Файл: Для чего студентуфилологу нужно отлично освоить курс Введение в литературоведение Какое место занимает этот курс в системе современного университетского филологического образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ч А С Т Ь 1

1. Для чего студенту-филологу нужно отлично освоить курс «Введе-ние в литературоведение»? Какое место занимает этот курс в системе со-временного университетского филологического образования?

2. Определите цели и задачи курса «Введение в литературоведение».

3. В чем заключается предмет и назначение науки о литературе? Чем «ведает» наука о литературе?

4. Каков объем понятия «художественная литература»?

5. Как взаимодействует литературоведение с языкознанием и фольк-лористикой в содружестве филологических дисциплин?

6. Как соотносится литературная наука с философией, эстетикой, искусствознанием, психологией, книговедением, краеведением и другими смежными (нефилологическими) сферами познания?

7. В чем заключается диалогическая природа литературоведения? Определите принципиальное отличие «материала» литературы от «мате-риалов» других искусств.

8. Какой смысл вкладываем мы в понятие «классическая литерату-ра»?

9. Основные характеристики литературоведческого труда. Профес-сиональные опасности, подстерегающие литературоведа. Какие отрасли литературоведения мы относим к основополагающим и какие к историко-теоретическим? Попробуйте обосновать логику такого различения.

10. История литературы в составе литературоведения. Разновидно-сти историй литературы, их основные характеристики.

11. Теория литературы в составе литературной науки. Предмет и назначение теории литературы.

12. Литературная критика профессиональная, писательская, чита-тельская. История и теория журналистики как предмет специального лите-ратуроведческого изучения.


13. История и методология литературоведения. Как и чем отличают-ся профессии литературоведа и литературного критика?

14. Содержание понятий «творческий процесс писателя» и «литера-турный процесс».

15. Задачи текстологии как части литературоведения.

16. Виды изданий. Их общие характеристики.

17. Типы изданий художественных произведений. Основные издания сочинений русских писателей (по выбору экзаменующегося).

18. Вспомогательный аппарат издания и его назначение. Типы ком-ментариев, виды указателей.

19. Универсальные и отраслевые (литературные) энциклопедии.

20. Серийные издания (характеристика серии «Библиотека поэта»).

21. Серийные издания (характеристика серии «Литературные памят-ники»).

22. Источниковедение науки о литературе и его основные задачи. Первоисточники.

23. Источниковедение науки о литературе и его основные задачи. Источники.

24. Источниковедение науки о литературе и его основные задачи. Пособия.

25. Важнейшие библиотеки России. Характеристика одной из них по выбору студента.

26. Литературоведческие исследовательские институты. Основные направления их работы.

27. Архивы и литературные музеи.

28. Библиография в системе книжного дела. Главные функции биб-лиографии.

29. Основные направления библиографической работы. Виды биб-лиографии.

30. Основные вехи развития библиографии в России ХVIII-ХХ вв.

31. Справочно-библиографические издания по истории русской ли-тературы (характеристика одного из них по выбору экзаменующегося).

Ответы на 1 часть:


1.Курс «Введение в литературоведение» в системе университетского

обучения студента-филолога. Задачи курса: знакомство с литературове-

дением, его структурой, с системой понятий, терминологией, научными

подходами к словесному художественному произведению, а также крат-

ко (по усмотрению преподавателя) к литературному процессу. Необхо-

димость овладения принципами анализа произведения в его художе-

ственной целостности для научной, педагогической, редакторской и

критической деятельности специалиста-филолога.

Литературоведение — филологическая наука о сущности, происхо-

ждении и развитии художественной словесности как вида искусства.

Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Его взаимо-

действие с лингвистикой, риторикой, искусствознанием, эстетикой,

культурологией, общественной историей, а так-же с социологией, пси-

хологией, религиоведением, семиотикой. Проблема точности знания и

трудности терминологии в литературоведении. Историческая изменяе-

мость литературоведческой терминологии и неоднозначное истолкова-

ние терминов в различных научных школах.

Состав литературоведения. Основные дисциплины: история нацио-

нальных литератур, (история мировой литературы), литературно-худо-

жественная критика, теория литературы. Вспомогательные дисциплины:

историография, палеография, текстология, библиография. Теория ли-

тературы — дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике

художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведе-

ния и его функционировании, о литературном процессе.

2.Курс Введения в литературоведение призван создать у студентов представление о содержании и назначении литературной науки, об основных литературоведческих терминах и понятиях; приобщить обучающихся к азбуке современного литературоведения; дать слушателям необходимые представления о путях и навыках литературоведческого труда.

Задачи курса:

а) обеспечить усвоение основ теоретической поэтики, знание общих свойств художественной литературы как вида искусства, ее роли и места в социокультурной жизни;


б) показать эстетические возможности понимания и анализа литературных явлений с учетом их жанровой специфики;

в) обучить методикам анализа литературного произведения;

г) познакомить с основными фазами историко-литературного процесса;

д) подготовить к усвоению историко-литературных дисциплин, сформировав навыки грамотного владения литературоведческой терминологией.

Главная задача на начальной стадии бакалавров заключается в усвоении устойчивых, традиционных, «азбучных» основ литературоведения, того исходного минимума знаний и представлений, без успокоительно системного освоения которого невозможно полноценное изучение сопутствующих и последующих литературоведческих курсов.

3.Ведение (согласно «толковому словарю живого великорусского языка», составленному выдающимся русским писателем, этнографом, лексикографом XIX В. Владимиром Ивановичем Далем) – разумение, понимание; познание. Ведать – знать, иметь о чем-либо сведение, знание, весть.

Стало быть, литература способна подать нам весть о себе?! Разумеется. И это одна из самых увлекательных сторон литературоведческого труда (о чем у нас еще пойдет речь).

Уточним только, что «литература» – понятие в историческом времени обширное. Слово латинское по происхождению (от littera – буква). Литература – сообщество букв, значков, знаков.

Литература – все обозначенное, начертанное буквами, написанное, письменно оформленное. Термин сравнительно молод. Ему не более 500 лет. Когда он мог появиться в европейской культуре? После изобретения книгопечатания, т. е. конвейерно-литерного производства книг. Случилось это в Европе около 1440 г. Золотых дел мастер Иоганн Гуттенберг в Германии первым изобрел инструмент для стандартной отливки литер – букв, типографскую краску, печатный пресс[2].

Европейская и вся мировая цивилизация пережила мощнейший культурный взрыв. По огромной силе своей он близок к новейшему культурному взрыву, связанному с открытием и внедрением Интернета в бытовой обиход человечества.

Рукописную книгу, ее текст и иллюстрации творили от руки, старательно, благоговейно и долго (месяцами, а подчас и годами).

Эра Гуттенберга ознаменовала переход к совершенно новому, массовому тиражированию книги.

Вспомним заодно, что книгопечатание в России основал Иван Федоров (1510–1583). Первая, точно датированная (1564 г.) русская печатная книга – «Деяния и Послания святых апостолов».


Для нас литература – прежде всего художественная литература (устаревшее, но достаточно точное – «изящная словесность»), особый вид искусства – искусство слова.

4.Это далеко не все, что написано пером и напечатано. Художественная литература – это письменно оформленные словесные сочинения, создаваемые при активнейшем участии творческого воображения автора.

Заметим, что если в этом определении слово «письменно» заменить на слово «устно» и убрать упоминание об «авторе», то речь уже пойдет о фольклоре – об устном народном творчестве.

Но здесь же очень важно отметить: то, что обозначалось термином «литература» (в значении «художественная литература»), то, чем ведает наша наука, – намного древнее самого термина. Литература восходит к словесной культуре древнейших цивилизаций Египта, Китая, Индии, Иудеи, Греции, Рима… Как именовалась художественная литература до книгопечатания? С античных времен – это поэзия, или поэтическое искусство.

Сама наука о литературе древнего происхождения. Только прежде она именовалась поэтикой. Известно сочинение Аристотеля (IV век до н. э.) «Об искусстве поэзии» (его еще называют «Поэтикой»).

Поэзия (после XV–XVI вв. чаще именуемая литературой) с древних времен изучается поэтикой (которую мы теперь зовем литературоведением – аналог немецкого слова die Literaturwissenschaft).

В.Г. Белинский в статье 1840 г. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» предложил такое обозначение этого понятия, ставшее знаменитым и исполненное искреннего поэтического вдохновения и пафоса: «Как невидимое зерно, западает в душу художника мысль, и из этой благодатной и плодородной почвы развертывается и развивается в определенную форму, в образы, полные красоты и жизни, и наконец является совершенно особым, цельным и замкнутым в самом себе миром, в котором все части соразмерны целому, и каждая, существуя сама по себе и сама собою, составляя замкнутый в самом себе образ, в то же время существует для целого как его необходимая часть, и способствует впечатлению целого».

Текст Белинского звучит здесь как стихотворение в прозе. Скажут, определение нестрогое. Верно. Но излишняя строгость не даст желаемого эффекта, скорее наоборот.

Литературно-художественных текстов на всех языках и во все эпохи неисчислимая масса. Потребность в их созидании («производстве») неутолима, пока жив человек. Общение с этими текстами – занятие привычное настолько, что наше повседневное сознание не замечает очевидной тайны этого общения. Мы перестаем удивляться настоящему чуду, привыкая к нему в нашей каждодневной практике. Передо мной некая система знаков, букв, литер. Текст может быть написан пером, напечатан на бумаге, может существовать в современной электронной версии в Интернете. И если я понимаю язык знаков, я читаю и воспринимаю смысл текста. Набор знаков в моем сознании превращается в переживание смысла. И это превращение совершенно удивительно!