Файл: Занятие 2 Задания по теме Особенности дополнительных образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 2
Задания по теме 2.6. Особенности дополнительных образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования детей
Цель занятия: закрепление знаний об особенностях дополнительных образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования детей; формирование умений использовать знания в практической деятельности педагога дополнительного образования.
Задание 1. Подготовьте текст самопрезентации, включающей следующие разделы:
-
Моё педагогическое «кредо».
Ни для кого не секрет, что учитель - это человек, обладающий способностью спуститься с высот своих знаний к незнанию ученика и вместе пройти этот путь к вершине мудрости. Процесс познания можно четко изобразить в виде расширяющегося круга знаний: чем больше знаний, тем больше потребность в новых знаниях.
"Настоящий учитель знает, что чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем, потому что каждый учитель навсегда остается учеником". Эта идея, сформулированная в Древней Греции, актуальна и сегодня. Это также мое преподавательское кредо: постоянно получать новые знания, осваивать новые техники, чтобы каждый рабочий день был интересным, насыщенным и максимально расширял знания учеников.
-
Педагогические взгляды, идеи, воззрения, повлиявшие на выбор профессии.
Мой внутренний мир, в первую очередь, сформиловала моя семья, педагоги, ученики и простые люди, которые подарили мне частичку своей души. Что касается книг, я люблю читать , поэтому на меня произвело впечатление довольно много книг. Книги, которые я запомнила на всю жизнь: "Педагогическая поэма" Антона Сергеевича Макаренко, "Школа жизни" Шалвы Александровича Амонашвили, "Сердце отдаю детям" Василия Александровича Сухомлинского. В моей жизни эти книги стали мне очень близки.
-
Возможности реализации творческого потенциала в профессии педагога.
Рындак В.Г. рассматривает творческий потенциал педагога как систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. При этом в личностных способностях рассматриваются такие способности как изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому. Критерии, к которым относится новизна, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельность, становятся определяющими при оценке результатов методической деятельности педагога.
-
Как я себя вижу в профессии через 5 лет; через 10 лет.
Я вижу себя максимально эффективным сотрудником в хорошо организованной компании как, например педагог. Я планирую развивать свои навыки, продолжая приносить пользу в о область своей деятельности.
Задание 2. Составьте таблицу «Требования к проектированию образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования детей».
№ п/п | Требование | Характеристика требования | Пример реализации |
1 | Основные целевые ориентиры деятельности |
| Являются общими для всего образовательного пространства, однако каждая из программ имеет свои отличительные особенности целевые ориентиры, которые не противоречат стандарту, но могут углублять и дополнять его требования |
2 | Регламентированы нормативно-правовыми документами | Все документы в обязательном порядке должны быть указаны в пояснительной записке к вашей дополнительной общеразвивающей программе. Дополнительная общеобразовательная программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом детям дополнительном образовании по определенному виду деятельности, имеющим конкретные образовательные цели и диагностируемые образовательные результаты. | Согласно статье 2, пункта 9 главы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программа должна содержать все элементы. В противном случае, при отсутствии каких-либо из перечисленных элементов, документ не может называться «образовательной программой». |
3 | Структура дополнительной общеобразовательной программы |
Дополнительная общеобразовательная программа должна быть:
| Образовательная организация в целях обеспечения информационной открытости размещает на своем официальном сайте копии реализуемых образовательных программ (ФЗ №273 – ст.29, п.1). Все дополнительные общеобразовательные программы в конкретном учреждении должны иметь единую структуру и единый стиль оформления, должны проходить стандартизированные процедуры разработки, утверждения и введения в законную силу. |
4 | Технические требования | Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman 14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, на бумаге А4 (210x297 мм). Поля верхнее, нижнее–2 см; левое- 3 см, правое – 1,5 см; абзац – 1 см. Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся. Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. З | Все дополнительные общеобразовательные программы в конкретном учреждении должны иметь единую структуру и единый стиль оформления, должны проходить стандартизированные процедуры разработки, утверждения и введения в законную силу. |
Задание 3. Письменно охарактеризуйте содержательный аспект следующих разделов программы деятельности организации дополнительного образования детей: Актуальность программы. Педагогическая целесообразность программы. Результативность программы (методы контроля).
Актуальность. Это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа, актуальность предполагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей, также в этом пункте можно указать нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс разрабатываемой программе)
Новизна. Она предполагает новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, педагогические технологии, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы – наибольшее соответствие выбранного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации. В пояснительной записке к программе важно показать, что специфика предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание, избранные методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно решать выявленную проблему.
Результативность – это достижения обучающимися целей и задач, поставленных в общеразвивающей программе. Педагогу необходимо отследить достигнуты ли они. Прежде всего, для своевременного внесения корректив в свою повседневную работу. Результатом деятельности педагога в этом направлении будет созданием им системы аттестации по реализуемой программе.
Задание по теме 2.8 Особенности программ неформального дополнительного образования взрослых
Цель: закрепление знаний об особенностях программ неформального дополнительного образования взрослых; формирование умений применять знания в практической профессиональной деятельности.
Задание 4. Составьте таблицу «Требования к проектированию образовательных программ неформального образования взрослых»:
№ п/п | Название требования | Сущность требования | Способы отражения в программе |
| Реализуется официальными образовательными организациями, имеющими государственную лицензию | школа, техникум, вуз и др | Образовательная организация в целях обеспечения информационной открытости размещает на своем официальном сайте копии реализуемых образовательных программ |
| организуется в соответствии с государственными образовательными стандартами жестко структурированы, систематизированы, упорядочены формы и метод | содержит набор компетенции, требуемых для реализации осваиваемой профессиональной деятельности | |
| субъектный компонент целевой компонент содержательный компонент ресурсный компонент оценочный компонент структура программы | субъектный компонент отражает возрастные, гендерные, интеллектуальные, психологические, социальные особенности учащихся целевой компонент отражает государственный, социальный заказ, запрос рынка труда на профессиональные и личностные качества учащихся, – ресурсный компонент включает совокупность ресурсов, среди них: • информационные ресурсы, позволяющие осуществлять технологии коммуникации и маркетинга, • кадровые ресурсы, выраженные количественно и качественно, • материальные ресурсы, выраженные в материально-вещественной форме (основные, вспомогательные, расходные, сырьевые и др.), • методические ресурсы, включающие методы обучения, методы воспитания, педагогические технологии, дидактические материалы и др., • нормативные ресурсы, включающие совокупность инструкций, нормативов, памяток, положений, правил и т.д., • программные ресурсы, позволяющие использовать компьютерную технику средствами прикладных программ общего и специального назначения, • технические ресурсы, являющиеся учебной техникой12 (технические средства обучения, демонстрационная, лабораторная техника, тренажеры и др.), • технологические ресурсы, рассматриваемые в единстве с техническими средствами и включающие технологии работы с различными материалами, − оценочный компонент включает комплекс контрольноизмерительных материалов и форм аттестации, результативный компонент отражает конкретную характеристику знаний, умений, навыков, способностей, качеств, приобретенных учащимися. Перечисленные компоненты нашли отражение в структуре программы, составленной на основании методических рекомендаций федерального уровня и утвержденной на региональном уровне. Структура программы представляет собой матрицу, в которую конструктивно встроены следующие разделы. |
Составьте краткие инструкции по проектированию образовательных программ неформального образования взрослых, отражающие основные этапы данной деятельности.
Проектирование образовательной программы начинается с анализа государственных образовательных стандартов, задающих содержательно-целевые рамки подготовки и сопряженных с ними нормативных и методических документов. Следующий шаг связан с последовательным проектированием необходимых структурных составляющих образовательной программы. В классическом варианте это:
-
цели (требования к уровню и качеству подготовки выпускников); -
учебный план; -
программы отдельных учебных дисциплин и практик; -
программы организации внеучебной деятельности; -
организационно-педагогические условия и педагогические технологии, применяемые для реализации образовательной программы; -
ожидаемые результаты реализации образовательной программы и возможные дальнейшие направления развития индивидуально-образовательной траектории обучающихся; -
методики педагогической диагностики и способы оценки промежуточных и конечных результатов.
В структуру образовательной программы включают:
-
пояснительная записка (где обосновывается выбранный подход к построению программы, приводятся аргументы в пользу новизны и продуктивности её содержания); -
общий учебный план (в табличном или матричном виде, где отражено количественное соотношение объёма дисциплин, являющихся компонентами программы как системы, их регламентированное распределение в рамках учебного времени, а также перечень форм работы (лекции, семинары, тренинги, зачетные занятия и др.)); -
последовательное развёрнутое содержательное описание каждой из учебных программ (тематических разделов, модулей, блоков), входящих в структуру образовательной программы.
Задание по теме 2.10. Технология анализа качества программ дополнительного образования
Цель: закрепление знаний о технологии анализа качества программ дополнительного образования; формирование умений применять знания в практической профессиональной деятельности.
Задание 5. Составьте алгоритм оценивания качества образовательной программы дополнительного образования, заполните таблицу:
№ п/п | Название критерия оценивания программы дополнительного образования | Описание критерия оценивания программы дополнительного образования |
| Титульный лист | Высокий уровень – титульный лист оформлен в соответствии с требованиями: содержит наименование ОУ, отметку об утверждении программы директором учреждения, печать, № протокола педагогического совета (либо другого экспертного совета), утвердившего программу, наименование программы (короткое, емкое, привлекательное, отражающее содержание), возраст детей, на которых рассчитана программа, срок реализации, год разработки, Ф.И.О. автора (автора – составителя), должность, город. На второй странице титульного листа оформлен паспорт программы: направленность (научно – техническая, спортивно – техническая, физкультурно-спортивная, художественно – эстетическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально – педагогическая, культурологическая, естественно-научная), вид (модифицированная, профильная, автора и др.), Средний уровень – имеются незначительные замечания по 1-2 пунктам параметра; Низкий уровень – титульный лист не соответствует требованиям к оформлению. |
| Эстетичность | Высокий уровень – программа выполнена в печатном варианте с соблюдением полей. Если в программе используются цитаты, то сделаны сноски на источники. Каждая глава печатается с новой страницы, главы разделены на абзацы. Шрифт – 14, формат А4. Если в программе приводятся графики, таблицы, диаграммы, схемы, то их номер указывается в тексте и непосредственно перед ними, также они могут быть представлены в приложении; Средний уровень – имеются незначительные, легко исправимые замечания; Низкий уровень – программа выполнена без соблюдений требований к оформлению. |
| Наличие рецензии | Высокий уровень – в наличии внутренняя и внешняя рецензии; Средний уровень – в наличии только внешняя рецензия; Низкий уровень – рецензии отсутствуют. |
| Структура программы | Высокий уровень – программа содержит разделы, соответствующие требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ ДОД. Дополнительные элементы программы (планы, схемы, таблицы, приложения); Средний уровень – в структуре программы отсутствует один из разделов, влияющий на конечный результат программы; Низкий уровень – в структуре программы отсутствует более одного раздела. |
| Актуальность | Высокий уровень – программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем в данный период времени, есть новизна, отличительные особенности от уже существующих программ; Средний уровень – программа не отражает социальный заказ либо дублирует задачи базового образования; Низкий уровень – программа не актуальна (либо актуальность не прописана). |
| Целостность | Высокий уровень – цели и задачи, способы их достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели); Средний уровень – частичное несогласование; Низкий уровень – отсутствие несогласования. |
| Прогностичность | Высокий уровень – программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальний прогноз, что будет с детьми после освоения программы? Будет ли программа развиваться дальше, какими путями?); Средний уровень – программа отражает требования только сегодняшнего дня; Низкий уровень – прогнозирование результатов отсутствует. |
| Качество подачи материала | Высокий уровень – материал изложен профессионально грамотно: отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность, научно – методическая обоснованность; стиль изложения понятен, присутствуют открытость и ясность изложения материала; Средний уровень – материал сложен для восприятия, фразы громоздкие, избыточность речевого оформления крайне затрудняют чтение; Низкий уровень – обилие ошибок, недоработок, материал изложен не последовательно, не логично и т.д. |
| Содержание программы | Высокий уровень – в программе представлены направления (учебная, воспитательная, профилактическая, допрофессиональная деятельность, работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение детей и др.). кратко раскрывается содержание по каждому направлению деятельности. Учебная деятельность представлена тематическими планами на каждый год обучения, с указанием задач, предполагаемых результатов, с распределением часов по разделам и темам занятий, указанием общего количества часов, с разбивкой на теоретические и практические занятия. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам в соответствии с тематическим планом на каждый год обучения. В данном разделе программы можно представить планы воспитательной работы, работы с родителями (как приложение к программе); Средний уровень – в программе представлена только учебная деятельность; Низкий уровень – содержание программы представлено только тематическим планом учебных занятий |
| Методическое обеспечение программы | Высокий уровень – в программе прописаны формы, методы работы, особенности организации учебно-воспитательного процесса: применение индивидуальных, дифференцированных, личностно-ориентированных, игровых и других методик и технологий, используемых при организации учебно-воспитательного процесса. Приводятся технологии контроля за ЗУН учащихся по каждому разделу перспективно – тематических планов по годам обучения: форма, метод контроля, наименование технологии контроля (если имеется, указать название, автора методики). Также приводятся технологии отслеживания результатов в соответствии с поставленными в образовательной программе целями и задачами: формы, методы, технологии, сроки проведения педагогических, социально – психологических диагностик; Средний уровень – в программе прописаны только формы и методы работы; Низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел. |
| Список литературы | Высокий уровень – список литературы оформлен по схеме: порядковый номер, в алфавитном порядке – Ф.И.О. автора, заглавие, издательство, город, год издания. Список литературы приводится в двух частях – для педагогов и детей; Средний уровень – имеются замечания по 1-2-м пунктам; Низкий уровень – имеются замечания более чем по 2-м пунктам. |
Задание 6. Изучите программу деятельности конкретного учреждения дополнительного образования Вашего региона и заполните таблицу «Целостный анализ программы дополнительного образования согласно качественным критериям и показателям».При выставлении баллов пользуйтесь градацией, где 5-высшая степень соответствия, 1 – низкий уровень соответствия.
Показатель | Критерии | Баллы | |
Соответствие нормативным требованиям целям и содержанию деятельности образовательной организации | Общие | Соответствие программы специфике образовательной организации | 4 |
Системность (органичное включение программы в образовательную систему учреждения) | 4 | ||
Специальные | Наличие в программе всех структурных компонентов | 4 | |
Частные | Сбалансированность программы | 4 | |
Реалистичность программы | 4 | ||
Научная обоснованность | Общие | Соответствие современным общенаучным требованиям и подходам | 5 |
Отражение в программе подходов, реализующихся в современном столичном образовании (метапредметный, конвергентный) | 5 | ||
Специальные | Соответствие содержания программы уровню развития той научной области, к которой она относится | 4 | |
Частные | Отражение в программе терминологического и понятийного аппарата и методов, характерных для той научной области, к которой программа имеет отношение | 4 | |
Стратегичность | Общие | Прогностичность | 4 |
Специальные | Актуальность | 4 | |
Частные | Гибкость | 4 | |
Опора на личностно-ориентированный подход | Общие | Персонализация | 4 |
Индивидуализация | 4 | ||
Специальные | Нацеленность программы на предпрофессиональное развитие и профессиональную ориентацию | 4 | |
Создание условий для самореализации обучающихся, приобретения социального опыта | 4 | ||
Частные | Ориентация программы на выстраивание личностных отношений в системе «педагог – обучающийся» | 4 | |
Технологичность | Общие | Целостность | 4 |
Контролируемость | 3 | ||
Специальные | Сформированность методического аппарата программы | 4 | |
Частные | Согласованность всех компонентов программы | 3 | |
Валеологичность | Общие | Соответствие режима занятий требованиям СанПиН | 4 |
Специальные | Соответствие видов деятельности возрастным особенностям коллектива обучающихся | 4 | |
Частные | Нацеленность программы на учет потребностей конкретного обучающегося | 4 |