Файл: Исследование развития экономических систем показывает, что экономический рост начинается с активизации инвестиционной и инновационной деятельности..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что характерные черты риска необходимо дополнить такими новыми чертами, как субъективность выбора человеком оцененных возможных альтернатив; недостаток определенной информации, приводящей к погрешностям в оценке степе-ни вероятности в количестве альтернативных исходов; невозможность длительного избегания ожидаемых опасностей; необратимость последствий действий; возрастающий масштаб по мере социально-экономического прогресса из-за накопления регрессного потенциала; многовариантность и альтернативность ожидаемых убытков или доходов; противоречивость негативных и позитивных последствий.

Важно отметить, что система управления рисками инвестиционной деятельности должна быть построена на основе реккурентного подхода, то есть быть способной к постоянному модифицированию с применением комплекса методов управления на всех этапах адекватно поступающим информационным потокам, то есть быть адаптивной к изменениям окружающей среды, возникающей в ходе инвестиционной деятельности.

Для объединения категорий «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционная активность» в экономической литературе используется категория «инвестиционный климат», т.е. совокупность объективных экономических, социальных, политических, правовых и иных условий, создающих (или не создающих) привлекательность муниципального образования к инвестированию.

Итак, инвестиционная привлекательность определяется состоянием инвестиционного потенциала и уровнем инвестиционного риска. Инвестиционная активность – реальное развитие инвестиционной деятельности в социально-экономической системе и характеризуется интенсивностью инвестиций. Взаимосвязь и соподчиненность категорий, участвующих в инвестиционном процессе муниципальных образований представлена в виде схемы (рис. 2).

Инвестиционный климат МО
41624255588000149352074295

Инвестиционная привлекательность МО
5962658255003118485977900

Инвестиционная активность МО

Инвестиционные риски МО

Инвестиционный потенциал МО
170116520828037566602171700

Рис. 2. Основные структурные элементы инвестиционного процесса муниципальных образований и их взаимосвязь



    1. Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципальных образований


Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики муниципальных образований. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие видов экономической деятельности.

Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности муниципальных образований. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства и технологии не будет иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.

Инвестиции находятся в определенной зависимости от фактора экономического роста, для выяснения которого следует предварительно определить понятия валовых и чистых инвестиций.

Валовые инвестиции выступают как совокупный объем инвестиций, направленных на приобретение средств производства, новое строительство, прирост товарно-материальных запасов в течение определенного периода. Чистые инвестиции отражают объем валовых инвестиций, уменьшенный на величину амортизационных отчислений.

Динамика показателя чистых инвестиций является индикатором состояния экономики: величина чистых инвестиций (при данном уровне эффективности их использования) показывает, в какой фазе развития находится экономика страны. Если объем валовых инвестиций превышает объем амортизационных отчислений и, следовательно, чистые инвестиции представляют собой положительную величину, прирост производственного потенциала обеспечивает расширенное воспроизводство, экономика находится в стадии подъема, растущей деловой активности.

При равенстве валовых инвестиций и амортизационных отчислений, т.е. нулевом значении чистых инвестиций, в экономику в данном периоде поступает такое же количество инвестиционных средств, какое и потребляется, имеет место простое воспроизводство общественного продукта (по стоимости), характеризующееся отсутствием экономического роста.



Если величина валовых инвестиций меньше суммы амортизационных отчислений, показатель чистых инвестиций является отрицательной величиной. Сокращение инвестиций вызывает уменьшение производственного потенциала и, как следствие, экономический спад.

Изменения объема чистых инвестиций ведет к изменению доходов, происходящему в том же направлении, но в большей степени, чем исходные сдвиги в инвестиционных расходах. Данный эффект вытекает из того, что в условиях повторяющегося характера потоков расходов и доходов в экономике расходы одного субъекта выступают как доходы другого, а всякое изменение дохода при определенном соотношении между потреблением и сбережением в его рамках вызывает соответствующее изменение потребления и сбережения, так что первоначальные колебания величины инвестиций ведут к многократному, хотя и уменьшающемуся с каждым последующим циклом изменению дохода (эффект мультипликатора описанный Дж. М. Кейнсом).

Так, рост инвестиций вызывает увеличение уровня объема производства и дохода. Последний на стадии использования распадается на потребляемую и сберегаемую части; при этом та его часть, которая направляется на потребление (например, покупку товаров), служит источником дохода для их производителей. Полученный доход, в свою очередь, распадается на потребление и сбережение и т.д. В конечном счете, первоначальный рост инвестиций приводит к многократному увеличению дохода.

Следует отметить, что эффект мультипликатора действует и в обратном направлении. При незначительном сокращении инвестиционных расходов может произойти существенное снижение дохода. Поэтому для стабильного и сбалансированного функционирования экономики следует обеспечивать определенное значение коэффициента мультипликации, создавать условия для бесперебойного осуществления инвестиционного процесса8.

Важно отметить, что администрации муниципальных образований играют существенную роль в поддержке и стимулировании инвестиционной деятельности в своих регионах. Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых па территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.


Инвестиционная политика – один из инструментов администрации, который может оказать существенное влияние на состояние инвестиционной активности муниципального образования.

Сущность местной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию различного рода инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования, улучшения качества и уровня жизни населения, образующего местное сообщество.

Содержание инвестиционной политики муниципального образования может быть представлено следующими основными положениями:

  • определение приоритетных социальных, экономических и экологических проблем обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, что увязывает местную инвестиционную политику с другими локальными политиками (финансовой, структурной и т.п.), составляющими в своей совокупности муниципальную социально-экономическую политику, и обеспечивает реализацию стратегических и тактических целей развития муниципального образования;

  • выбор и обоснование системы местных стратегических и тактических целей инвестирования, определение эффективных путей их реализации;

  • разработка системы мер, направленных на привлечение на территорию местного самоуправления средств отечественных и зарубежных инвесторов, достаточных для реализации намеченных целей укрепления финансово-экономической базы местного самоуправления, решения широкого круга проблем обеспечения жизнедеятельности местного сообщества;

  • согласование в необходимых случаях местной инвестиционной политики с региональными и федеральными структурами управления;

  • создание действенной системы контроля за ходом реализации намеченных мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов9.

Разработка муниципальной инвестиционной политики должна проходить на основании общего стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования.

Исходными данными для формирования инвестиционной политики являются:

1) оценка сегодняшнего состояния экономики муниципального образования; определение 5-10 основных экономических показателей муниципального образования (общая конкурентоспособность, рынок труда, рынок капитала, земля и инфраструктура);

2) анализ и оценка демографической структуры населения и социального развития муниципального образования;


3) анализ ресурсного потенциала (сырьевые, интеллектуальные ресурсы, платежный спрос, наличие тех или иных отраслей в регионе);

4) результаты SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы) муниципального образования.

5) оценка конкурентоспособности инфраструктуры муниципального образования;

6) сравнение образования с другими регионами, поиск и оценка конкурентных преимуществ;

7) стратегический динамики основных показателей на следующие лет10.

Важно что инвестиционная муниципальных образований характеризоваться:

  • ясными и целями;

  • результатами;

  • реальными временными разбитыми на этапы.

этом в процессе инвестиционной политики учитывать, что образования имеют особенностей инвестирования, которых можно

1) высокий уровень социально-экономического развития, в первую очередь, положением, природными административными особенностями;

2) бюджетные возможности в с бюджетами других

3) низкая муниципального нормотворчества в инвестиционных отношений, в первую очередь, с разграничением полномочий федеральными, региональными и органами власти;

4) инвестиции на муниципальных образований приобретают градообразующий и несут, помимо экономической, важную роль;

5) наличие рычагов управления инфраструктуры;

6) наличие объемов невостребованной собственности;

7) штатные ограничения в муниципальных образований, требует привлечения занятых в нескольких областях управления, и не в должной степени на реализации перспективных решений.

Таким образом, все вышесказанное, сделать вывод, важнейшим условием воплощения муниципальной в сфере инвестиций создание действенного ее реализации, а также эффективного управления деятельностью муниципальных
1.3 инвестиционной деятельностью образований в современных
Целью управления деятельностью муниципальных о как научного вления является научных эффективного управления, методов и систем а также разработка тических рекомендаций по их лизации, обеспечивающих й уровень удовлетворения в стициях и дальнейшее развитие.

У инвестиционной деятельностью му образований – это процесс организационного на инвестиционную дея со стороны органов ме самоуправления в целях о эффективного функцио муниципальных образований в сфере и упорядочения процессов реализацию инвести политики муниципальных