1 класс: масса 10 тонн и более,
−2 класс: масса от 5 до 10 тонн,
−3 класс: масса от 2 до 5 тонн,
−4 класс: масса до 2 тонн.
Взависимости от скорости, высоты, дальности полета и оснащенности оборудованиемВСотдельныхтиповмогутприсваиватьсяповышенныеклассы.
По дальности полета подразделяются на:
−магистральные дальние: более 6000 км;
−магистральные средние: от 2500 до 6000 км;
−магистральные ближние: от 1000 до 2500 км;
−самолеты местных воздушных линий: до 1000 км.
Основные технические данные гражданских ВС
Марка |
Год вы- |
Взлетн. |
Кол-во |
Груз, т |
Ско- |
Даль- |
Двигатели (тип, марка, |
ВС |
пуска |
масса |
пасса- |
рость, |
ность, |
кол-во, тяга или мощ- |
|
жиров |
|
км/ч |
км |
ность) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Ил-18 |
1957 |
64 |
122 |
13,5 |
650 |
3700 |
АИ-20М, 4 Х 3120 кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ан-24 |
1959 |
21 |
50 |
5,5 |
450 |
650 |
АИ-24, 2 Х 1875 кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ан-22 |
1965 |
250 |
– |
80 |
650 |
5000 |
НК-12МВ,4 Х 11000кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ту-134 |
1963 |
47 |
80 |
8,2 |
850 |
1890 |
Д-30, 2 Х 68 кН |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Окончание табл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
6 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|