Файл: Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- поведения

- психологических факторов риска заболеваемости здоровых людей

- психологических последствий перенесенных заболеваний (от ипохондрии до анозогнозии)

- совершенствование адаптационных возможностей человека

- психокоррекция конфликтных ситуаций

- профилактика инвалидизации

- профилактика рецидивов перенесенных заболеваний

Существуют также и такие типы психологического воздействия, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, бихевиоральная - но все это - не психотерапии, а лишь формы психологической помощи и поддержки. Это может быть помощь, не требующая "влезания в душу" и ее изменения, как в психокоррекции.

В настоящее время сложилась такая форма работы, как бригадный метод - врач, психолог и социальный работник вместе могут оказать гораздо больше видов помощи как здоровым, так и больным людям.

3. Экспертиза.

Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):

- исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;

- соотносить психический статус в требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

1) врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. ВТЭК определяет степень инвалидизации: 3 гр. - некоторый изъян, позволяющий заниматься многими формами труда; 2 гр. - более тяжелый дефект, который ограничивает трудовые возможности человека; 1 гр. - человек не может и не имеет права работать.

Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе, или рекомендует рекомендует другую - в соответствии с возможностями человека и требованиями деятельности.

2) военно-медицинская экспертиза: раньше психолог оценивал, в основном, уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы - оценка личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т.д.). Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых.

Вследствие психологических ошибок повышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений.


3) судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы:

основная задача судебно-психиатрической экспертизы - определить вменяемость человека. Вменяем - наказать, невменяем - отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить. "Можно ли вменить в вину поступок?" - решается на основании двух факторов, медицинского (болен или нет) и психолого-юридического (мог ли в тот момент осознавать последствия своих поступков и руководить своими действиями), причем для принятия отрицательного решения необходимо соблюдение обоих критериев. Решение вопроса о невменяемости носит конкретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легкому олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом преступлении - мог не осознавать своей роли).

Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы:

- каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному (например, если "по уму" несовершеннолетний, то даже вменяемому смягчат)

- в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат)

- можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может характеризовать особенности психики человека, которые могли повлиять на его свидетельские показания)

- оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина)

4) психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий - где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.

4. Реабилитация.

Она же - социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни (проводят врач+юрист+социолог+психолог). Клинический психолог решает три вида задач:

- коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания; коррекция тревожности, УП, мотивации, послеболезненных синдромов;



- восстановление нарушенных ВПФ;

- восстановление и нормализация отношений в среде.

5. Профилактика.

Существует три этапа профилактики во всем мире:

Первичная профилактика - общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

Вторичная профилактика - выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.

Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.


57. Профилактика правонарушений и социальная адаптация подростков группы риска.

При рассмотрении положения социальных групп в современном мире необ­ходимо опереться на ряд научных понятий, среди которых центральным выступает понятие «риск».

Оно трактуется как возможная опасность, объективный и познаваемый факт, а также как потенциальная опасность или уже причинённый вред, который может быть измерен независимо от социальных процессов и культурной среды. Восприятие рисков, как на уровне обыденного, так и научного взгляда зависит от политического и культурного контекстов, в связи с чем анализ рисков осуществляется с социокультурных позиций. Историки социологии рисков (М. Дуглас, Э. Гидденс) рассматривают риск, как объективно сущест­вующую опасность, которая опосредуется социальными и культурологиче­скими стереотипами и процессами. В то же время существует мнение, что риск как таковой не существует, есть лишь восприятие риска, которое явля­ется результатом исторически, политически и социально обусловленного взгляда на мир.

Говоря о конкретных социальных группах или сообществах, традиционно выделяется две позиции в определении рисков. Рассматриваются риски, которым могут быть подвержены социальные группы, а также риски, которые может понести общество по причине нахождения в нем доминирующих элементов нормы, противоречащих общественным интересам. Во многом, причина появления современных рисков в нашем государстве связана с пересмотром основополагающих нормативных моделей общества. Как из­вестно, нормативным идеалом в течение десятков лет выступало равенство, в данный период нормативным идеалом, по данным многих исследователей, считается безопасность. Система ценностей настоящего периода выступает как система ценностей небезопасного общества, общества всевозможных рисков, в связи с чем возникает проблема их минимизации или устранения. Общество риска породило новые общности-жертв риска. Ряд зарубежных учёных рассматривают Россию как общество всеобщего риска вследствие разрастания атоминизированной социальной среды, где люмпенизация и маргинализация занимают угрожающе значительные места (О.Н. Яницкий). <…>

Наиболее значительная группа рисков - это дети и подростки.

В соответствии с современным законодательством к детям относятся лица от 0-18 лет. В последние годы всё острее становится вопрос о возрастающих трудностях работы с подростками, отличающимися маргинальным характе­ром развития (слово маргинальность - латинского происхождения означает «находящийся на краю»). Маргиналь­ность понимается как «промежуточность», «окраинность», «пограничность». Это понятие используется для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, что накладывает определен­ный отпечаток на психику и образ жизни данного человека. Маргинальность подчеркивает особый социальный статус (обычно - низкий), принадлежность к меньшинству,
находящемуся на границе или вне социальной структуры, использующему ценности, отличающиеся от общепринятой нормы. <…>

В связи с тем, что подростковый возраст характеризует маргинальность (промежуточность), подросток находится между двумя возрастными группа­ми - группой взрослых и группой детей. Он стремится перейти в группу взрослых, куда его ещё не принимают. <…>

Молодой возраст, по мнению А.В. Качкина, оказывается в типично марги­нальной ситуации, определяющейся кризисом на этапе становления иден­тичности. А.В. Качкин выделяет три вида маргинальности, свойственные молодёжи: биологическую, социальную и культурную. Он указывает на биологическую маргинальность, обусловленную антропометрическими изменениями организма подростка (вес, рост). Подростковый возраст харак­теризуется половым созреванием, гиперсексуальностью и соответственно повышенной эмоциональностью, которые вызывают появление новых жела­ний и принятие новых поведенческих стандартов. Этот период связан с обретением параметров собственной физической целостности, подросток постигает себя в параметрах своего тела, проверяет свои возможности и сравнивает их с возможностями других. В случае неспособности идентифи­цировать себя со своим телом возникают последствия, связанные с полной или частичной потерей контроля над новыми потребностями и способами их удовлетворения.

Для подросткового возраста также характерна социальная маргинальность. Она связана с неопределенным положением молодежи в обществе, которое выражается в правовом ограничении, недостаточности деятельности, отсут­ствии многих социальных признаков профессии, собственного жилья и семьи, авторитета среди взрослых.

Кроме биологической и социальной маргинальности, подросткам свойст­венна культурная маргинальность, выражающая в многообразных формах субкультуры. Традиционная культура, имеющая в своей основе определен­ную систему ценностей и верований, интериоризируется сложно и неодно­значно. Такая неоднозначная интериоризация ценностей и норм ведет к появлению противоречий между системами ценностей общепринятыми в обществе и ценностями формирующейся личностной. Личность обретает собственные смыслы и ценности, создается своя уникальная система ценно­стей, происходит резкое обособление собственного «Я», всё это ведет к возникновению нового культурного субъекта, новой развитой личности. Личность стремится к адаптации культурного многообразия, составляющего единое культурное пространство. Именно момент перехода от личности, существующей в чужой для неё культуре, к сформировавшейся личности фиксируется как преодоление культурной маргинальности.  <…>