Файл: Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения рубежный контроль 1 по дисциплине Технологии самоорганизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения |
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 1
по дисциплине «Технологии самоорганизации»
Ответьте письменно на все вопросы
(тема задания)
ФИО студента | Халилов Баходир Зокир угли |
Направление подготовки | ИВТ-2021 |
Группа | ИВТ-Б-01-Д-2021 |
Москва 2021
-
Дайте определение понятию «саморазвитие» и «самоорганизация» личности.
Саморазвиваться – значит, постоянно работать над собой, самосовершенствоваться и вырабатывать личные качества. В процессе саморазвития человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.
Если вы не довольны своей жизнью, постоянно встречаетесь с неудачами, не уверены в себе и своем будущем, то выход из этой ситуации существует только один, и это саморазвитие.
Саморазвитие – достаточно не простая задача. Но когда человек начинает заниматься этим с большим желанием, его даже самые сокровенные мечты превращаются в реальность. Необходимо лишь постоянно трудится и страстно хотеть изменить себя и свою жизнь.
Самоорганизация личности включает в себя развитие воли, интеллекта с помощью самодисциплины, самообразования, приобретения навыков и выработки устоявшихся привычек для выполнения поставленных задач. Если проще, то вы должны нести ответственность за свои действия, критически их оценивать, ограничивать себя в желаниях ради достижения цели.
Самоорганизованные люди умеют ставить задачи, планировать каждый день, преодолевать трудности, встречающиеся на пути, не сворачивать с выбранной дороги. Они стремятся к личностному, карьерному росту, умеют мотивировать себя, отличать главное от второстепенного.
Самоорганизации не поддаются люди инфантильные, бесхарактерные, не осознающие себя как отдельную личность, с отсутствующим чувством долга.
К принципам самоорганизации относятся: креативность, толерантность, самоотдача, открытость, постоянное развитие.
Если желание и цель совпадают, это хорошо, но недостаточно. Желание может быстро измениться, все усилия пропадут даром. Намерение без волевых усилий тоже ведёт в никуда. Только поставленная цель самоорганизованной личностью приводит к результату.
Нужно научиться преодолевать лень, неуверенность. После принятия решения для сомнений места нет. Если на начальном этапе приходится себя преодолевать, то впоследствии ежедневные действия входят в привычку, становятся само собой разумеющимся.
Умение управлять собой, позволяет впоследствии руководить другими.
-
Как связано сознание и самосознание? Какие подходы к структуре самосознания существуют?
Сознание представляет собой одно из самых загадочных и многоликих явлений. На протяжении многих веков философы и психологи пытались понять сущность этого феномена.
Функции сознания очень многообразны. Сознание обеспечивает ориентацию человека в мире и возможность саморегуляции его деятельности. Сознание делает возможным общение и взаимодействие человека с другими людьми, процессы обучения, познания и творчества и многое другое.
Сознание можно определить как высшую, свойственную лишь человеку форму психического отражения действительности.
Сознание и мозг. Сознание есть свойство человеческого мозга. Мозг представляет собой чрезвычайно сложную материальную, физиологическую систему. Связь сознания и мозга нетрудно установить.
Например, при поражении определённых участков мозга у человека могут исчезать некоторые функции сознания — память, речь, зрительное восприятие и т. п. Но психологические процессы нельзя отождествлять с физиологическими. Процессы сознания — идеальны, физиологические процессы в мозге — материальны. Идеальным сознание является потому, что его образы и понятия не заключают в себе физических, химических или физиологических свойств. Кроме того, сознание всегда направлено на какой-либо предмет, а физиологические процессы не имеют такой направленности. Вообще же проблема отношения сознания и мозга – «психофизическая проблема» — чрезвычайно сложна и до сих пор далека от решения.
Структура сознания. В сознании можно выделить три основные сферы: познавательную, эмоциональную и волевую.
В структуру сознания входит также самосознание. Помимо осознания окружающего мира человек может также осознавать свой внутренний мир, свои собственные состояния сознания — чувства, мысли, эмоции. Эта способность называется самосознанием. Можно, иными словами, выделить предметное сознание, направленное на внешние явления, и самосознание. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения.
Сознание человека способно к рефлексии, т. е. к обращению на самоё себя, на свою собственную деятельность. Человек способен к наблюдению за внутренней работой сознания, что позволяет ему осознавать собственные переживания, чувства, мысли. Многие мыслители видели в самосознании и самопознании главную способность человека. Так, например, для Декарта самосознание выступало исходным пунктом философии.
Самопознание является основой для самооценки, которая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекватной (реальной) и неадекватной – либо завышенной, либо заниженной.
В самосознании человеку дано его Я. В этом понятии отражается то обстоятельство, что различные проявления и действия сознания имеют некоторый центр. Я придаёт единство различным процессам сознания. Посредством самосознания человеку даётся в большей или меньшей мере осознанная «Я-концепция» — целостный образ самого себя, включающий осознание своей внешности и внутренних качеств и способностей, а также своей социальной значимости. «Я-концепция» — важный структурный элемент психологического содержания личности, который складывается в деятельности и общении и который осознаётся посредством самосознания.
В человеческой психике есть и бессознательные уровни. Не всё освещено светом сознания, не всё доступно самосознанию, как это показали в XX в. З. Фрейд, К. Юнг и другие сторонники психоанализа. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих глубже осознаваемых психологических процессов и не поддающихся контролю со стороны сознания.
Сознание и язык. Важную роль в формировании и работе сознания играет язык. Обычно язык понимают лишь как средство выражения наших мыслей, как средство коммуникации между людьми. Однако есть точка зрения, что сознание, мышление не может существовать и функционировать без языка, без него мышление было бы лишь потоком непосредственных переживаний. Возьмём, например, предметную сторону сознания. Через предметное сознание нам даны не просто некие непонятные предметы, а осмысленные, имеющие значения вещи — дерево, дом, камень, лошадь и т. п. Язык даёт сознанию систему значений, поэтому человек в сознании имеет осмысленный мир.
Итак, можно сказать, что сознание человека представляет собой сложную многоуровневую систему, которая обеспечивает различные виды деятельности человека. Сознанию также присуще самосознание, придающее единство различным его явлениям, которые осознаются как принадлежащие одному и тому же Я.
-
В чем проявляется взаимосвязь самосознания и самоопределения?
Через самоопределение происходит реализация самосознания. В самоопределении личности проявляются основные характеристики индивидуальности человека. Поскольку самоопределение личности проистекает из ее самосознания, то отличительные особенности самосознания, представленные в различных теориях, находят отражение при описании самоопределения.
-
Чем отличается процесс самоутверждения от самореализации?
И самореализация, и самоутверждение — это механизмы развития личности. Предметом первого являются способности и дарования, а предметом второго — ценность собственного Я. В реальной жизни бывает трудно отличить самореализацию от самоутверждения, хотя понятно, что самореализация будет обнаруживаться в ощущениях собственной компетентности, а самоутверждение — в ощущениях собственной значимости.
-
Какими характеристиками обладают самоактуализирующаяся личность?
Самоактуализирующиеся личности являются особым типом людей, они кажутся не такими как все, «больше, чем просто людьми», говорил Абрахам Маслоу. Таких людей меньшинство, всего около 1%.
Именно самоактуализированные личности являются образцом психологически здоровых людей, а также тех, кто максимально проявляет истинную человеческую сущность.
Понятия самоактуализации и самореализации зачастую считают синонимами, однако, значения этих понятий отличаются. Самореализация включает в себя личностное развитие, а также демонстрацию другим содержания своей личности посредством творческих и коммуникативных процессов.
В психологии самоактуализация — это понятие, обусловленное предположением, что у каждого человека существует врожденный потенциал, который должен раскрыться и перейти из потенциальной в активную форму.
Стремление к самоактуализации является естественным и инстинктивным для всех живых организмов. Оно включает стремление к развитию, росту, проявлению и использованию всех способностей организма, а также повышение собственной эффективности. Самоактуализация предполагает стремление к новым впечатлениям, экспансии, контролю над событиями и автономии.
Несмотря на то что побуждение к самоактуализации является естественным и врожденным, человек не всегда способен прийти к гармоничному развитию. Это происходит из-за конфликта между природой человека, его естественными побуждениями и его личностью, которая была сформирована неправильно, под влиянием неадекватных требований общества. Подобный внутренний конфликт разрушает целостность индивида и зачастую является причиной неврозов и других психических расстройств.
15 основных признаков самоактуализированной личности:
1. Принятие себя, а также других такими, какие есть. Отсутствие защитных форм поведения.
2. Адекватное восприятие действительности, без влияния предрассудков, стереотипов и естественных потребностей.
3. Любознательность и интерес ко всему новому.
4. Простота и естественность, интуитивность и спонтанность в проявлениях.
5. Склонность к одиночеству и отстраненности от различных событий, в том числе и собственной жизни.
6. Независимость и автономность от окружения.
7. Выполнение жизненной миссии.
8. Свежесть восприятия, которая обычно свойственна исключительно детям и гениям.
9. Высокий уровень самопонимания. Хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, собственное Я уникально и неповторимо.
10. Чувство единства с человечеством в целом.
11. Демократичность и лояльность в отношениях. Готовность учится у других.
12. Чувство юмора по отношению к жизни и себе.
13. Крепкие моральные устои. Нравственность. Острое понимание справедливости, добра и зла.
14. Критичное отношение к культурной среде обитания. Идентификация себя не со своей культурой, а с человечеством в целом.
15. Креативность, проявляющаяся во всех действиях, вне зависимости от рода занятий.
Самоактуализированную личность отличает способность опираться на себя, потребность в самовыражении, а также умение жить «здесь и сейчас». Эти люди обладают ярко выраженной индивидуальностью, которая в то же время сочетается с выраженной сопричастностью к человечеству.