ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые могут осложниться речевыми нарушениями. Известно, что нормальное довербальное развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речевой функции, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким для него лицом.
Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи с образами предметов окружающей действительности. Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.
Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Необходимо создавать условия для овладения ребенком двигательными навыками, в частности моторным аппаратом и манипулятивной деятельностью рук.
Важным стимулом для развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2-3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи. По мере взросления ребенка следует создавать ситуации мотивированного речевого общения.
Развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях : полиглоссия, сверхшумное окружение. При одновременном раннем усвоении ребенком двух и более языковых систем могут появляться запинки судорожного характера, нарушения звукопроизношения, словообразования и лексико-грамматической стороны речи. При несоблюдении частотных и звукоусиливающих норм у ребенка возникают дискомфортные ощущения со стороны слухового аппарата, понижается порог слуховой чувствительности, уменьшается диапазон воспринимаемых частот, снижается острота слуха.
Речь
развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушения темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.
Использование лепета и сюсюканья в общении с ребенком не только не стимулирует его к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их возрастных возможностей стихотворения. В результате излишней стимуляции речевого развития ребенка и перегрузки физиологических механизмов речи возрастные нарушения произношения закрепляются и преумножаются. Формирование речевых навыков должно соответствовать возрастной норме.
В системе работы с детьми по развитию речи необходимо осуществлять контроль и самоконтроль за произношением, использовать упражнения на развитие артикуляционной моторики, вырабатывать у детей привычку смотреть во время речи на собеседника, следить за движениями его артикуляционного аппарата.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, которое способствует развитию фонематического восприятия, являющегося необходимым условием для овладения грамотой.
Занятия с дошкольниками следует проводить в игровой форме, использовать детский фольклор. Большое значение имеет соблюдение режима дня ребенка. При поступлении в ДОУ важно соблюдать охранительный психогигиенический режим в адаптационный период, т. к. стрессовая ситуация вхождения в новый коллектив может спровоцировать задержку и регресс достигнутого ранее уровня развития ребенка. Следует использовать поэтапное приспосабливание ребенка к новым социально-психологическим условиям и реализовывать принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Единые требования к организации психогигиенического охранительного режима в образовательном учреждении обозначены в нормативно-правовых
документах и программах.
Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах после 2,5 лет (испуг, переживания, влияние отдельных характерологических особенностей матери, неприятие ребенком со стороны членов семьи, особенности микроклимата неполной семьи, наличие конфликтных взаимоотношений, внезапные негативные изменения в структуре семьи, воспитание ребенка в двух домах, отсутствие единства требований воспитания, резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания, неадекватный тип воспитания ребенка, длительная психотравмирующая ситуация, и т. д.). Эти факторы задерживают развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывают у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание
Речевой аппарат состоит из двух частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сложной сенсо-моторной системы, конечным итогом которой является приведение в готовность оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуляторной задачи сообразно интегрированной в мозгу программе. Наличие дефектов в речевом аппарате серьезно влияют на жизнь ребенка, его успехи в освоении школьной программы и социальной адаптации.
Чтобы человек произносил звуки без дефектов, важна согласованная работа всех органов, участвующих в звукообразовании. Если мышцы артикуляционного аппарата будут слабо развиты, то результатом этого будет неправильное звукопроизношение. Поэтому очень важно знать строение артикуляционного аппарата и принцип работы его органов.
Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), которые участвуют в производстве звуков речи и голоса. Соответственно, согласованная работа всех органов, входящих в состав артикуляционного аппарата, порождающая речь, называется артикуляцией – акта, состоящего из 3 последовательных фаз:
Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:
К артикуляционным органам относятся: ротовая полость (язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, щеки), глотка и гортань.
Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижные: верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи осуществляют определенные движения для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и вся нижняя челюсть. Пассивные органы выполняют лишь вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.
Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отдел. Функция центрального отдела – это регуляция процесса речи. Он включает в себя кору головного мозга, подкорковые узлы, пучки нервных волокон, задачей которых является провождение импульса, а также нервы, которые проходят к мышечным волокнам (артикуляторным, голосовым и дыхательным).
Артикуляционный аппарат входит в периферический речевой аппарат, и его основная функция – это образование звуков (совместно с голосовым и дыхательным отделом).
Любые дефекты артикуляционного аппарата (врожденные или приобретенные) так или иначе негативно влияют на формирование и развитие речевой функции.
К основным дефектам относятся:
Существует большое количество упражнений, но мы укажем несколько из них. Их можно выполнять не только с логопедом, но и дома.
Упражнение «Дудочка»: Ребенок вытягивает губы вперед трубочкой. Способствует укреплению мышц языка, а также учит ребенка вытягивать губы в трубочку.
Упражнение «Лошадка»
Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи с образами предметов окружающей действительности. Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.
Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Необходимо создавать условия для овладения ребенком двигательными навыками, в частности моторным аппаратом и манипулятивной деятельностью рук.
Важным стимулом для развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2-3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи. По мере взросления ребенка следует создавать ситуации мотивированного речевого общения.
Развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях : полиглоссия, сверхшумное окружение. При одновременном раннем усвоении ребенком двух и более языковых систем могут появляться запинки судорожного характера, нарушения звукопроизношения, словообразования и лексико-грамматической стороны речи. При несоблюдении частотных и звукоусиливающих норм у ребенка возникают дискомфортные ощущения со стороны слухового аппарата, понижается порог слуховой чувствительности, уменьшается диапазон воспринимаемых частот, снижается острота слуха.
Речь
развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушения темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.
Использование лепета и сюсюканья в общении с ребенком не только не стимулирует его к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их возрастных возможностей стихотворения. В результате излишней стимуляции речевого развития ребенка и перегрузки физиологических механизмов речи возрастные нарушения произношения закрепляются и преумножаются. Формирование речевых навыков должно соответствовать возрастной норме.
В системе работы с детьми по развитию речи необходимо осуществлять контроль и самоконтроль за произношением, использовать упражнения на развитие артикуляционной моторики, вырабатывать у детей привычку смотреть во время речи на собеседника, следить за движениями его артикуляционного аппарата.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, которое способствует развитию фонематического восприятия, являющегося необходимым условием для овладения грамотой.
Занятия с дошкольниками следует проводить в игровой форме, использовать детский фольклор. Большое значение имеет соблюдение режима дня ребенка. При поступлении в ДОУ важно соблюдать охранительный психогигиенический режим в адаптационный период, т. к. стрессовая ситуация вхождения в новый коллектив может спровоцировать задержку и регресс достигнутого ранее уровня развития ребенка. Следует использовать поэтапное приспосабливание ребенка к новым социально-психологическим условиям и реализовывать принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Единые требования к организации психогигиенического охранительного режима в образовательном учреждении обозначены в нормативно-правовых
документах и программах.
Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах после 2,5 лет (испуг, переживания, влияние отдельных характерологических особенностей матери, неприятие ребенком со стороны членов семьи, особенности микроклимата неполной семьи, наличие конфликтных взаимоотношений, внезапные негативные изменения в структуре семьи, воспитание ребенка в двух домах, отсутствие единства требований воспитания, резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания, неадекватный тип воспитания ребенка, длительная психотравмирующая ситуация, и т. д.). Эти факторы задерживают развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывают у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание
-
Строение и функционирование артикуляционного отдела периферического речевого аппарата.
Речевой аппарат состоит из двух частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сложной сенсо-моторной системы, конечным итогом которой является приведение в готовность оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуляторной задачи сообразно интегрированной в мозгу программе. Наличие дефектов в речевом аппарате серьезно влияют на жизнь ребенка, его успехи в освоении школьной программы и социальной адаптации.
Чтобы человек произносил звуки без дефектов, важна согласованная работа всех органов, участвующих в звукообразовании. Если мышцы артикуляционного аппарата будут слабо развиты, то результатом этого будет неправильное звукопроизношение. Поэтому очень важно знать строение артикуляционного аппарата и принцип работы его органов.
Что такое артикуляционный аппарат
Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), которые участвуют в производстве звуков речи и голоса. Соответственно, согласованная работа всех органов, входящих в состав артикуляционного аппарата, порождающая речь, называется артикуляцией – акта, состоящего из 3 последовательных фаз:
-
Экскурсия (приступ) – органы речи занимают правильную позицию для произнесения какого-нибудь звука. -
Выдержка – фиксация правильной позиции. -
Рекурсия (отступ) – возврат органов в исходное состояние, либо принятие другой позиции для произнесения следующего звука.
Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:
К артикуляционным органам относятся: ротовая полость (язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, щеки), глотка и гортань.
Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижные: верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи осуществляют определенные движения для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и вся нижняя челюсть. Пассивные органы выполняют лишь вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.
Функции артикуляционного аппарата
Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отдел. Функция центрального отдела – это регуляция процесса речи. Он включает в себя кору головного мозга, подкорковые узлы, пучки нервных волокон, задачей которых является провождение импульса, а также нервы, которые проходят к мышечным волокнам (артикуляторным, голосовым и дыхательным).
Артикуляционный аппарат входит в периферический речевой аппарат, и его основная функция – это образование звуков (совместно с голосовым и дыхательным отделом).
Основные дефекты
Любые дефекты артикуляционного аппарата (врожденные или приобретенные) так или иначе негативно влияют на формирование и развитие речевой функции.
К основным дефектам относятся:
-
Расщелина губы (ее еще называют «заячьей губой»). У ребенка наблюдается щель верхней губы, которая идет от красной каймы к носу. -
Передний открытый прикус. Данный дефект характеризуется не смыканием передних верхних и нижних зубов. -
Прогения. Относится к дефектам прикуса, для которого характерно чрезмерное развитие нижней челюсти, которая заметно выступает вперед. Если у ребенка вперед выступает верхняя челюсть, то это называется прогнатией. -
Прикус ортогенический. Еще один из дефектов прикуса, для которого характерно такое смыкание зубов, при котором верхние зубы не перекрывают нижние, а плотно стыкуются с ними. -
Диастема – данный дефект характеризуется чрезмерно большим промежутком (по сравнению с нормой) между зубами, который отделяет два рядом стоящих зуба (как правило, верхней челюсти). Бывает ложной (устраняется после смены молочных зубов постоянными) и истинной (наблюдается, когда все зубы уже прорезались). -
Готическое нёбо – аномалия развития верхней челюсти, которое характеризуется высоким аркообразным сводом твердого нёба. -
Короткая уздечка языка. При таком врожденном дефекте движение языка оказывается затрудненным. К другим дефектам языка относится его недоразвитие или чрезмерное развитие, а также нарушение его подвижности (в результате парезов и параличей)
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
Существует большое количество упражнений, но мы укажем несколько из них. Их можно выполнять не только с логопедом, но и дома.
Упражнение «Дудочка»: Ребенок вытягивает губы вперед трубочкой. Способствует укреплению мышц языка, а также учит ребенка вытягивать губы в трубочку.
Упражнение «Лошадка»