Файл: Занятие 2 Задания по теме Особенности дополнительных образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2
Задания по теме  2.6. Особенности дополнительных образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования детей
Цель занятия: закрепление знаний об особенностях дополнительных образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования детей; формирование умений использовать знания в практической деятельности педагога дополнительного образования.

 

Задание 1. Подготовьте текст самопрезентации, включающей следующие разделы:

  1. Моё педагогическое «кредо».

Ни для кого не секрет, что учитель - это человек, обладающий способностью спуститься с высот своих знаний к незнанию ученика и вместе пройти этот путь к вершине мудрости. Процесс познания можно четко изобразить в виде расширяющегося круга знаний: чем больше знаний, тем больше потребность в новых знаниях.

"Настоящий учитель знает, что чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем, потому что каждый учитель навсегда остается учеником". Эта идея, сформулированная в Древней Греции, актуальна и сегодня. Это также мое преподавательское кредо: постоянно получать новые знания, осваивать новые техники, чтобы каждый рабочий день был интересным, насыщенным и максимально расширял знания учеников.

  1. Педагогические взгляды, идеи, воззрения, повлиявшие на выбор профессии.

Мой внутренний мир, в первую очередь, сформиловала моя семья, педагоги, ученики и простые люди, которые подарили мне частичку своей души. Что касается книг, я люблю читать , поэтому на меня произвело впечатление довольно много книг. Книги, которые я запомнила на всю жизнь: "Педагогическая поэма" Антона Сергеевича Макаренко, "Школа жизни" Шалвы Александровича Амонашвили, "Сердце отдаю детям" Василия Александровича Сухомлинского. В моей жизни эти книги стали мне очень близки.

  1. Возможности реализации творческого потенциала в профессии педагога.

Рындак В.Г. рассматривает творческий потенциал педагога как систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. При этом в личностных способностях рассматриваются такие способности как изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому. Критерии, к которым относится новизна, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельность, становятся определяющими при оценке результатов методической деятельности педагога.


  1. Как я себя вижу в профессии через 5 лет; через 10 лет.

Я вижу себя максимально эффективным сотрудником в хорошо организованной компании как, например педагог. Я планирую развивать свои навыки, продолжая приносить пользу в о область своей деятельности.
Задание 2. Составьте таблицу «Требования к проектированию образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования детей».

 

п/п

Требование

Характеристика требования

Пример реализации

 1

 Основные целевые ориентиры деятельности

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско- патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

  • выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • профессиональная ориентация обучающихся;

  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

  • подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

  • социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры обучающихся;

  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

 Являются общими для всего образовательного пространства, однако каждая из программ имеет свои отличительные особенности целевые ориентиры, которые не противоречат стандарту, но могут углублять и дополнять его требования

 2

Регламентированы нормативно-правовыми документами

 Все документы в обязательном порядке должны быть указаны в пояснительной записке к вашей дополнительной общеразвивающей программе.

Дополнительная общеобразовательная программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом детям дополнительном образовании по определенному виду деятельности, имеющим конкретные образовательные цели и диагностируемые образовательные результаты.

 Согласно статье 2, пункта 9 главы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программа должна содержать все элементы.

В противном случае, при отсутствии каких-либо из перечисленных элементов, документ не может называться «образовательной программой».

 3

 Структура дополнительной общеобразовательной программы

  1.  Титульный лист.

  2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

    1. Пояснительная записка (общая характеристика программы).

    2. Цель и задачи программы.

    3. Содержание программы (учебный план; учебно тематический план).

    4. Планируемые результаты.

  3. Комплекс организационно-педагогических условий:

    1. Календарный учебный график.

    2. Условия реализации программы.

    3. Формы контроля (аттестации).

    4. Оценочные материалы.

    5. Методическое обеспечение.

  4. Список литературы.

Дополнительная общеобразовательная программа должна быть:

  • Оформлена в соответствии с вышеуказанными документами;

  • В тексте не допускаются сокращение наименований, за исключением общепринятых;

  • Поставлены необходимые подписи и печать образовательной организации;




 Образовательная организация в целях обеспечения информационной открытости размещает на своем официальном сайте копии реализуемых образовательных программ (ФЗ №273 – ст.29, п.1).

Все дополнительные общеобразовательные программы в конкретном учреждении должны иметь единую структуру и единый стиль оформления, должны проходить стандартизированные процедуры разработки, утверждения и введения в законную силу.


 4

 Технические требования

 Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman 14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, на бумаге А4 (210x297 мм). Поля верхнее, нижнее–2 см; левое- 3 см, правое – 1,5 см; абзац – 1 см. Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.

Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. З

 Все дополнительные общеобразовательные программы в конкретном учреждении должны иметь единую структуру и единый стиль оформления, должны проходить стандартизированные процедуры разработки, утверждения и введения в законную силу.


 

Задание 3. Письменно охарактеризуйте содержательный аспект следующих разделов программы деятельности организации дополнительного образования детей: Актуальность программы. Педагогическая целесообразность программы. Результативность программы (методы контроля).
 Актуальность. Это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа, актуальность предполагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей, также в этом пункте можно указать нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс разрабатываемой программе)

Новизна. Она предполагает новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, педагогические технологии, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы – наибольшее соответствие выбранного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации. В пояснительной записке к программе важно показать, что специфика предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание, избранные методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно решать выявленную проблему.

Результативность – это достижения обучающимися целей и задач, поставленных в общеразвивающей программе. Педагогу необходимо отследить достигнуты ли они. Прежде всего, для своевременного внесения корректив в свою повседневную работу. Результатом деятельности педагога в этом направлении будет созданием им системы аттестации по реализуемой программе.

Задание по теме  2.8 Особенности программ неформального дополнительного образования взрослых

Цель: закрепление знаний об особенностях программ неформального дополнительного образования взрослых; формирование умений применять знания в практической профессиональной деятельности.

Задание 4. Составьте таблицу «Требования к проектированию образовательных программ неформального образования взрослых»:

 

п/п

Название требования

Сущность требования

Способы отражения в программе

 

 Реализуется официальными образовательными организациями, имеющими государственную лицензию

 школа, техникум, вуз и др

 Образовательная организация в целях обеспечения информационной открытости размещает на своем официальном сайте копии реализуемых образовательных программ

 

 

 организуется в соответствии с государственными образовательными стандартами

жестко структурированы, систематизированы, упорядочены формы и метод

содержит набор компетенции, требуемых для реализации осваиваемой профессиональной деятельности




субъектный компонент

целевой компонент

содержательный компонент

ресурсный компонент

оценочный компонент

структура программы

субъектный компонент отражает возрастные, гендерные, интеллектуальные, психологические, социальные особенности учащихся

целевой компонент отражает государственный, социальный заказ, запрос рынка труда на профессиональные и личностные качества учащихся,

– ресурсный компонент включает совокупность ресурсов, среди них:

• информационные ресурсы, позволяющие осуществлять технологии

коммуникации и маркетинга,

• кадровые ресурсы, выраженные количественно и качественно,

• материальные ресурсы, выраженные в материально-вещественной

форме (основные, вспомогательные, расходные, сырьевые и др.),

• методические ресурсы, включающие методы обучения, методы воспитания, педагогические технологии, дидактические материалы и др.,

• нормативные ресурсы, включающие совокупность инструкций, нормативов, памяток, положений, правил и т.д.,

• программные ресурсы, позволяющие использовать компьютерную технику средствами прикладных программ общего и специального назначения,

• технические ресурсы, являющиеся учебной техникой12 (технические

средства обучения, демонстрационная, лабораторная техника, тренажеры и др.),

• технологические ресурсы, рассматриваемые в единстве с техническими

средствами и включающие технологии работы с различными материалами,

− оценочный компонент включает комплекс контрольноизмерительных материалов и форм аттестации,

 результативный компонент отражает конкретную характеристику

знаний, умений, навыков, способностей, качеств, приобретенных учащимися.

Перечисленные компоненты нашли отражение в структуре программы, составленной на основании методических рекомендаций федерального уровня и утвержденной на региональном уровне. Структура программы представляет собой матрицу, в которую конструктивно встроены следующие разделы.


 

Составьте краткие инструкции по проектированию образовательных программ неформального образования взрослых, отражающие основные этапы данной деятельности.

Проектирование образовательной программы начинается с анализа государственных образовательных стандартов, задающих содержательно-целевые рамки подготовки и сопряженных с ними нормативных и методических документов. Следующий шаг связан с последовательным проектированием необходимых структурных составляющих образовательной программы. В классическом варианте это:

  • цели (требования к уровню и качеству подготовки выпускников);

  • учебный план;

  • программы отдельных учебных дисциплин и практик;

  • программы организации внеучебной деятельности;

  • организационно-педагогические условия и педагогические технологии, применяемые для реализации образовательной программы;

  • ожидаемые результаты реализации образовательной программы и возможные дальнейшие направления развития индивидуально-образовательной траектории обучающихся;

  • методики педагогической диагностики и способы оценки промежуточных и конечных результатов.

В структуру образовательной программы включают:

  • пояснительная записка (где обосновывается выбранный подход к построению программы, приводятся аргументы в пользу новизны и продуктивности её содержания);

  • общий учебный план (в табличном или матричном виде, где отражено количественное соотношение объёма дисциплин, являющихся компонентами программы как системы, их регламентированное распределение в рамках учебного времени, а также перечень форм работы (лекции, семинары, тренинги, зачетные занятия и др.));

  • последовательное развёрнутое содержательное описание каждой из учебных программ (тематических разделов, модулей, блоков), входящих в структуру образовательной программы.


 

Задание по теме  2.10. Технология анализа качества программ дополнительного образования

Цель: закрепление знаний о технологии анализа качества программ дополнительного образования; формирование умений применять знания в практической профессиональной деятельности.

 

Задание 5. Составьте алгоритм оценивания качества образовательной программы дополнительного образования, заполните таблицу:

 

п/п

Название критерия оценивания программы дополнительного образования

Описание критерия оценивания программы дополнительного образования



 Титульный лист

 Высокий уровень – титульный лист оформлен в соответствии с требованиями: содержит наименование ОУ, отметку об утверждении программы директором учреждения, печать, № протокола педагогического совета (либо другого экспертного совета), утвердившего программу, наименование программы (короткое, емкое, привлекательное, отражающее содержание), возраст детей, на которых рассчитана программа, срок реализации, год разработки, Ф.И.О. автора (автора – составителя), должность, город. На второй странице титульного листа оформлен паспорт программы: направленность (научно – техническая, спортивно – техническая, физкультурно-спортивная, художественно – эстетическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально – педагогическая, культурологическая, естественно-научная), вид (модифицированная, профильная, автора и др.),

Средний уровень – имеются незначительные замечания по 1-2 пунктам параметра;

Низкий уровень – титульный лист не соответствует требованиям к оформлению.



 Эстетичность

 Высокий уровень – программа выполнена в печатном варианте с соблюдением полей. Если в программе используются цитаты, то сделаны сноски на источники. Каждая глава печатается с новой страницы, главы разделены на абзацы. Шрифт – 14, формат А4. Если в программе приводятся графики, таблицы, диаграммы, схемы, то их номер указывается в тексте и непосредственно перед ними, также они могут быть представлены в приложении;

Средний уровень – имеются незначительные, легко исправимые замечания;

Низкий уровень – программа выполнена без соблюдений требований к оформлению.



 Наличие рецензии

 Высокий уровень – в наличии внутренняя и внешняя рецензии;

Средний уровень – в наличии только внешняя рецензия;

Низкий уровень – рецензии отсутствуют.



 Структура программы

 Высокий уровень – программа содержит разделы, соответствующие требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ ДОД. Дополнительные элементы программы (планы, схемы, таблицы, приложения);

Средний уровень – в структуре программы отсутствует один из разделов, влияющий на конечный результат программы;

Низкий уровень – в структуре программы отсутствует более одного раздела.



Актуальность

Высокий уровень – программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем в данный период времени, есть новизна, отличительные особенности от уже существующих программ;

Средний уровень – программа не отражает социальный заказ либо дублирует задачи базового образования;

Низкий уровень – программа не актуальна (либо актуальность не прописана).



Целостность

Высокий уровень – цели и задачи, способы их достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели);

Средний уровень – частичное несогласование;

Низкий уровень – отсутствие несогласования.



Прогностичность

Высокий уровень – программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальний прогноз, что будет с детьми после освоения программы? Будет ли программа развиваться дальше, какими путями?);

Средний уровень – программа отражает требования только сегодняшнего дня;

Низкий уровень – прогнозирование результатов отсутствует.



Качество подачи материала

Высокий уровень – материал изложен профессионально грамотно: отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность, научно – методическая обоснованность; стиль изложения понятен, присутствуют открытость и ясность изложения материала;

Средний уровень – материал сложен для восприятия, фразы громоздкие, избыточность речевого оформления крайне затрудняют чтение;

Низкий уровень – обилие ошибок, недоработок, материал изложен не последовательно, не логично и т.д.



Содержание программы

Высокий уровень – в программе представлены направления (учебная, воспитательная, профилактическая, допрофессиональная деятельность, работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение детей и др.). кратко раскрывается содержание по каждому направлению деятельности. Учебная деятельность представлена тематическими планами на каждый год обучения, с указанием задач, предполагаемых результатов, с распределением часов по разделам и темам занятий, указанием общего количества часов, с разбивкой на теоретические и практические занятия. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам в соответствии с тематическим планом на каждый год обучения. В данном разделе программы можно представить планы воспитательной работы, работы с родителями (как приложение к программе);

Средний уровень – в программе представлена только учебная деятельность;

Низкий уровень – содержание программы представлено только тематическим планом учебных занятий



Методическое обеспечение программы

Высокий уровень – в программе прописаны формы, методы работы, особенности организации учебно-воспитательного процесса: применение индивидуальных, дифференцированных, личностно-ориентированных, игровых и других методик и технологий, используемых при организации учебно-воспитательного процесса. Приводятся технологии контроля за ЗУН учащихся по каждому разделу перспективно – тематических планов по годам обучения: форма, метод контроля, наименование технологии контроля (если имеется, указать название, автора методики). Также приводятся технологии отслеживания результатов в соответствии с поставленными в образовательной программе целями и задачами: формы, методы, технологии, сроки проведения педагогических, социально – психологических диагностик;

Средний уровень – в программе прописаны только формы и методы работы;

Низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел.



Список литературы

Высокий уровень – список литературы оформлен по схеме: порядковый номер, в алфавитном порядке – Ф.И.О. автора, заглавие, издательство, город, год издания. Список литературы приводится в двух частях – для педагогов и детей;

Средний уровень – имеются замечания по 1-2-м пунктам;

Низкий уровень – имеются замечания более чем по 2-м пунктам.


 

Задание 6. Изучите программу деятельности конкретного учреждения дополнительного образования Вашего региона и заполните таблицу «Целостный анализ программы дополнительного образования согласно качественным  критериям и показателям».При выставлении баллов пользуйтесь градацией, где 5-высшая степень соответствия, 1 – низкий уровень соответствия.

 

Показатель

Критерии

Баллы

Соответствие нормативным требованиям целям и содержанию деятельности образовательной организации

Общие

Соответствие программы специфике образовательной организации

4

Системность (органичное включение программы в образовательную систему учреждения)

4

Специальные

Наличие в программе всех структурных компонентов

4

Частные

Сбалансированность программы

4

Реалистичность программы

4

Научная обоснованность

Общие

Соответствие современным общенаучным требованиям и подходам

5

Отражение в программе подходов, реализующихся в современном столичном образовании (метапредметный, конвергентный)

5

Специальные

Соответствие содержания программы уровню развития той научной области, к которой она относится

4

Частные

Отражение в программе терминологического и понятийного аппарата и методов, характерных для той научной области, к которой программа имеет отношение

4

Стратегичность

Общие

Прогностичность

4

Специальные

Актуальность

4

Частные

Гибкость

4

Опора на личностно-ориентированный подход

Общие

Персонализация

4

Индивидуализация

4

Специальные

Нацеленность программы на предпрофессиональное развитие и профессиональную ориентацию

4

Создание условий для самореализации обучающихся, приобретения социального опыта

4

Частные

Ориентация программы на выстраивание личностных отношений в системе «педагог – обучающийся»

4

Технологичность

Общие

Целостность

4

Контролируемость

3

Специальные

Сформированность методического аппарата программы

4

Частные

Согласованность всех компонентов программы

3

Валеологичность

Общие

Соответствие режима занятий требованиям СанПиН

4

Специальные

Соответствие видов деятельности возрастным особенностям коллектива обучающихся

4

Частные

Нацеленность программы на учет потребностей конкретного обучающегося

4