Файл: Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблемы здоровья и болезни рассматриваются на основе биопсихосоциальной модели личности, рассматривающей целостность биологических, психологических и социальных аспектов личности.

Основные виды психологической помощи

(рассматриваются в зависимости от проблемы и запроса клиента)

Психологическое консультирование.

Цель: процесс, направленный на помощь человеку в разрешении возникающих у него психологических проблем и затруднений (предоставление информации и научной интерпретации имеющихся фактов и конкретных ситуаций).

Основная задача консультанта: создать условия, при которых клиент способен пересмотреть свои жизненные трудности, осознать не конструктивнее способы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия, позволяющие получить новый эмоциональный и личностный опыт.

Психологическая помощь направлена на выработку у клиента собственной, самостоятельной, жизненной стратегии, готовности нести ответственность за собственную судьбу. Именно поэтому ответственность за реализацию полученной информации лежит на клиенте.

Психологическая коррекция

Цель: гармонизация психического состояния, достижение состояния психологического комфорта, выработка новых навыков.

Основные задачи: психолог осуществляет целенаправленное психологическое воздействие, обучает новым, более адаптивным формам поведения. При этом ответственность за реализацию выработанных навыков лежит в равной степени как на клиенте, так и на психологе.

Данный вид психологической помощи предполагает уравновешивание, выравнивание, развитие нарушенных функций и особенностей психического развития и основывается на понятиях «нормы». Т.о. термин «коррекция» предполагает приведение психического состояния человека в соответствие с некоторыми «нормами». Основные методы – это специальные психотехники, упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, тренинги и т.д.

Психотерапия

Цель: активное психологическое воздействие на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

Психотерапия традиционно считается отраслью медицины, и участие психологов в ней оспаривается.

Основанием являются два положения:

1.Психотерапия – это метод лечения

2.В качестве клиентов выступают люди с нарушениями психики

Среди всего многообразия видов психотерапевтического воздействия можно выделить два основных:


-Клинически ориентированная терапия

Цель: работа с симптомами.

Объект: человек в состоянии болезни

Методы: гипноз, аутогенная тренировка, различные вид внушения и самовнушения

-Личностно- ориентированная психотерапия

Цель: помощь в изменении отношения личности к социальному окружению и к собственной личности.

Объект: здоровая личность

Методы: основаны на различных концепциях психологических школ и учений

Задачи (Александров, Карвасарский, Рудестам, Годфруа)

1. Исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении

2. Улучшение объективного самочувствия и укрепление психического здоровья

3. Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для формирования более эффективного и гармоничного общения с другими людьми

4.Развитие самосознания и самопознания клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений

5.Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня ж/деятельности, ощущения счастья и успеха.

Выбор стратегий и конкретных методов психологической помощи зависит:

1.От теоретической методологии (психоаналитическая, поведенческая, гуманистическая)

2.От индивидуальных характеристик клиента (возраст, специфика образования, воспитания, жизненного опыта клиента)

3. От сферы приложения (профессионально - ориентированная, семейная, супружеская…)

4.От количеству клиентов (групповая или индивидуальная, семейная, профессиональная)

5.По психологической тематике (личностные проблемы, проблемы общения, профессиональные и т.д.)

Виды оказания психологической помощи в зависимости от состояния больного.

Психогигиена – отрасль клинической психологии, направленная на обеспечение, сохранение и поддержание психического здоровья.

Основная цель - выявление в природе, обществе, на производстве, и в быту факторов, которые оказывают негативное влияние на психическое здоровье человека, разработка и внедрение путей и способов их преодоления.

В рамках этого вида помощи осуществляется психогигиена воспитания, труда, обучения, семьи и т.д. Проведение психогигиенических мероприятий объединяет специалистов различного профиля: медиков, педагогов, социологов и других специалистов.



Задачи:

1.Создание научно обоснованных норм и рекомендаций в различных сферах жизнедеятельности человека.

2.Передача психогигиенических знаний и навыков медицинским работникам, педагогам, родителям и другим группам населения.

3.Санитарно-просветительская работа среди населения путем различных общественных мероприятий.

Психопрофилактика – раздел общей профилактики, включающей систему мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных расстройств, предупреждение возникновения и распространения нервно – психических заболеваний (НПЗ).

Виды психопрофилактики:

Первичная ПП.

Цель: предупреждение вредных воздействий на психику человека (включает диспансеризацию, информирование и выявление неблагоприятных факторов).

Включает как биологические факторы (нарушения головного мозга во внутриутробном развитии, неблагоприятная наследственность, наличие соматических заболеваний, травм головного мозга, интоксикации) так и социально – психологические факторы (информационные перегрузки, психологические травмы, микросоциальные конфликты, неадекватное воспитание). Осуществляется совместно с другими специалистами: социологами, психологами других специализаций, физиологами, гигиенистами, врачами различного профиля. Т.о. психопрофилактика не идентична психогигиене, имеет более широкий охват действия.

Вторичная ПП

Цель: Предупреждение или купирование негативных последствий имеющихся психических нарушений или негативных состояний (например, психологическая помощь при стрессовых состояниях).

Направлена на максимально раннее выявление нарушений и заболеваний и своевременное, активное лечение (абилитацию). Вторичная ПП подразумевает активное лечение: психофармакологию, психотерапию и социотерапию.

Третичная ПП - предупреждение рецедивов НПЗ и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Включает предупреждение инвалидности, поддерживающую психологическую, психофармакологическую помощь, терапию занятостью.

Реабилитация.

Цель: предупреждение дальнейшего развития болезни, восстановление работоспособности, возвращение к активной социальной жизни (по сравнению с третичной профилактикой направлена не на соматические, а на социальные аспекты)


Реабилитация направлена на предупреждение инвалидизации и хронификации при наличии НПЗ, на восстановление и поддержания адекватной самооценки в отношении своих возможностей и способностей, восстановление социального, семейного, трудового, общественного статуса. Реабилитация включает поддерживающую психологическую, психофармакологическую помощь, терапию занятостью.

Этапы:

1.Восстановительная реабилитация – лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии, социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему.

2.Реадаптация – начинается в стационаре и поддерживается во внебольничных условиях. Например, постепенная реадаптация к семье (на выходные больного могут отпускать домой), трудотерапия, иногда – обучение новой профессии.

3. Этап собственно реабилитации - рациональное трудоустройство, полное включение в активную личную и социальную жизнь.

Задание: на основе требований к деятельности клинического психолога (приложения 1,2) сформулируйте те виды деятельности клинического психолога, которые профессионально наиболее интересны для Вас (выберите 2 – 3 вида) и опишите те индивидуально – личностные качества, которые необходимы для такой деятельности.

  1. Значение клинической психологии в решении общих проблем психологии

Вклад исследований патологии психической деятельности в решение фундаментальных проблем общей психологии.Вклад клинической психологии в решение общепсихологических проблем.

История реализации идеи связи души и тела. Античная медицина о влиянии душевных состояний на здоровье человека. Развитие этой идеи в истории медицины.

Современные подходы к решению проблемы взаимосвязи психических и телесных процессов. Исследования психосоматических болезней как моделей изучения этой проблемы. Психология телесности.

Проблема мозговой локализации психических функций. Пересмотр понятий “функция”, “локализация”. Вклад нейропсихологии в изучение мозговых механизмов высших психических функций человека на материале локальных поражений мозга и других моделях.

Принцип синдромного анализа в раскрытии структурной организации психической деятельности. Онтологические основы формирования психологических синдромов при патологии и аномалиях развития. Категория “фактора” как синдромообразующего радикала. Синдром как структурная организация системы измененных психических процессов и свойств, обнаруживающих общие звенья – факторы – в своем строении. Синдромный анализ психической деятельности как путь к преодолению функционализма в психологии.


Первые психологические диагностические приемы - в клинике умственно отсталых детей. Интенсивное развитие методов психологической диагностики, в области клинической психологии. Основные принципы диагностики в клинической психологии: синдромный анализ, прогностическая ориентация, индивидуально-качественный подход. Принципы построения диагностических исследований. Клинико-психологический эксперимент как моделирование различных видов психической деятельности. Принцип “функциональной пробы”. Границы стандартизации и формализации диагностических методов.

Приемы и методы клинической психотерапии и их использование в разработке теории психологического воздействия. Психологическая коррекция, как исправление устойчивых свойств психики, являющихся факторами риска заболеваемости или инвалидизации. Этические проблемы психологической коррекции (“не навреди”). Принципы психологической коррекции и их общепсихологическое значение.

Проблема взаимодействия биологического и социально-средового факторов в развитии и распаде психической деятельности. Анализ патологии психической деятельности, обнаружение конкретных взаимоотношений биологических и средовых факторов в формировании и функционировании психики. Патологические состояния: разнообразные варианты моделей изменения тех или иных биологических факторов. Соотнесение эффектов их проявлений с наблюдаемыми средовыми влияниями - одна из возможностей решения рассматриваемой общепсихологической проблемы. Биологически детерминированные варианты патологически измененной психической деятельности (локальные поражения мозга, олигофрении, наследственные психические заболевания и т.д.) - естественный эксперимент, позволяющий выявить взаимодействие и реальный вклад конкретных биологических факторов и социальных влияний в процессы формирования и функционирования психической деятельности.

Бессознательное. Неосознаваемые формы психической деятельности. Патология психики как исходный материал для разработки проблемы бессознательного З.Фрейдом. Психоанализ и психоаналитические методы лечения. Пограничные нервно-психические расстройства, гипнотические состояния, варианты патологии сознания, психосоматические недуги. Неврозы, реактивные состояния, психосоматозы - проявления неосознаваемых форм мотивационной и эмоциональной сферы психической жизни человека. Бессознательные механизмы психотерапевтических воздействий.

Личность. Проблема психической “нормы”. Разнообразие психологических концепций личности. Многоаспектность понятия “личность”. Разное значение категории “личность” в структуре различных наук (клиническая психология, психиатрия, медицина, социология, педагогика и т.д.). Значение понятий “личность больного человека”, “преморбидная личность”, “измененная личность” в медицине и клинической психологии.